12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна8667
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
3

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ПРЕКРАСНОЕ РЯДОМ"

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»


Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2022

Протокол № _____

_____________________________


Утверждена педсоветом

школы-интерната № 1

«___» ___________ 2022

Протокол № _____

Заместитель директора по УР

Ветохина И.В. _____________


Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2022

Приказ № _____

Маликова Н.А.









РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

"ПРЕКРАСНОЕ РЯДОМ"

КЛАСС "ОСОБЫЙ РЕБЕНОК" 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ «А»

на 2022 – 2023 учебный год.


Учитель: Кобзарева Е.А.





Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления " Прекрасное рядом" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».

Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению "Прекрасное рядом" ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества. Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Задачи:

Способствовать формированию навыков поведения в обществе.

Способствовать воспитанию чувства коллективизма.

Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни. Формы и методы:

Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).

Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).

Практические ( игровые практикумы).

Планируемые результаты

В сфере личностных базовых учебных действий у учащихся будут сформированы:

учебно – познавательного интерес к формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

В сфере регулятивных базовых учебных действий учащиеся научатся:

решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Решать нравственные задачи с такими понятиями.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных базовых учебных действий учащиеся научатся:

различать стандартные приёмы эстетических форм общения. Распределение ролей, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

приобретать и осуществлять практические навыки и умения

осваивать особенности художественно – выразительных средств, развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.

В сфере коммуникативных базовых учебных действий учащиеся научатся:

первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение и позицию;

Ожидаемые результаты реализации программы.

Личностными БУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные БУД:

Давать самооценку.

Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу …

Познавательные БУД:

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Коммуникативные БУД:

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание программы

п/п

Раздел программы

Всего часов

Содержание

1

Прекрасное в искусстве.


6

Дети получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, культурных традиций, фольклора народов России; получат возможность посетить музеи и выставки. На основе приобретенных навыков обучающимся предоставляется возможность полного самовыражения в создании фантастических образов растений, животных, сказочных героев, красочных образов окружающих предметов и явлений через творческие проекты.

Коммуникативные БУД:

– Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

– Уметь донести свою позицию до других.

– Слушать и понимать речь других.

2

Мир театра.

9

Учит детей коллективной работе, работе с партнёром, общаться со зрителем. В ходе занятий учащиеся учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.В разделе ведется работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Важной формой занятий являются экскурсии в театр.

БУД: использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

3

Волшебный мир книг.


6

Посвящен воспитанию у учащихся видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу. По итогам прочтения книг дома и в школе выполнение проектных групповых работ, изготовление плакатов, инсценирование. В этом разделе также планируется посещение библиотек. Активизации деятельности учащихся способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.

БУД: – Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

– Уметь донести свою позицию до других.

– Слушать и понимать речь других.

– Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

4

Культура родного края.



3

Отражает системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. В данном разделе рассматриваются природные, культурные, исторические объекты Донского края. Организация деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Раздел предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации, викторины, тематические и обзорные экскурсии. Помимо коллективных занятий, предполагается выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.

БУД:

– Уметь донести свою позицию до других.

– Слушать и понимать речь других.

– Умение вести проблемный диалог с помощью учителя (побуждающий и подводящий диалог).

– Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

– Приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки.

5

В мире природы.


6

Предполагает развитие умения наблюдать за красотой природы во всех ее проявлениях. Дети будут рассматривать растениям, животные, а также объекты неживой природы не только со стороны заботы о них и охраны. Предполагается работа и по наблюдению за художественной ценностью природных составляющих. Это планируется отражать в индивидуальных и коллективных рисунках, творческих проектных работах. Дети смогут наблюдать за природой глазами поэтов, писателей, художников и музыкантов. Этому будет способствовать работа со стихами, инценирование рассказов, слушание голосов природы в музыкальных произведениях. В разделе запланированы экскурсии на природу, где дети смогу пополнить свои знания о природных объектах, понаблюдать за их обликом и повадками и отразить свои наблюдения в творческих работах.

БУД:– Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

– Слушать и понимать речь других.

– Умение вести проблемный диалог с помощью учителя (побуждающий и подводящий диалог).

– Приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки.

– Наблюдать и видеть, слушать и слышать прекрасное в природе.

Используемая литература:

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;

Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011

Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен  – М. АСТ; СПб: Сова, 2010

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2009г.

Дорохов А. «О культуре поведения»;

Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.



Календарно-тематическое планирование «Прекрасное рядом»

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные


1 четверть


9




1

Анимация, анималисты.

02.09

1

Знать правила поведения на уроке.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Рассматривание картин, смешивание красок по образцу, работа по этапам.


2

Красочный и живой мир животных

09.09

1

Знать правила поведения на перемене.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки.

3

Сюжеты из жизни. Оформление.

16.09

1

Знать правила поведения работы в коллективе.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Просмотр мультфильмов. Картины и иллюстрации к книгам.

4

Творческий проект «Фантик от шоколадки»

23.09

1

Знать правила поведения в школе, в классе.

Владение навыками коммуникации.

Игра "Пробуем иллюстрировать сказку".

5

Творческая мастерская художников.

30.09

1

Знать правила поведения в спальне.

Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях.


Игра "Работаем с раскрасками".

6

Экскурсия в библиотеку.

07.10

1

Знать правила поведения в библиотеке.

Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о необходимом жизнеобеспечении.


Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку.

8

Виды театрального искусства.

14.10

1

Знать значения вежливых слов. Употреблять вежливые слова в речи.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая беседа «Вежливые слова».

9-10

Театральная игра «Сказка, сказка, ждем тебя».

21.10

28.10

2

Уметь дорожить дружбой.

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Знакомство с театром Образцова.


II четверть


7




1

Инсценирование мультяшных сказок.

11.11

1

Знать правила общения с учителем.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Разыгрывание кукольного спектакля.

2

Чтение в лицах стихов А. Барто.

18.11

1

Уметь выражать свое сочувствие.

Принятие и освоение социальной роли учащегося.

Познавательная беседа. Выбор мультяшной сказки, распределение ролей, диалоги героев.

3

Музыкальные пластические игры.

25.11

1

Знать членов своей семьи.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Составление рассказа по плану о семье.

4

Этюды «Оживление неодушевленных предметов».

02.12

1

Уметь оказывать помощь друзьям.

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Обыгрывание ситуаций.

5

Чтение в лицах стихов Э.Успенского.

09.12

1

Уметь отвечать за свои слова.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

6-7

Игра «Сказка ложь, да в ней намек…».

16.12

23.12

2

Уметь вести диалог со сверстниками.

Проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Ролевые игры.




III четверть


1




1

Писатели - детям.

13.01

1

Знать правила общения с товарищами и друзьями.

Развитие этических чувств, проявление эмоционально-нра­вственной отзывчивости.

Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа.

2

По произведениям Н. Михалкова.

20.01

1


Знать названия звуков (букв).

Познавательная беседа. Повторение букв, выкладывание картинок.

3

По произведениям К. Чуковского.

27.01

1

Быть трудолюбивыми.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

4

Зарубежный фольклор.

03.02

1

Уметь доводить начатое дело до конца.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.

5

Сказочный десант.

10.02

1

Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Познавательная беседа. Заучивание с помощью учителя наизусть.

6

Литературная викторина. Читаем сказки Г.Х.Андерсена.

17.02

1

Бережно относиться к результатам труда.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни


Беседа "Почему надо беречь труд?"

7

Экскурсия «Проведаем книгу.

22.02

1

Беречь свои школьные вещи.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Игра " Рисование, инсценирование сказок»".

8

Стихи о Донской земле. Творчество М.А. Шолохова.

03.03

1

Знать и соблюдать правила личной гигиены.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.


9

Народные праздники. Моя малая Родина – Красный Сулин и Новошахтинск.

10.03

1

Уметь хранить вещи на их местах.

Воспитание эстетических потребностей.

Практическое занятие.

10

Сказки на новый лад.

17.03

1

Знать и соблюдать правила личной гигиены.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности.

Чтение и разучивание под руководством учителя стихов.


IV четверть


8




1

Огород на подоконнике.

07.04

1

Уметь бережно относиться к одежде.

Развитие готовности к сотрудничеству.


2

Природа в произведениях писателей и поэтов.

14.04

1

Уметь ухаживать за своими вещами.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практикум по уходу за вещами, обувью.

3-4

Легенды о цветах.

21.04

28.04

2

Различать одежду для будничных дней и праздничных.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Веселые инсценировки. Раскраски.

5

Природный художник – паук.

05.05

1

Знать правила поведения на улице, в транспорте.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета.

6

Волшебные слова: "Цвет неба. Мечтаем на природе".

12.05

1

Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста".

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

7-8

Лес моей мечты (рисуем, разукрашиваем).

19.05

26.05

2

Знать правила поведения в общественных местах.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Вырезаем животных по трафарету. Составляем совместный зоопарк. Проектная деятельность.



Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.