Авторская программа по фортепиано

2
0
Материал опубликован 15 February





ДОПОЛНИТЕЛЬН АЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Фортепиано»



НАПРАВЛЕНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ



Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 8-12 лет

Срок реализации: 5 лет



Составитель:

Иванова Ангелина Павловна,

педагог дополнительного образования



г. Москва

2025 г


Пояснительная записка:

На сегодняшний день фортепиано является одним из популярных инструментов среди детей и взрослых. Обучение игре на фортепиано воспитывает характер ребенка в целом, так как происходит развитие способностей в различных областях, порой, даже не связанных с музыкой: развитие слуховой и зрительной памяти, развитие моторно-двигательного аппарата, развитие образного мышления, способствует изучению иностранных языков, развивает чувство ритма и координации. Обучаясь по программе, дети приобретают творческий опыт публичных выступлений, исполняя произведения на концертах и конкурсах. Программа предмета «фортепиано», художественной направленности, ориентирована на приобретение детьми основных навыков игры на инструменте, воспитание духовных и нравственных ценностей. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся, предусматривает образовательный процесс как в очном режиме, так и с применением дистанционных технологий. Данная программа имеет базовый уровень, так как входит в комплекс основных дисциплин музыкального отделения: сольфеджио, хор, музыкальная литература.

Цель программы: развитие творческих музыкальных способностей посредством игры на фортепиано.
Задачи программы:

Воспитательные:

- воспитывать и развивать личностные качества, позволяющие уважать, принимать духовные и культурные ценности.

- формировать навыки взаимодействия с преподавателями и обучающихся в образовательной сфере.

- формировать эстетические взгляды и музыкальный вкус.

- воспитать умение давать адекватную оценку своему труду.

Развивающие:

- развивать основные пианистические навыки, способствующие освоению программы в соответствии с регламентом.

- развивать умение планировать свои занятия и привить осуществление самостоятельного контроля.

- развивать навыки в игры в ансамбле.

Образовательные:

- помогать преодолевать трудности, стремиться к исправлению ошибок.

- обучать основам композиции, импровизации, транспонированию музыкального текста.

- обучать основным навыкам анализа нотного текста.

- развивать мышление: умение анализировать.

Срок освоения программы: 5 лет. Возраст учащихся от 6 до 12 лет. Объем занятий, предусмотренный программой, составляет 79 часов в год.

Форма проведения занятий:

Индивидуальная. Продолжительность урока – 40 минут.

Планируемые результаты:

По окончании 1-го класса учащиеся будут:

Владеть посадкой за инструментом и постановкой рук. Понимать музыкальную грамоту: знание скрипичного и басового ключа, нахождение нот на клавиатуре, знание расположения нот на нотном стане, знание длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая). Уметь разбирать произведение отдельно каждой рукой со счетом. Знать основные приемы игры (legato, staccato, non legato). Исполнять гаммы до одного знака в прямом движении двумя руками в две октавы (натуральный, хроматические виды).

По окончании 2-го класса учащиеся будут:

Читать с листа одноголосные произведения. Исполнять гаммы до двух знаков включительно в прямом движении в две октавы, обращения тонического трезвучия. Владеть музыкальной терминологией до 15 терминов. Владеть основными приемами игры (legato, staccato, non legato). Понимать сложные ритмические рисунки (синкопированные, пунктирные ритмы). Владеть точным исполнением штрихов, аппликатуры, динамики. Владеть представлением о крупной форме и произведений с элементами полифонии. Исполнять упражнения на разные виды техники (упражнения Ганона 1-5). Обладать навыками педализации.

По окончании 3-го класса учащиеся будут:

Читать произведения с листа одновременно двумя руками. Играть гаммы до трех знаков включительно в прямом и расходящемся движении в четыре октавы, длинные и короткие арпеджио, аккорды. Обладать музыкальной терминологией до 30 терминов. Исполнять пьесы более длительные по продолжительности, требующих раскрытия художественного замысла. Обладать навыками выразительного исполнения. Обладать навыками слухового контроля и уметь работать с трудным материалом самостоятельно. Иметь представление о полифонии. Исполнять упражнения на разные виды техники (упражнения Ганона 1-10). Подбирать по слуху легкие попевки и уметь их транспонировать.

По окончании 4-го класса учащиеся будут:

Читать произведения с листа, одновременно используя разные штрихи в обоих руках. Играть гаммы до четырех знаков включительно в прямом и расходящемся движении в четыре октавы, длинные, короткие, ломанные арпеджио, аккорды. Иметь представление о формообразующих особенностях полифонических пьес. Обладать навыками музыкальной терминологии до 40 терминов. Исполнять разнохарактерные пьесы. Уметь подбирать по слуху, придумывать легкий аккомпанемент к мелодии. Обладать навыками педализации.

По окончании 5-го класса учащиеся будут:

Иметь опыт публичных выступлений на конкурсах и концертах. Уметь воплощать художественный замысел и раскрывать характер произведения; передавать стилистические особенности. Виртуозно владеть техническим приемами игры: беглость и независимость пальцев в комплексе со свободным пластичным аппаратом. Уметь грамотно выстраивать многоголосие в полифонических произведениях. Владеть навыками тонкой педализации.

Содержание программы

Учебный (тематический) план. 1-й год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Знакомство с инструментом

2

1

1

Беседа, обсуждение

3

Посадка за инструментом и постановка рук

6

2

4

Педагогическое наблюдение

4

Изучение нотной грамоты и обучение чтению нот с листа

15

5

10

Беседа, обсуждение, практические занятия

5

Изучение длительностей и метроритма

4

2

2

Практические занятия

6

Знакомство с основными приемами игры: legato staccato

4

2

2

Практические занятия

7

Освоение музыкальной терминологии

3

2

1

Устный опрос

8

Работа над гаммами и этюдами

10

2

8

Технический зачет

9

Работа над фортепианным репертуаром

20

5

15

Практические занятия, контрольные занятия

10

Творческое развитие учащийся посредством информационно-коммуникативных технологий

10

5

5

Беседы с применением аудио и видеоматериалов. Посещение различных мероприятий

11

Итоговое занятие

4

-

4

Итоговые занятия, зачеты, концерты, конкурсы


Итого

79

27

52



Учебный (тематический) план. 2-й год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Развитие музыкальной грамоты

7

3

4

Практические занятия, устный опрос

3

Формирование навыков чтения с листа

10

2

8

Контрольные занятия, опрос

4

Работа над основными приемами звукоизвлечения

8

2

6

Беседы с использованием аудио и видеоматериалов

5

Работа над упражнениями для развития техники

8

4

4

Практические занятия

6

Работа над гаммами и этюдами

10

2

8

Технический зачет

7

Ансамблевое исполнительство

10

5

5

Практические занятия, контрольные занятия

8

Работа над фортепианным репертуаром

20

5

15

Тесты, опросы, практические занятия

9

Итоговое занятие

5


-

5

Переводной экзамен. Выбор программы на следующий год.


Итого

79

24

55



Учебный (тематический) план. 3-й год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

теория

Практика

1

Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Развитие музыкальной грамоты

7

3

4

Практические занятия, устный опрос

3

Формирование навыков чтения с листа

10

2

8

Контрольные занятия, опрос

4

Работа над произведениями отечественных и зарубежных композиторов

4

2

2

Практические занятия с использованием аудио и видеоматериалов

5

Работа над упражнениями для развития пальцевой техники

6

2

4

Практические занятия

6

Знакомство с импровизацией и подбором по слуху

4

1

3

Практические занятия, беседа

7

Изучение музыкальной терминологии

2

1

1

Устный опрос

8

Работа над гаммами и этюдами

10

2

8

Технический зачет

9

Ансамблевое исполнительство

10

5

5

Практические занятия, контрольные занятия

10

Работа над фортепианным репертуаром

20

5

15

Тесты, опросы, практические занятия

11

Итоговое занятие

5

-

5

Итоговые занятия, концерты, конкурсы


Итого

79

24

55



Учебный (тематический) план. 4-й год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Развитие музыкальной грамоты

5

1

4

Практические занятия, устный опрос

3

Совершенствование навыков владения педализацией

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4

Совершенствование навыков чтения с листа

5

2

3

Контрольные занятия, опрос

5

Работа над основными приемами звукоизвлечения

8

2

6

Беседы с использованием аудио и видеоматериалов

6

Работа над упражнениями для развития техники

8

4

4

Практические занятия

7

Импровизация и подбор по слуху

5

2

3

Практические занятия, беседа

8

Работа над гаммами и этюдами

10

2

8

Технический зачет

9

Ансамблевое исполнительство

10

5

5

Практические занятия, контрольные занятия

10

Работа над фортепианным репертуаром

20

5

15

Тесты, опросы, практические занятия

11

Итоговое занятие

5

-

5

Итоговые занятия, концерты, конкурсы


Итого

79

25

54



Учебный (тематический) план. 5-й год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Совершенствование навыков владения педализацией

7

3

4

Практические занятия, устный опрос

3

Совершенствование навыков чтения с листа

5

1

4

Контрольные занятия, опрос

4

Работа над произведениями экзаменационной программы

20

5

15

Практические занятия с использованием аудио и видеоматериалов

5

Работа над упражнениями для развития пальцевой техники

10

4

6

Практические занятия

6

Подбор произведений, сочинение пьесы

12

5

7

Практические занятия, беседа

7

Совершенствование музыкальной терминологии

2

1

1

Устный опрос

8

Работа над гаммами и этюдами

5

2

8

Технический зачет

9

Ансамблевое исполнительство

7

2

5

Практические занятия, контрольные занятия

10

Итоговое занятие

10

-

10

Итоговый экзамен, концерты, конкурсы


Итого

79

24

55




Содержание учебного (тематического) плана. 1-й год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

знакомство с инструментом

Теория (1ч) Знакомство с учеником. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с инструментом

Теория (1ч). Понятие строения инструмента, молоточковой системы. расположение нот на клавиатуре, знакомство с регистрами: низкий и высокий. Понятие формирования пианистического аппарата, знакомство с аппликатурой (названия пальцев).

Практика (1ч). Нахождение ноты «до» на клавиатуре. Нахождение ноты «до» в разных регистрах. Упражнение «радуга» - перенос ноты «до» из октавы в октаву. Нахождение нот «ре» и «ми» Знакомство с нотным станом. Игра начальных пьес по сборнику Корольковой «Малыш за роялем» с точным представлением о правильном положении пианистического аппарата.

Посадка за инструментом, постановка рук

Теория (2ч). Правильная посадка по центру инструмента на кончике стула, Объяснение правильного положения рук, корпуса, ног. Формирование свободного пианистического аппарата посредством игры легких пьес.

Практика (4ч). Игра упражнений и пьес. Понятие аппликатурных принципов.

Изучение нотной грамоты и чтение нот с листа

Теория (5ч) Знакомство с длительностями (четверть, половинная). Нахождение нот на клавиатуре. Изучение понятия «октава». Работа с карточками для изучения нотного стана. Знакомство с альтерацией (диез, бемоль). Закрепление и усвоение полученных знаний. Формирование навыков чтения с листа левой и правой рукой в скрипичном ключе. Изучение интервалов.

Практика(10ч). Игра пьес по сборнику Корольковой. Точное выполнение поставленных задач. Построение интервалов и двойных нот на клавиатуре. Написание музыкального диктанта.

Изучение длительностей и метроритма

Теория (2ч). Закрепление материала. Длительности (четверть, половинная, восьмая). Изучение основ метроритма. Освоение ритмического рисунка.

Практика (2ч.) Игра упражнений для развития метроритмических способностей. Прохлопывание различных ритмических рисунков.

Знакомство с основными приемами игры legato staccato

Теория(2ч). Понимание основных приемов звукоизвлечения. Разбор примеров, слушание музыки.

Практика (2ч). Работа над основными приемами игры в упражнениях и пьесах. Работа над постановкой рук.

Освоение музыкальной терминологии

Теория (2ч). Знание основных обозначений темпов и характера исполнения профессиональной терминологии.

Практика (1ч). Формирование навыков грамотного прочтения нотного текста с использованием профессиональную терминологии. (итальянский и немецкий языки).

Работа над гаммами, этюдами

Теория (2ч). Изучение гамм до- мажор и ля-минор, разбор этюдов на разные виды техники.

Практика (8ч). Исполнение гамм двумя руками в две октавы на «legato». Исполнение этюдов.

Работа над фортепианным репертуаром

Теория (5ч). Разучивание разнохарактерных пьес. Чтение с листа. Подбор по слуху небольших попевок, расположенных на 3-4 нотах. Знакомство с басовым ключом. Изучение основных средств музыкальной выразительности, формирование раскрытия художественного замысла произведения. Знакомство с приемами педализации.

Практика (15ч). Приобретение навыков выразительного исполнения музыкального материала. Приобретение исполнительских навыков. Работа над произведениями, развитие образного мышления учащихся. Развитие слухового контроля и умения анализировать исполняемый материал.

Творческое развитие учащихся посредством информационно-коммуникативных технологий

Теория (5ч). Беседы с использованием аудио и видеоматериалов. Жизнь и творчество русских и зарубежных композиторов. Развитие музыкально-слуховых представлений.

Практика(5ч). Анализ исполняемого произведения, формирование слуха, умение различать исполнения, создание собственной художественной интерпретации по примеру услышанного. Посещение концертов и мероприятий с целью духовного роста.

Итоговое занятие

Практика (4ч). Итоговое занятие. Подведение итогов года. Работа над ошибками. Выбор программы на следующий год обучения

Содержание учебного (тематического) плана. 2-й год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория (1ч). Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности.

Развитие музыкальной грамоты

Теория (3 ч). Изучение сложных ритмических рисунков. Расположение и нахождение нот в скрипичном и басовом ключах. Постановка рук и работа над основными приемами игры.

Практика (4 ч). Совершенствование навыков чтения с листа двумя руками. Прохлопывание сложных ритмических рисунков. Транспонирование музыкального фрагмента на 0.5-1 тона. Подбор музыкальной фразы по слуху.

Формирование навыков чтения с листа

Теория (2ч). Вертикальное восприятие материала (обеих рук одновременно). Распознавание нот на нотоносце.

Практика (8ч). Точное исполнение оттенков и динамических указаний. Точное воспроизведение ритмического рисунка при чтении произведений с листа.

Работа над основными приемами звукоизвлечения

Теория (2ч). Закрепление основных приемов звукоизвлечения.

Практика (6ч). Воспитание грамотного прочтения нотного текста

Работа над упражнениями для развития техники

Теория (4ч). Изучение упражнений Ганона

Практика (4ч). Работа над упражнениями Ганона. Работа над постановкой пианистического аппарата. Развитие беглости пальцев.

Работа над гаммами и этюдами

Теория (2ч). Изучение гамм до одного знака включительно. Изучение расходящегося движения, коротких апреджио.

Практика (8ч). Исполнение гамм двумя руками в две октавы. Динамическое разнообразие. Развитие беглости и независимости пальцев. Работа над постановкой пианистического аппарата.

Ансамблевое исполнительство

Теория (5ч). Знакомство с игрой в ансамбле. Воспитания навыков игры в ансамбле. Взаимопонимание между исполнителями: грамотное исполнение штрихов, метроритмическая точность, художественное наполнение. Знание партии партнера.

Практика (5ч). Развитие чувства единения между исполнителями в ансамбле. Проработка ансамблевого репертуара. Работа над штрихами и динамическими указаниями. Раскрытие художественного замысла произведения.

Работа над фортепианным репертуаром

Теория (5ч). Разучивание разнохарактерных пьес. Чтение с листа двумя руками в скрипичном и басовом ключах. Подбор по слуху небольших попевок, расположенных на 5 нотах. Изучение основных средств музыкальной выразительности, формирование раскрытия художественного замысла произведения. Совершенствование основных приемов педализации. Преодоление эстрадного волнения путем бесед с обучающимся, придающих уверенность и стабильность во время исполнения программы.

Практика (15ч). Работа над художественными средствами выразительности при исполнении музыкального материала. Приобретение исполнительских навыков. Работа над произведениями, развитие образного мышления учащегося. Развитие слухового контроля и умения анализировать исполняемый материал.

Итоговое занятие

Переводной экзамен. Подведение итогов. Выбор программы на следующий год обучения.

Содержание учебного (тематического) плана. 3-й год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория (1ч). Инструктаж по технике безопасности.

Развитие музыкальной грамоты

Теория (4ч). Изучение сложных ритмических рисунков. Изучение интервалов. Расположение и нахождение нот в скрипичном и басовом ключах. Чтение нот с листа двумя руками. Постановка рук и работа над основными приемами игры. Работа с динамическими оттенками. Принципы педализации.

Практика (4ч). Совершенствование навыков чтения с листа двумя руками. Прохлопывание сложных ритмических рисунков. Транспонирование музыкального фрагмента на 0.5-1.5 тона вверх и вниз. Подбор музыкальной фразы по слуху с простым гармоническим сопровождением(аккомпанементом)

Формирование навыков чтения с листа

Теория (2ч). Вертикальное восприятие материала (обеих рук одновременно). Распознавание нот на нотном стане

Практика (8ч). Точное исполнение оттенков и динамических указаний, штрихов. Точное воспроизведение ритмического рисунка при чтении произведений с листа.

Работа над произведениями зарубежных и отечественных композиторов

Теория (2ч). Знакомство с фортепианными школами. Анализ творческого опыта композиторов. Формирование пианизма.

Практика (2ч). Исполнение произведений зарубежных и отечественных композиторов с пониманием художественного замысла автора.

Упражнения для развития пальцевой техники

Теория (2ч). Изучение упражнений Ганона.

Практика (4ч). Работа над упражнениями Ганона. Работа над постановкой пианистического аппарата. Развитие беглости и независимости пальцев.

Знакомство с импровизацией и подбору по слуху

Теория (1ч). Подбор мелодий по слуху. Знакомство с простейшими гармоническими оборотами. Знакомство с разными видами аккомпанемента (трезвучие, арпеджио). Сопоставление мелодии и гармонического сопровождения. Четкое понимание метроритмических особенностей. Работа над формой произведения.

Практика (3ч). Сочинение мелодии и сопровождения. Гармонический анализ произведения.

Изучение музыкальной терминологии

Теория (2ч). Знание основных обозначений темпов и характера исполнения профессиональной терминологии.

Практика (1ч). Формирование навыков грамотного прочтения нотного текста с использованием профессиональную терминологии. (итальянский и немецкий языки)

Работа над гаммами и этюдами

Теория (2ч). Изучение гамм до 3х знаков. Аппликатурные принципы в аккордах и арпеджио. Работа над свободой и независимостью технического аппарата. Работа над виртуозными этюдами.

Практика (8ч). Достижение беглости пальцев и ровности темпа. Исполнение гамм в 4 октавы двумя руками. (прямом, расходящемся движении) Исполнение виртуозных этюдов. Работа над динамической окраской произведения.

Тема ансамблевое исполнительство

Теория (5ч). Совершенствование навыков игры в ансамбле. Взаимопонимание между исполнителями: грамотное исполнение штрихов, метроритмическая точность, художественное наполнение. Знание партии партнера.

Практика (5ч). Игра пьес разных жанров. Работа над синхронностью исполнения. Работа над штрихами и динамическими указаниями. Раскрытие художественного образа произведения.

Работа над фортепианным репертуаром

Теория (5ч). Разучивание разнохарактерных пьес. Чтение с листа двумя руками в скрипичном и басовом ключах. Подбор мелодии по слуху. Гармонический анализ произведения. Изучение основных средств музыкальной выразительности, формирование раскрытия художественного замысла произведения. Совершенствование основных приемов педализации.

Практика (15ч). Работа над художественными средствами выразительности при исполнении музыкального материала. Приобретение исполнительских навыков. Работа над произведениями, развитие образного мышления учащегося. Совершенствование слухового контроля и умения анализировать исполняемый материал. Грамотное использование средств музыкальной выразительности. Психологическая подготовка обучающихся перед публичным выступлением.

Итоговое занятие

Переводной экзамен. Подведение итогов. Выбор программы на следующий год обучения.

Содержание учебного (тематического) плана. 4-й год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория (1ч). Инструктаж по технике безопасности

Развитие музыкальной грамоты

Теория (4ч). Изучение сложных ритмических рисунков. Изучение интервалов. Чтение нот с листа двумя руками. Постановка рук и свобода пианистического аппарата. Работа над динамическими оттенками. Принципы педализации. Гармонический анализ нотного текста.

Практика (4ч). Совершенствование навыков чтения с листа двумя руками. Прохлопывание сложных ритмических рисунков. Транспонирование музыкального фрагмента. Подбор музыкальной фразы по слуху с гармоническим сопровождением(аккомпанементом).

Совершенствование навыков владения педализации

Теория (1ч). Колористическая роль педализации. Знание художественных функций педали. Приемы педализирования. Знакомство с «полупедалью». Способы применения педали с учетом стилистических особенностей произведения.

Практика (1ч). Работа над педализацией в произведениях.

Совершенствование навыков чтения с листа

Теория (2ч). Вертикальное восприятие материала (обеих рук одновременно). Распознавание нот на нотном стане. Разбор фортепианных произведений. Распознавание динамических указаний с применением профессиональной терминологии.

Практика (3ч). Точное исполнение динамических указаний, штрихов. Правильное воспроизведение ритмического рисунка при чтении произведений с листа. Умение анализировать исполняемый материал.

Работа над основными способами звукоизвлечения

Теория (2ч). Работа над тембровой окраской звучания. Развитие музыкального кругозора. Работа над интонацией. Организация пианистического аппарата.

Практика (6ч). Воспитание грамотного прочтения текста

Работа над упражнениями для развития техники

Теория (2ч). Изучение упражнений Ганона.

Практика (4ч). Работа над упражнениями Ганона. Работа над постановкой пианистического аппарата. Развитие беглости и независимости пальцев.

Импровизация и подбор по слуху

Теория (2ч). Изучение разных видов аккомпанемента (трезвучие, арпеджио). Сопоставление мелодии и гармонического сопровождения. Четкое понимание метроритмических особенностей. Работа над формой произведения.

Практика (3ч). Сочинение мелодии и сопровождения. Гармонический анализ произведения.

Работа над гаммами и этюдами

Теория (2ч). Изучение гамм до 4х знаков. Аппликатурные принципы в аккордах и арпеджио. Работа над свободой и независимостью технического аппарата. Работа над виртуозными этюдами.

Практика (8ч). Достижение беглости пальцев и ровности темпа. Исполнение гамм в 4 октавы двумя руками. (прямом, расходящемся движении) Исполнение виртуозных этюдов. Работа над динамической окраской произведения.

Ансамблевое исполнительство

Теория (5ч). Совершенствование навыков игры в ансамбле. Взаимопонимание между исполнителями: грамотное исполнение штрихов, метроритмическая точность, художественное наполнение. Знание партии партнера.

Практика (5ч). Игра пьес разных жанров. Работа над синхронностью исполнения. Работа над штрихами и динамическими указаниями. Раскрытие художественного образа произведения.

Тема работа над фортепианным репертуаром

Теория (5ч). Разучивание разнохарактерных пьес. Чтение с листа двумя руками в скрипичном и басовом ключах. Подбор мелодии по слуху. Гармонический анализ произведения. Изучение основных средств музыкальной выразительности, формирование раскрытия художественного замысла произведения. Совершенствование основных приемов педализации. Психологическая подготовка обучающихся к публичным выступлением .

Практика (15ч). Работа над художественными средствами выразительности при исполнении музыкального материала. Приобретение исполнительских навыков. Работа над произведениями, развитие образного мышления учащегося. Совершенствование слухового контроля и умения анализировать исполняемый материал. Грамотное использование средств музыкальной выразительности.

Итоговое занятие

Практика (5ч). Переводной экзамен. Подведение итогов. Выбор программы на следующий год обучения.

Содержание учебного (тематического) плана. 5-й год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория (1ч). Инструктаж по технике безопасности

Совершенствование навыков владения педализации

Теория (1ч). Колористическая роль педализации. Знание художественных функций педали. Приемы педализирования. Знакомство с «полупедалью». Способы применения педали с учетом стилистических особенностей произведения.

Практика (1ч). Работа над педализацией в произведениях.

Совершенствование навыков чтения с листа

Теория (2ч). Вертикальное восприятие материала (обеих рук одновременно). Распознавание нот на нотном стане. Разбор фортепианных произведений. Распознавание динамических указаний с применением профессиональной терминологии.

Практика (3ч). Точное исполнение динамических указаний, штрихов. Правильное воспроизведение ритмического рисунка при чтении произведений с листа. Умение анализировать исполняемый материал.

Работа над произведениями экзаменационной программы

Теория (5ч). Разучивание 4-х разнохарактерных пьес к итоговому экзамену. Чтение с листа двумя руками в скрипичном и басовом ключахГармонический анализ произведения. Изучение основных средств музыкальной выразительности, формирование раскрытия художественного замысла произведения. Совершенствование основных приемов педализации. Психологическая подготовка обучающихся к итоговому экзамену.

Практика (15ч). Работа над художественными средствами выразительности при исполнении музыкального материала. Приобретение исполнительских навыков. Работа над произведениями, развитие образного мышления учащегося. Совершенствование слухового контроля и умения анализировать исполняемый материал.

Работа над упражнениями для развития техники

Теория (2ч). Изучение упражнений Ганона.

Практика (4ч). Работа над упражнениями Ганона. Работа над постановкой пианистического аппарата. Развитие беглости и независимости пальцев.

Подбор произведений, сочинение пьесы

Теория (5ч). Изучение разных видов аккомпанемента (трезвучие, арпеджио). Сопоставление мелодии и гармонического сопровождения. Четкое понимание метроритмических особенностей. Работа над формой произведения.

Практика (7ч). Сочинение собственного произведения.

Работа над гаммами и этюдами

Теория (2ч). Изучение гамм до 4х знаков. Аппликатурные принципы в аккордах и арпеджио. Работа над свободой и независимостью технического аппарата. Работа над виртуозными этюдами.

Практика (8ч). Достижение беглости пальцев и ровности темпа. Исполнение гамм в 4 октавы двумя руками. (прямом, расходящемся движении) Исполнение виртуозных этюдов. Работа над динамической окраской произведения.

Ансамблевое исполнительство

Теория (5ч). Совершенствование навыков игры в ансамбле. Взаимопонимание между исполнителями: грамотное исполнение штрихов, метроритмическая точность, художественное наполнение. Знание партии партнера.

Практика (5ч). Игра пьес разных жанров. Работа над синхронностью исполнения. Работа над штрихами и динамическими указаниями. Раскрытие художественного образа произведения.

Ансамблевое исполнительство

Теория (5ч). Совершенствование навыков игры в ансамбле. Взаимопонимание между исполнителями: грамотное исполнение штрихов, метроритмическая точность, художественное наполнение. Знание партии партнера.

Практика (5ч). Игра пьес разных жанров. Работа над синхронностью исполнения. Работа над штрихами и динамическими указаниями. Раскрытие художественного образа произведения.

Итоговое занятие

Практика (5ч). Итоговый экзамен. Подведение итогов обучения.





Формы и виды контроля и оценочные материалы

Виды контроля

- предварительный контроль

По программе «Фортепиано» учащиеся проходят предварительный контроль в форме творческих испытаний: 1. повторение заданного ритмического рисунка, 2. пение в классе заранее подготовленной песни, 3. Пропевание мелодического рисунка от разных нот. 4. Определение регистров и звуковысотности на слух. 5. Определение количества сыгранных нот на инструменте (1,2,3). Целью данных творческих испытаний является определение уровня музыкальной подготовки.

- текущий контроль

Данная форма контроля используется на протяжении всей пятилетней программы «Фортепиано». Текущий контроль осуществляет преподаватель, проверяя учащихся при выполнении домашнего задания, работы на уроке и исполнения произведений на концертах и конкурсах.

- итоговый контроль

В конце года производится переводной экзамен по программе «фортепиано» при наличии специальной комиссии музыкального отделения.

Формы и содержание итоговой аттестации:

Форма итоговой аттестации - исполнение учащимся подготовленной сольной программы перед экзаменационной комиссией.

На оценивание комиссией предоставляются 4 разнохарактерных произведения, работа над которыми была произведена не менее 1 года обучения. (полифоническое произведение, произведение крупной формы, этюд, пьеса)



При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование интереса к музыкальному искусству, серьезное отношение занятиям;

наличие культуры исполняемого материала, развитие образного мышления.

Владение техническими навыками, использование средств художественной выразительности. Раскрытие образного содержания. По итогам исполнения программы на зачете, переводном экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Исполнение программы наизусть, соответствующей году обучения. Отличное знание нотного текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами. Мягкое приятное звукоизвлечение, понимание стилистических особенностей исполняемого произведения; Раскрытие художественного образа, соответствующий замыслу композитора


4 («хорошо»)

Исполнение программы наизусть, соответствующей году обучения с мелкими техническими недочетами. Хорошее звукоизвлечение, правильно подобранные штрихи. Неудачное раскрытие художественного образа, который не соответствует авторскому замыслу.

3 («удовлетворительно»)

Программа исполнена наизусть, но с большими потерями нотного текста (остановки, запинки, окончательное снятие рук с клавиатуры). Неточное воспроизведение штрихов. Отсутствие художественной задумки.

2 («неудовлетворительно»)

Программа не до конца исполнена по нотам с колоссальными потерями нотного текста. Отсутствие штрихов. Отсутствие художественного образа.



Критерии оценки достижения планируемых результатов

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся проявляют собственное отношение к изучаемому предмету. Заинтересованы в регулярном выполнении домашнего задания. Анализируют свои ошибки и стараются их исправить. Свободно владеют пианистическим аппаратом. Могут раскрыть художественный замысел произведения. Грамонтно владеют средствами музыкальной выразительности. На итоговом экзамене демонстрируют высокий уровень подготовки.

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся проявляют посредственное отношение к изучаемому предмету. Заинтересованы в переодическом выполнении домашнего задания. Анализируют свои ошибки, но не всегда стараются их исправить. Свободно владеют пианистическим аппаратом. Могут понять художественный замысел произведения. Неточное владение средствами музыкальной выразительности. На итоговом экзамене предоставляют умеренный уровень подготовки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся не проявляют собственного отношение к изучаемому предмету. Не заинтересованы в регулярном выполнении домашнего задания. Не анализируют свои ошибки, и не стараются их исправить. Скованно владеют пианистическим аппаратом. Не могут раскрыть художественный замысел произведения. На итоговом экзамене демонстрируют низкий уровень подготовки.







Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы «фортепиано» необходимы определенные материально-технические условия. Урок должен проводиться в хорошо освещенном и проветриваемом помещении. В классе должны находиться 3 стула, подставка под ноги, метроном, два фортепиано, методические материалы, канцелярские принадлежности. Инструменты должны находиться в рабочем состоянии.

Кадровое обеспечение Программы

Программу «фортепиано» могут реализовать педагоги дополнительного образования, имеющие среднее или высшее музыкальное образование.

Учебно-методическое обеспечение Программы

- методические материалы

Основная учебно-методическая литература Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. – М., 1978.

Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.

Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.

Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост. Лагутин А. – М., 1991.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – Киев, 2008.

Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.

Станкин М. Психология общения. – М., 1996.

Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.

Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М., 1968. 19

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002 Мндоянц А.

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Ширинская Н./ М., Музыка, 2011

Данильян Е. Сборник фортепианных пьес. Тетрадь № 1,2,3. Когда не хватает техники.

Фортепианные ансамбли для детей. Сост.: Медведовский Е. Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. СПб.. 1994.

Альбом классического репертуара. Пособие для подгот. и 1 класса/. Сост. Директоренко Т., Мечетина О. / М., Композитор, 2003

На рояле вокруг света. Фортепианная музыка XX века. 2 класс, 3 класс. Сост.: Чернышков С. Изд-во: Классика-XXI Москва 2003 г.

Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012

Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006

Милич Б. Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Часть 1. Издание 17 / Составители Ляховицкая С.и Баренбойм Л. -Л., 1976. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 2/ Составитель Ляховицкая С. -Л., 1989

Современный пианист. Учебное пособие для начинающих.Изд. 2 / Редакторы-составители Копчевский Н., Натансон В., Соколов М. Общая редакция Соколова М.- М., 1998

Сонатины для маленьких и самых маленьких. Сост.: Костромитина Л. Изд-во: С.-П. «Союз Художников» 2001






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.