КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Себряковский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 Немецкий язык
ОПОП для профессии СПО
08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ;
08.01.07 Мастер общестроительных работ;
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
технического профиля
Михайловка
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования, Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. № 06-259, а также на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС технического профиля 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ; 08.01.07 Мастер общестроительных работ; 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ на базе основного общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»). Протокол № 3 от 21.07.2015 г.
Организация-разработчик: ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"
Составитель-разработчик: Прокина Елена Александровна, преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин __________________
Рассмотрено на заседании ПЦК № ___ ___________________________________ ___________________________________ (номер, название) Протокол № ____ от «___»_______20__г. Председатель ПЦК __________________ ( подпись) |
|
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины 4
Место учебной дисциплины в учебном плане 7
Результаты освоения учебной дисциплины 7
Содержание учебной дисциплины 8
Тематическое планирование 10
Тематические планы 10
Характеристика основных видов деятельности студентов 15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 19
5. Рекомендуемая литература 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ.02 Немецкий язык предназначена для студентов ГБПОУ "СТТ", осваивающих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ОПОП СПО) по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ; 08.01.07 Мастер общестроительных работ; 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ на базе основного общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Немецкий язык, Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); на основе Примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной ФГАУ «ФИРО», регистрационный номер рецензии 371 от 23.07.2015 г.
Содержание программы учебной дисциплины «Немецкий язык» направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений о немецком языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур;
• формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на немецком языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;
• формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной;
• воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне;
• воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным субкультурам.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО по указанной профессии.
В рабочей программе представлены: содержание учебного материала (основные дидактические единицы), последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематика практических занятий, виды самостоятельных работ студента (СРС), тематика рефератов (докладов), индивидуальных проектов с учетом специфики осваиваемой профессии, формы и метода контроля образовательных результатов обучающихся.
Общая характеристика учебной дисциплины
Немецкий язык как учебная дисциплина характеризуется:
направленностью на освоение языковых средств общения, формирование новой языковой системы коммуникации, становление основных черт вторичной языковой личности;
интегративным характером — сочетанием языкового образования с элементарными основами литературного и художественного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы, драматургии, музыкального искусства, кино и др.);
полифункциональностью — способностью выступать как целью, так и средством обучения при изучении других предметных областей, что позволяет реализовать в процессе обучения самые разнообразные межпредметные связи.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов компетенций:
лингвистической — расширение знаний о системе русского и немецкого языков, совершенствование умения использовать грамматические структуры и языковые средства в соответствии с нормами данного языка, свободное использование приобретенного словарного запаса;
социолингвистической — совершенствование умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также в выборе лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватных ситуации общения, целям, намерениям и ролям партнеров по общению;
дискурсивной — развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устного и письменного конструирования и интерпретации связных текстов на немецком языке по изученной проблематике, в том числе демонстрирующие творческие способности обучающихся;
социокультурной — овладение национально-культурной спецификой страны изучаемого языка и развитие умения строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоговорящих стран;
социальной — развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее;
стратегической — совершенствование умения компенсировать недостаточность знания языка и опыта общения в иноязычной среде;
предметной — развитие умения использовать знания и навыки, формируемые в рамках дисциплины «Немецкий язык», для решения различных проблем.
Содержание учебной дисциплины «Немецкий язык» делится на основное, которое изучается вне зависимости от профиля профессионального образования, и профессионально направленное, предназначенное для освоения профессий СПО технического профиля профессионального образования.
Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений:
заполнить анкету/заявление (например, о приеме на курсы, в отряд волонтеров, в летний/зимний молодежный лагерь) с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, почтового и электронного адреса, телефона, места учебы, данных о родителях, своих умениях, навыках, увлечениях и т. п.;
заполнить анкету/заявление о выдаче документа (например, туристической визы);
написать энциклопедическую или справочную статью о родном городе по предложенному шаблону;
составить резюме.
Профессионально ориентированное содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление грамматических и лексических структур, которые наиболее часто используются в деловой и профессиональной речи.
При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования:
аутентичность;
высокая коммуникативная ценность (употребительность), в том числе в ситуациях делового и профессионального общения;
познавательность и культуроведческая направленность;
обеспечение условий обучения, близких к условиям реального общения (мотивированность и целенаправленность, активное взаимодействие, использование вербальных и невербальных средств коммуникации и др.).
Организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных проектов, участие обучающихся в ролевых играх, требующих от них проявления различных видов самостоятельной деятельности: исследовательской, творческой, практико-ориентированной и др.
Содержание учебной дисциплины «Немецкий язык» предусматривает освоение текстового и грамматического материала.
Текстовый материал для чтения, аудирования и говорения должен быть информативным; иметь четкую структуру и логику изложения, коммуникативную направленность, воспитательную ценность; соответствовать речевому опыту и интересам обучающихся.
Продолжительность аудиотекста не должна превышать 5 минут при темпе речи 200—250 слогов в минуту.
Коммуникативная направленность обучения обусловливает использование следующих функциональных стилей и типов текстов: литературно-художественный, научный, научно-популярный, газетно-публицистический, разговорный.
Отбираемые лексические единицы должны отвечать следующим требованиям:
обозначать понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в литературе различных жанров и разговорной речи;
включать безэквивалентную лексику, отражающую реалии немецкоязычных стран (денежные единицы, географические названия, имена собственные, меры веса, длины, обозначения времени, названия достопримечательностей и др.); наиболее употребительную деловую и профессиональную лексику, в том числе некоторые термины, а также основные речевые и этикетные формулы, используемые в письменной и устной речи в различных ситуациях общения;
вводиться не изолированно, а в сочетании с другими лексическими единицами.
Грамматический материал включает следующие основные темы.
Имя существительное. Образование множественного числа с помощью внешней и внутренней флексии; множественное число существительных, заимствованных из греческого и латинского языков; существительные, имеющие одну форму для единственного и множественного числа; чтение и правописание окончаний.
Артикль. Артикли определенный, неопределенный, нулевой. Чтение артиклей. Употребление артикля в устойчивых выражениях, с географическими названиями
Имя прилагательное. Образование степеней сравнения и их правописание.
Наречие. Образование степеней сравнения. Наречия, обозначающие количество, место, направление.
Предлог. Предлоги времени, места, направления и др.
Местоимение. Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределенные, отрицательные, возвратные, взаимные, относительные, вопросительные.
Имя числительное. Числительные количественные и порядковые. Дроби. Обозначение годов, дат, времени, периодов. Арифметические действия и вычисления.
Глагол. Глаголы haben, sein их значения как смысловых глаголов и функции как вспомогательных. Глаголы правильные и неправильные. Видовременные формы глагола, их образование и функции в действительном и страдательном залоге. Чтение и правописание окончаний в настоящем и прошедшем времени. Модальные глаголы и глаголы, выполняющие роль модальных. Модальные глаголы в этикетных формулах и официальной речи. Инфинитив, его формы. Сочетания некоторых глаголов с инфинитивом. Причастия I и II. Сослагательное наклонение.
Вопросительные предложения. Специальные вопросы. Вопросительные предложения — формулы вежливости.
Cложные предложения.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Немецкий язык» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Немецкий язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Иностранные языки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Немецкий язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Немецкий язык» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Немецкий язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли немецкого языка и культуры в развитии мировой культуры;
развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;
осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на немецком языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению;
готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, как в профессиональной области с использованием немецкого языка, так и в сфере немецкого языка;
умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения;
владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации;
умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты;
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
владение знаниями о социокультурной специфике немецкоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоязычных стран;
достижение порогового уровня владения немецким языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах, как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
сформированность умения использовать немецкий язык как средство для получения информации из немецкоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Контроль и оценивание результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в соответствии с контрольно-оценочными средствами (КОС) по учебной дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Цели и задачи изучения учебной дисциплины «Немецкий язык». Немецкий язык как язык международного общения и средство познания национальных культур. Основные варианты немецкого языка, их сходство и различия. Роль немецкого языка при освоении профессий СПО.
Практические занятия
Приветствие, прощание, представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке.
Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, род занятий, должность, место работы и др.).
Семья и семейные отношения, домашние обязанности.
Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни, техника, оборудование).
Распорядок дня студента колледжа.
Хобби, досуг.
Описание местоположения объекта (адрес, как найти).
Магазины, товары, совершение покупок.
Физкультура и спорт, здоровый образ жизни.
Экскурсии и путешествия.
Россия, ее национальные символы, государственное и политическое устройство.
Немецкоговорящие страны, географическое положение, климат, флора и фауна, национальные символы, государственное и политическое устройство, наиболее развитые отрасли экономики, достопримечательности, традиции.
Научно-технический прогресс.
Человек и природа, экологические проблемы.
Индивидуальные проекты
Сценарий телевизионной программы о жизни публичной персоны: биографические факты, вопросы для интервью и др.
Экскурсия по родному городу (достопримечательности, разработка маршрута).
Путеводитель по родному краю: визитная карточка, история, география, экологическая обстановка, фольклор.
Презентация «Каким должен быть настоящий профессионал?».
Профессионально ориентированное содержание
Практические занятия
Достижения и инновации в области науки и техники.
Машины и механизмы. Промышленное оборудование.
Современные компьютерные технологии в промышленности.
Отраслевые выставки.
Ролевые игры
Подбор персонала на открытые на предприятии вакансии.
Интервью корреспондента с работниками предприятия (представление, описание личных и профессиональных качеств).
Посещение вычислительного центра.
Вывод на рынок нового продукта: его описание, характеристики (спецификация), достоинства, процесс производства, инструкция по эксплуатации.
На международной специализированной выставке (представление продукции, переговоры с потенциальными клиентами).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Немецкий язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
• по профессиям СПО технического профиля профессионального образования — 256 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 171 час, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 85 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы |
Количество часов |
||||||
Профили профессионального образования |
|||||||
технический |
|||||||
Разделы |
Содержание обучения |
Кол-во аудиторных часов |
с/р |
max |
|||
всего |
п/з |
||||||
I курс |
74 |
37 |
37 |
111 |
|||
1. Вводно-коррективный курс |
9 |
4 |
4 |
13 |
|||
1. 1 Введение |
1 |
- |
- |
1 |
|||
1.2 Описание человека Практическое занятие №1: работа с текстом. Практическое занятие №2: работа с наглядным материалом. Практическое занятие №3: работа со словарём. Практическое занятие №4: работа с текстом. Самостоятельная работа №1: составить тематический словарь. Самостоятельная работа №2: подобрать наглядный материал по теме "Характер людей". Самостоятельная работа №3: Составить тематический словарь по теме "Личностные качества". Самостоятельная работа №4: составить характеристику выбранной профессии. |
8 |
4 |
4 |
12 |
|||
2. Социально-бытовая сфера |
20 |
10 |
10 |
30 |
|||
2.1 Семья и семейные отношения, домашние обязанности Практическое занятие №5: работа с наглядным материалом. Практическое занятие №6: работа с текстом. Практическое занятие №7: составить схему по теме: «Моя социальная роль в обществе». Практическое занятие №8: составить схему по теме: "Домашние обязанности". Самостоятельная работа №5: нарисовать "Древо жизни". Самостоятельная работа №6: составить рассказ о друге (5-7 предложений) Самостоятельная работа №7: работа со словарем. Самостоятельная работа №8: работа со словарем. |
8 |
4 |
4 |
12 |
|||
2.2 Физкультура и спорт, здоровый образ жизни Практическое занятие №9: простое предложение. Практическое занятие №10: составить и записать словарь на тему «Режим дня». Практическое занятие №11: работа с текстом. Практическое занятие №12: работа с текстом. Практическое занятие №13: имя существительное. Артикль. Практическое занятие №14: основные формы глагола. Самостоятельная работа №9: составить простое повествовательное, вопросительное и побудительное предложение по теме "Современный человек". Самостоятельная работа №10: составить свой режим дня. Самостоятельная работа №11: работа со словарем. Самостоятельная работа №12: составить схему "Виды спорта". Самостоятельная работа №13: составить схему "Род имен существительных". Самостоятельная работа №14: спряжение 5 глаголов по теме "Спорт" в Prasens. |
12 |
6 |
6 |
18 |
|||
3. Социально-культурная сфера |
45 |
23 |
23 |
68 |
|||
3.1 Экскурсии и путешествия Практическое занятие №15: склонение прилагательных. Практическое занятие №16: работа с текстом. Практическое занятие №17: контрольная работа. Практическое занятие №18-19: работа с текстом. Самостоятельная работа №15: просклонять 3 прилагательных по сильному, слабому и смешанному типам склонения. Самостоятельная работа №16: подобрать наглядность "Символика ФРГ". Самостоятельная работа №17: Подобрать наглядность по теме "Достопримечательности Берлина". Самостоятельная работа №18-19: составить чайнворд, используя названия немецкоязычных городов. |
10 |
5 |
5 |
15 |
|||
3.2 Россия, ее национальные символы, государственное и политическое устройство Практическое занятие №20-21: работа с текстом. Практическое занятие №22-23: работа с текстом. Практическое занятие №24: работа с текстом. Самостоятельная работа №20-21: работа с новой лексикой. Самостоятельная работа № 22-23: работа с новой лексикой. Самостоятельная работа №24: подобрать наглядность по теме "Символы России". |
10 |
5 |
5 |
15 |
|||
3.3 Человек и природа, экологические проблемы Практическое занятие №25-26: работа с текстом. Практическое занятие №27-28: работа с текстом. Практическое занятие №29-30: работа с текстом. Самостоятельная работа №25-26: составить словарь терминов. Самостоятельная работа №27-28: подобрать наглядности по теме "Экологические проблемы Волгоградской области". Самостоятельная работа №29-30: подготовить презентацию по теме "Влияние человека на природу". |
12 |
6 |
6 |
18 |
|||
3.4 Научно-технический прогресс Практическое занятие №31: работа с текстом. Практическое занятие №32: работа с текстом. Практическое занятие №33: работа со словарём. Самостоятельная работа №31: составить кроссворд по теме "Прогресс и мы". Самостоятельная работа №32: подготовить презентацию по теме "Возможности интернета". Самостоятельная работа №33: подобрать наглядность к теме "Наука и техника". |
6 |
3 |
3 |
9 |
|||
3.5 Досуг Практическое занятие №34: работа со словарем. Практическое занятие №35: работа с текстом. Практическое занятие №36: работа с текстом. Практическое занятие №37: дифференцированный зачет. Самостоятельная работа №34: составить перечень увлечений. Самостоятельная работа №35: подготовить презентацию своей любимой книги. Самостоятельная работа №36-37: составить список 10 любимых фильмов; подготовить презентацию понравившегося фильма. |
6 |
4 |
4 |
10 |
|||
Дифференцированный зачет |
|||||||
II курс |
97 |
48 |
48 |
145 |
|||
3.6 Приветствие, прощание, представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке Практическое занятие №38-39: своеобразие немецкого языка. Практическое занятие №40-41: образование множественного числа с помощью внешней флексии. Самостоятельная работа №38-39: подготовить сочинение «Как я провёл/провела лето» Самостоятельная работа № 40-41: найти 15 слов-исключений во множественном числе |
10 |
4 |
4 |
14 |
|||
3.7 Описание жилища и учебного заведения Практическое занятие № 42-43: ванная комната. Использование глаголов несовершенного вида. Практическое занятие №44-45: дом моей мечты. Описание вероятностей. Комбинирование предложений с использованием отработанной лексики. План составления кроссворда. Практическое занятие №46-47: Место, где я учусь. Мой техникум. Описание, составление план-схемы. Как выразить сомнение, предостережение, совет, предложение. Самостоятельная работа № 42-43: нарисовать и описать ванную комнату в своём жилище, используя глаголы несовершенного вида. Самостоятельная работа № 44-45: составить кроссворд по теме «Мой дом». Самостоятельная работа № 46-47: составить собственный рассказ об истории колледжа на основе имеющихся буклетов. |
10 |
6 |
6 |
16 |
|||
3.8 Распорядок дня студента техникума Практическое занятие № 48-49: обучение выбранной профессии в ФРГ. Сравнительный анализ систем обучения. Образование степеней сравнения и их правописание. Практическое занятие №50-51: домашние занятия. Отдых, занятия спортом. Рыбалка и охота. Диалоги о рыбалке и слово охотника. Составление игровых ситуаций, контроль учебных умений и действий посредством проектной деятельности на уроке. Практическое занятие №52-53: самообразование и самосовершенствование. Как правильно учиться дома. Игра на музыкальном инструменте и прочие виды занятости. План дня. Факультативные занятия и консультации. Самостоятельная работа №48-49: распределить по 10 слов в каждую из степеней сравнения. Самостоятельная работа №50-51: подготовить игру «Монополия» на листе ватмана на немецком языке Самостоятельная работа №52-53: Составить план занятия по немецкому языку по теме «Я - учитель». |
10 |
6 |
6 |
16 |
|||
3.9 Магазины, товары, совершение покупок Практическое занятие № 54-55: Мода. Модельеры. Сравнение иностранных марок с отечественными. Построение таблиц размеров и мерок. Практическое занятие №56-57: Потребительская корзина. Составление диалогов, планов-схем, обсуждение товаров. Заполнение таблицы и описание чеков. Практическое занятие № 58-59: Цены в Германии. Практическое занятие № 60-61: Доставка товаров из Америки, Китая и Германии. Особенности заказов через интернет и по почте. Заполнение анкеты, заказа и оплата. Самостоятельная работа №54-55: составить кроссворд по основным видам одежды. Самостоятельная работа №56-57: заполнить таблицу товаров первой необходимости. Самостоятельная работа №58-59: Составить прайс-лист по ценам в Германии на пылесосы, фены и утюги Самостоятельная работа № 60-61: Описать инструкцию заказа товаров. |
12 |
8 |
8 |
20 |
|||
4. Учебно-трудовая сфера |
55 |
24 |
24 |
79 |
|||
4.1 Достижения и инновации в области науки и техники Практическое занятие № 62-63: спряжение глаголов в форме настоящего времени (Prasens). Самостоятельная работа №62-63: изучить и оформить материал на карточке. |
8 |
2 |
2 |
10 |
|||
4.2 Машины и механизмы. Промышленное оборудование Практическое занятие № 64-65: чтение на уровне детального понимания. Практическое занятие № 66-67: поисковое чтение. Практическое занятие №68: контрольная работа по темам 1.1-1.4 Практическое занятие №69-70: работа с текстом. Практическое занятие №71-72: образование глагола прошедшего времени (Prateritum). Самостоятельная работа №64-65: сделать презентацию на тему: "Ведущие компании в России". Самостоятельная работа №66-67: составить презентацию по теме: "Машины и механизмы". Самостоятельная работа №68: подготовить презентацию по темам: "Приветствие, прощание, представление себя и других людей", "Описание жилища и учебного заведения", "Распорядок дня студента", "Магазины, товары, совершение покупок" (на выбор). Самостоятельная работа №69-70: перевести и составить план текста. Самостоятельная работа №71-72: составить карточки-задания по грамматике. |
19 |
9 |
9 |
28 |
|||
4.3 Современные компьютерные технологии в промышленности Практическое занятие №73-74: союзы и союзные слова. Практическое занятие №75-76: монолог-рассуждение. Практическое занятие №77-78: повторение. Фонетика. Самостоятельная работа №73-74: составить схему по теме: "Союзы и союзные слова". Самостоятельная работа №75-76: составить монолог-рассуждение на тему: "Современные технологии". Самостоятельная работа №77-78: составить кроссворд по теме "Моя профессия". |
13 |
6 |
6 |
19 |
|||
4.4 Отраслевые выставки Практическое занятие №79-80: Прямая и косвенная речь. Практическое занятие №81-82: работа с текстом. Практическое занятие №83-84: работа с инструкциями. Практическое занятие №85: дифференцированный зачет. Самостоятельная работа №79-80: отработать технику чтения. Самостоятельная работа 81-82: подготовить презентацию "Строительные выставки". Самостоятельная работа 83-84: составить презентацию "Техника безопасности при работе с инструментами". Самостоятельная работа 85: Подготовить резюме, портфолио с переводом. |
14 |
7 |
7 |
21 |
|||
Дифференцированный зачет |
|||||||
Итого |
171 |
85 |
85 |
256 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|||||||
Домашние задания, подготовка к презентации проекта или ролевой игре (сбор, систематизация, изучение и оформление материала, репетиции) |
85 |
||||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|||||||
Всего |
256 |
||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
Аудирование |
Выделять наиболее существенные элементы сообщения. Извлекать необходимую информацию. Отделять объективную информацию от субъективной. Адаптироваться к индивидуальным особенностям говорящего, его темпу речи. Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, прогнозированием. Получать дополнительную информацию и уточнять полученную с помощью переспроса или просьбы. Выражать свое отношение (согласие, несогласие) к прослушанной информации, обосновывая его. Составлять реферат, аннотацию прослушанного текста; составлять таблицу, схему на основе информации из текста. Передавать на немецком языке (устно или письменно) содержание услышанного. |
Говорение: • монологическая речь |
Осуществлять неподготовленное высказывание на заданную тему или в соответствии с ситуацией. Делать подготовленное сообщение (краткое, развернутое) раз личного характера (описание, повествование, характеристика, рассуждение) на заданную тему или в соответствии с ситуацией с использованием различных источников информации (в том числе презентацию, доклад, обзор, устный реферат); приводить аргументацию и делать заключения. Делать развернутое сообщение, содержащее выражение собственной точки зрения, оценку передаваемой информации. Комментировать услышанное/увиденное/прочитанное. Составлять устный реферат услышанного или прочитанного текста. Составлять вопросы для интервью. Давать определения известным явлениям, понятиям, предметам. |
• диалогическая речь |
Уточнять и дополнять сказанное. Использовать адекватные эмоционально-экспрессивные средства, мимику и жесты. Соблюдать логику и последовательность высказываний. Использовать монологические высказывания (развернутые реплики) в диалогической речи. Принимать участие в диалогах (полилогах) различных видов (диалог-рассуждение, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен информацией, диалог — обмен мнениями, дискуссия, полемика) на заданную тему или в соответствии с ситуацией; приводить аргументацию и делать заключения. Выражать отношение (оценку, согласие, несогласие) к высказываниям партнера. Проводить интервью на заданную тему. Запрашивать необходимую информацию. Задавать вопросы, пользоваться переспросами. Уточнять и дополнять сказанное, пользоваться перифразами. Инициировать общение, проявлять инициативу, обращаться за помощью к партнеру, подхватывать и дополнять его мысль, корректно прерывать партнера, менять тему разговора, завершать разговор. Использовать адекватные эмоционально-экспрессивные средства, мимику и жесты. Соблюдать логику и последовательность высказываний. Концентрировать и распределять внимание в процессе общения. Быстро реагировать на реплики партнера. Использовать монологические высказывания (развернутые реплики) в диалогической речи. |
Чтение: • просмотровое |
Определять тип и структурно-композиционные особенности текста. Получать самое общее представление о содержании текста, прогнозировать его содержание по заголовку, известным понятиям, терминам, географическим названиям, именам собственным. |
• поисковое |
Извлекать из текста наиболее важную информацию. Находить информацию, относящуюся к определенной теме или отвечающую определенным критериям. Находить фрагменты текста, требующие детального изучения. Группировать информацию по определенным признакам. |
• ознакомительное |
Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре). Понимать основное содержание текста, определять его главную мысль. Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать свое отношение к нему. |
• изучающее |
Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать ее, делать выводы. Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре). Полно и точно понимать содержание текста, в том числе с помощью словаря. Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать свое отношение к нему. Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать ее, делать выводы. Отделять объективную информацию от субъективной. Устанавливать причинно-следственные связи. Извлекать необходимую информацию. Составлять реферат, аннотацию текста. Составлять таблицу, схему с использованием информации из текста. |
Письмо |
Описывать различные события, факты, явления, комментировать их, делать обобщения и выводы. Выражать и обосновывать свою точку зрения с использованием эмоционально-оценочных средств. Использовать образец в качестве опоры для составления собственного текста (например, справочного или энциклопедического характера). Писать письма и заявления, в том числе электронные, личного и делового характера с соблюдением правил оформления таких писем. Запрашивать интересующую информацию. Заполнять анкеты, бланки сведениями личного или делового характера, числовыми данными. Составлять резюме. Составлять рекламные объявления. Составлять описания вакансий. Составлять несложные рецепты приготовления блюд. Составлять простые технические спецификации, инструкции по эксплуатации. Составлять расписание на день, списки дел, покупок и др. Писать сценарии, программы, планы различных мероприятий (например, экскурсии, урока, лекции). Фиксировать основные сведения в процессе чтения или прослушивания текста, в том числе в виде таблицы, схемы, графика. Составлять развернутый план, конспект, реферат, аннотацию устного выступления или печатного текста, в том числе для дальнейшего использования в устной и письменной речи (например, в докладах, интервью, собеседованиях, совещаниях, переговорах). Делать письменный пересказ текста; писать эссе (содержащие описание, повествование, рассуждение), обзоры, рецензии. Составлять буклет, брошюру, каталог (например, с туристической информацией, меню, сводом правил). Готовить текст презентации с использованием технических средств. |
РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ |
|
Лексические навыки |
Правильно употреблять лексику в зависимости от коммуникативного намерения; обладать быстрой реакцией при выборе лексических единиц. Правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях. Использовать служебные слова для организации сочинительной и подчинительной связи в предложении, а также логической связи предложений в устном и письменном тексте. Выбирать наиболее подходящий или корректный для конкретной ситуации синоним или антоним. Распознавать на письме и в речевом потоке изученные лексические единицы. Определять значения и грамматическую функцию слов, опираясь на правила словообразования в немецком языке (аффиксация, конверсия, заимствование). Различать сходные по написанию и звучанию слова. Пользоваться контекстом, прогнозированием и речевой догадкой при восприятии письменных и устных текстов. Определять происхождение слов с помощью словаря. Уметь расшифровывать некоторые аббревиатуры (G8, UN, EU, WTO, NATO и др.) |
Грамматические навыки |
Знать основные различия систем немецкого и русского языков: • наличие грамматических явлений, не присущих русскому языку (артикль и др.); • различия в общих для обоих языков грамматических явлениях (род существительных, притяжательный падеж, видовременные формы, построение отрицательных и вопросительных предложений, порядок членов предложения и др.). Правильно пользоваться основными грамматическими средствами немецкого языка (средства атрибуции, выражения количества, сравнения, модальности, образа и цели действия, выражения просьбы, совета и др.). Формулировать грамматические правила, в том числе с использованием графической опоры (образца, схемы, таблицы). Распознавать, образовывать и правильно употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции в зависимости от ситуации общения (например, сокращенные формы, широко употребительные в разговорной речи и имеющие ограниченное применение в официальной речи). Знать особенности грамматического оформления устных и письменных текстов; уметь изменять грамматическое оформление высказывания в зависимости от коммуникативного намерения. Различать сходные по форме и звучанию грамматические явления. Прогнозировать грамматические формы незнакомого слова или конструкции, зная правило их образования либо сопоставляя с формами известного слова или конструкции (например, прогнозирование формы множественного числа существительного по окончании его начальной формы). Определять структуру простого и сложного предложения, устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные, подчинительные и другие связи и отношения между элементами предложения и текста. |
Орфографические навыки |
Усвоить правописание слов, предназначенных для продуктивного усвоения. Применять правила орфографии и пунктуации в речи. Проверять написание и перенос слов по словарю |
Произносительные навыки |
Владеть Международным фонетическим алфавитом, уметь читать слова в транскрипционной записи. Знать технику артикулирования отдельных звуков и звукосочетаний. Формулировать правила чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний; знать типы слогов. Соблюдать ударения в словах и фразах. Знать ритмико-интонационные особенности различных типов предложений: повествовательного; побудительного; вопросительного, включая разделительный и риторический вопросы; восклицательного. |
Специальные навыки и умения |
Пользоваться толковыми, двуязычными словарями и другими справочными материалами, в том числе мультимедийными, а также поисковыми системами и ресурсами в сети Интернет. Составлять ассоциограммы и разрабатывать мнемонические средства для закрепления лексики, запоминания грамматических правил и др. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»
Освоение программы учебной дисциплины «Немецкий язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по немецкому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Немецкий язык» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• лингафонное оборудование на 10—12 пультов для преподавателя и обучающихся, оснащенных гарнитурой со встроенным микрофоном и выходом в Интернет;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Немецкий язык», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной, художественной и другой литературой по вопросам языкознания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Немецкий язык» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по немецкому языку, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Немецкий язык. 10 класс». И. Л. Бим, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева - Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2014.
Немецкий язык. 10 класс» И. Л. Бим, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева – Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2014.
Немецкий язык. 10-11 классы». О. В. Каплина - Книга для чтения. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. М., Просвещение, 2013.
Немецкий язык. 10 класс» И. Л. Бим, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева- Аудиокурс к учебнику «Немецкий язык. 10 класс» М., Просвещение, 2014.
Немецкий язык. 11 класс». И. Л. Бим, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева - Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2014.
Немецкий язык. 11 класс» И. Л. Бим, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева – Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2014.
«Немецко-русский лингвострановедческий словарь», Г.И. Куликов, В.И. Мартиневский, 2015.
Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для СПО, ООО «КиоРусс», 2015 «Германия: страна и язык» (лингвострановедческий словарь)
«Привет, Австрия!», (учебно-справочное пособие), 2015.
Немецкий язык, универсальный справочник, 2014, Маккензен Л.
«Истории из разных времен», 2015, (Книга для чтения)
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2014.
Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. — М., 2013.
Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике. — М., 2012.
Ларина Т. В. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2015
Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. — М., 2015.
Интернет-ресурсы
http://www.deutschlernreise.de (Online-Reise durch Deutschland)
http://www.lernnetz.net/default.htm
http://ingeb.org/kinderli.html (deutsche Kinderlieder mit Noten, Text, Melodie)
http://www.audio-lingua.eu/ Lang=de (mehr als 150 Hörtexte)
http://www.deutschlernreise.de
21