Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству «Рукодельница» (6–9 классы)

13
2
Материал опубликован 27 June 2017 в группе

 Департамент образования и науки Курганской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Курганская школа № 8»

Рассмотрена на заседании

методического объединения учителей___________________

Протокол №________________

от «___»__________ 20___года

руководитель МО

___________(______________)

 

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по ВР

________М. А. Русакова

«___»___________ 20___г

«УТВЕРЖДАЮ» приказ директора школы

_________В. А. Мальцевой

_____________________

от «____»_________ 20___г


 


 

Рабочая программа кружка

по декоративно – прикладному творчеству «Рукодельница»

для 6-9 классов на 2016-17 уч. год

Составитель:

Гладкова Наталья Владимировна,

учитель высшей категории


 


 


 


 


 


 


 


 

Курган, 2016 г.

Пояснительная записка

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.


Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

«Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев.» (В. Сухомлинский).

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках, так и на занятиях кружка.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи умственно-отсталых обучающихся. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации обучающихся.


 


 


 

Цели программы:

ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, уважения к людям труда.

формирование самопознания ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации обучающихся.

создание возможности для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутное шитьё, бумагопластика, флористика, работа с различными декоративными материалами).

содействие жизненному самоопределению обучающихся.

овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Овладение обучающимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты обучающихся, входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Задачи:

Обучающие:

познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

обучить технологиям различных видов рукоделия.

Коррекционно-развивающие:

развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, наблюдательность.

развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

развивать эмоционально-волевую сферу.

развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

формирование общественной активности.

реализация в социуме.

приобщать обучающихся к системе культурных ценностей;

побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:

изучение технологий выполнения ручных и машинных швов, отдельных операций с различными материалами, не предусмотренных программой;

умение оценить качество изделия;

умение организовать труд и самостоятельную работу;

В процессе практической работы обучающиеся овладевают приемами работы в различных техниках. При этом соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному, возможность выбора обучающимися форм работы.

Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Обучающиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей детей.

Обучающиеся должны знать:

роль творческой деятельности в жизни человека декоративно-прикладного искусства;

основные сведения о техниках декоративно-прикладного творчества;

основы композиции, орнамента, дизайна;

Обучающиеся должны уметь:

выполнять зарисовку несложных рисунков, орнаментов;

выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;

знать и различать виды техник декоративно-прикладного творчества, знать их назначение.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 блок «Бумагопластика». Здесь обучающиеся знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно обогащая словарь специальными терминами; активизирует мыслительные процессы, мелкую моторику рук, глазомер. Дети овладевают приёмами сгибания бумаги, многократное складывание, надрезание, склеивание; знакомятся с понятием силуэта, учатся различать фигуры по общим очертаниям (контуру). Дети осваивают технику, выполняют сувениры как объёмные, так и плоскостные. Этот блок за 2014-15 учебный год включает занятия двумя видами техник бумагопластики: «Квиллинг» и «Силуэтное вырезание» (I полугодие).

2 блок «Работа с тканью». Данный раздел дает сведения о различных видах поделок из ткани, а также сочетание ткани с другими видами материалов (например, пенопласт, фетр, синтепон). Учащиеся знакомятся с различными неизвестными им ранее материалами, изготавливают различные виды поделок (сувениры, панно и др.), закрепляя тем самым ЗУН, полученные на уроках швейного дела (II полугодие).

Заключительный урок: подводятся итоги работы за полугодия, год; делается анализ проведённой работы, внешнего вида поделок, ошибок, допущенных в работе, отмечаются наиболее удавшиеся работы и техники.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Правила техники безопасности при проведении занятий кружка.

Сведения о техниках декоративно-прикладного творчества. План работы на полугодие, год.

1

1

 

2.

2.1

Венок из цветов в технике «Квиллинг».

Из истории квиллинга. Основные правила и понятия работы в технике «квиллинг».

Основные базовые формы «квиллинга».

1

1

 

2.2

Заготовка основных фигур.

1

 

1

2.3

Заготовка дополнительных фигур.

1

 

1

2.4

Заготовка фона.

1

 

1

2.5

Приклеивание деталей.

1

 

1

2.6

Окончательная отделка изделия, заключение.

1

 

1

3.

3.1

Новогодние поделки в технике «Квиллинг».

Основные базовые формы техники «квиллинг».

1

1

 

3.2

Заготовка мелких деталей.

1

 

1

3.3

Заготовка мелких деталей.

1

 

1

3.4

Правила соединения деталей квиллинга в поделке. Соединение мелких деталей.

1

 

1

3.5

Соединение мелких деталей в единую композицию.

1

 

1

3.6

Окончательная отделка изделия.

1

 

1

4.

4.1

Новогодние поделки в технике «Силуэтное вырезание».

Вырезание деталей.

1

 

1

4.2

Вырезание деталей.

1

 

1

4.3

Соединение деталей.

1

 

1

4.4

Планирование работы, подбор материалов, рисунка.

1

 

1

4.5

Выполнение рисунка на пенопласте.

1

 

1

4.6

Выполнение аппликации.

1

 

1

4.7

Выполнение аппликации.

1

 

1

4.9

Выполнение аппликации.

1

 

1

4.10

Анализ работы, отделка.

1

 

1

5.

5.1

Аппликация «Кошки» в технике кинусайга (аппликация на пенопласте).

Планирование работы, подбор материалов, рисунка.

1

1

 

5.2

Выполнение рисунка на пенопласте.

1

 

1

5.3

Выполнение аппликации.

1

 

1

5.4

Выполнение аппликации.

1

 

1

5.5

Анализ работы, отделка.

1

 

1

6.

6.1

Аппликация «Цветы» в технике кинусайга (аппликация на пенопласте).

Планирование работы, подбор материалов, рисунка.

1

1

 

6.2

Выполнение рисунка на пенопласте.

1

 

1

6.3

Выполнение аппликации.

1

 

1

6.4

Выполнение аппликации.

1

 

1

6.5

Анализ работы, отделка.

1

 

1

7.

7.1

Сувениры из фетра в технике «Лоскутного шитья».

Планирование работы, подбор материалов, рисунка.

Особенности и свойства фетра.

1

1

 

7.2

Раскрой поделок.

1

 

1

7.3

Соединение деталей ручными стежками.

1

 

1

7.4

Соединение деталей ручными стежками.

Окончательная отделка изделий. Анализ работы.

1

 

1

ИТОГО:

36

6

30

Учебно-методическое обеспечение

  • Бумага для квиллинга .

    Нож для резания бумаги .

    Клей ПВА.

    Картон.

    Пенопласт различной толщины.

    Ткань (шёлк, хлопок).

    Фетр различных цветов.

    Иглы для ручных работ.

    Нитки.

    Ножницы.

    Карандаш.

    Линейка .

    Ручка.

    Инструкционно-технологическая карта.

Список литературы

1.

С. Букина, М. Букин. Волшебство бумажных завитков. - М.: Озандо, 1990.

2.

Е. Бойко. Квиллинг, или бумажная филигрань. – М. Астрель, 2010.

3.

Джанна Валли Берти, Россана Риколфи «Лоскутное шитьё» - Мир книги, 2002.

4.

А. Зайцева Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. –М.: Эксмо,2011.

5.

А. Зайцева. Квиллинг: новые идеи для творчества. –М.: Эксмо,2010.

6.

А. Зайцева. Лоскутне шитьё без иголки и нитки. –М.: Эксмо,2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #33294 был удален 1 July 2017

спасибо большое!

12 September 2019

Похожие публикации