Авторская разработка лэпбука по литературному чтению

0
0
Материал опубликован 5 May

Проект создания лэпбука «Творчество Александра Сергеевича Пушкина».

Автор проекта: Купоросова Елизавета Владимировна.

Руководитель проекта: Купоросова Елизавета Владимировна.

Класс: 3.

Актуальность работы: в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем известно, что лучше запоминается, то, что интересно, что было самостоятельно найдено, исследовано, эмоционально окрашено. Как добиться того, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел расширить свои горизонты по изученной теме? Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках технологии создания лэпбука. «Лэпбук», дословно переводится как «книга на коленях». Это книжка- раскладушка с помещенной в неё различной информацией. Но, и такие лэпбуки не всегда способствуют развитию интереса по поставленной теме. Здесь, нужно уметь быть гибким, изобретательным и «подстраиваться» под интересы учеников. Потому, предлагается заполнить папку не только той информацией, что есть в учебниках, но и найти материал, который очень интересен самому исследователю. В этом смысле лэпбук – находка.

Цель: расширить знания учащихся о поэте в интересующей современного учащегося области, показать, как много значит для русского человека творчество Пушкина, насколько интересен мир, созданный им более двух веков назад.

Задачи:

-познакомиться с лэпбуком, как объектом накопления и систематизации различной информации;

-познакомиться с макетами разнообразных лэпбуков;

-обозначить круг интересующих вопросов для изготовления лэпбука;

-разработать макет и распределить направления работы по группам;

-провести исследовательскую работу;

-обобщить полученные знания;

-подготовить эстетически красиво оформленное сообщение;

-создать, совместно с родителями, поделки и картинную галерею по сказкам А.С. Пушкина;

-оформить лэпбук.

Практическая значимость работы:

- материалы данной работы могут использоваться учителем на уроках русского языка, литературного чтения, технологии и ИЗО, посвященных изучению личности А.С. Пушкина и его творчества;

- материалы работы могут быть полезны учащимся для самостоятельного изучения данной темы; учащимся, интересующимся литературой и языкознанием, они могут быть использованы при подготовке докладов, сообщений по литературе и русскому языку;

- отдельные части данной работы могут быть использованы и на уроках развития речи, посвященных анализу языковых особенностей текста;

-вся работа и отдельные ее части могут использоваться на НПК школьников, участвовать в конкурсах и выставках;

- результаты работы можно использовать во внеклассной работе при проведении литературных конкурсов, игр, викторин, выставок;

- данный вид проекта даёт возможность использовать его для систематизации и хранения уже имеющегося материала, и дополнения новым, по мере углубления изучения данной темы в последующих классах.

Гипотеза: мы предполагаем, что работа над данным проектом будет очень интересна, т.к. предлагается изучить интересующие факты из жизни и творчества Пушкина, пополнить сведения, получаемые на школьных уроках, творчески поработать совместно с родителями над иллюстрациями и поделками по сказкам А.С. Пушкина.

Объект исследования: А.С. Пушкин.

Предмет исследования: жизнь, творчество А.С. Пушкина, искусство, устаревшие слова в сказках Пушкина.

Методы исследования: сбор информации, описание, обобщение знаний.

Продукт: лэпбук.

Возраст учащихся: 9 лет.

План работы:

1 этап – мотивационный - учитель объявляет тему, учащиеся обсуждают её и предлагают идеи.

2 этап – планирующий-подготовительный - определяется тема, цели, задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата, согласовываются способы совместной деятельности; консультация с учителем, посещение школьной библиотеки, информирование родителей, составление плана работы; распределение учащихся по проектным группам.

3 этап – информационно-операционный - выполнение исследовательской работы; учащиеся собирают материал из разных источников, обобщают полученные знания, выполняют свою часть проекта, оформляют свой материал, согласно общему представлению о готовом продукте; представление результатов исследовательских групп и индивидуальных проектов; учитель координирует работу, наблюдает, даёт советы, консультирует.

4 этап – презентация - представление результата работы на родительском собрании, проведенном совместно с учащимися; оформление проекта на конкурс.

5 этап – рефлексивно-оценочный - учащиеся презентуют готовую часть общего проекта, участвуют в коллективном обсуждении, дают оценку результату и процессу работы; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности; подведение итогов работы; самоанализ.

Описание работы

1. На уроке литературного чтения будет предложено ребятам поработать над проектом, результатом которого станет лэпбук. Будет показано несколько лэпбуков на разные темы, при просмотре которых учащиеся рассмотрят подробно, как изготовить такую книжку-раскладушку. Ребята определят какие темы им хотелось бы изучить и разделятся на рабочие группы.

2. После деления на группы ребята начнут работу над проектом, каждый в своей области: 1-я группа – библиографы – изучают (кратко) биографию А.С. Пушкина и предоставляют материал для разделов «Биография» и «Интересные факты из жизни А.С. Пушкина»; 2-я группа – искусствоведы – представляют информацию для разделов «Памятники», «Портреты работы великих художников; 3-я группа – литераторы – изучают сказки А.С. Пушкина и составляют продукт своей исследовательской работы - «Иллюстрированный словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина»; 4-я группа – художники – перечитывают сказки, изучают иллюстрации в разных книгах «Сказки А.С. Пушкина» и совместно с родителями создают картинную галерею; 5-я группа – мастеровые – используя пластичные материалы создают продукт - «Лукоморье».

3. Параллельно будет идти создание и оформление лэпбука.

4. На следующем этапе будут представлены результаты исследовательской работы на уроке внеклассного чтения. После презентации всех работ группами на уроках технологии будет полностью оформлен лэпбук.

5. Презентация готового продукта состоится на родительском собрании, где ребята расскажут о проделанной работе, будет организованна выставка рисунков и объявление об участии нашего проекта в конкурсе.

6. В процессе презентации проекта будут определены темы для пополнения лэпбука:

-сказки поэта в музыке;

-создание иллюстрированного литературного календаря, где бы были собраны стихотворения о природе, по временам года;

-создание на уроках технологии прорезных закладок, со сказочными героями Лукоморья, для учебника «Азбука» в подарок первоклассникам;

-создание альбома «Юмористические зарисовки о Лукоморье», где учащиеся совместно с родителями сочинили бы и вписали юмористические четверостишия о любимых героях пушкинских сказок.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.