Тестовые работы по литературному чтению (смысловое чтение)

8
0
Материал опубликован 2 June 2020 в группе

Тестовые работы по литературному чтению

(смысловое чтение).


Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такой метод обучения вырабатывал у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её.   

Стандарты второго поколения определяют, что выпускник начальной школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Предлагаю материал, который я использую в своей школе для диагностики сформированности метапредметного результата «смысловое чтение».

Цель работы:

Определить уровень сформи­рованности навыка осознанного чтения.

Выяснить уровень понимания содержания литературного текста.

Содержание работы соответствует ос­новным требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся, оканчиваю­щим четырехлетнюю начальную школу. В качестве объекта контроля была выбрана степень осознанности чтения при чтении про себя текста. Это связано с необходимостью оценить степень владе­ния младшими школьниками двумя основ­ными видами чтения, которые чаще других используются учащимися: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.

В проверочной работе используются три типа заданий:

задания с выбором правильного ответа из предложенных,

задания с кратким ответом,

задания со свободным развернутым от­ветом.

Особенности проведения.

Проверочная работа выполняется в ин­дивидуальном порядке одновременно все­ми учащимися класса. На выполнение работы отводилось 45 минут с учетом организационной части.


1 класс

Структура теста

Тест содержит 7 заданий, разделённых на три части.

Часть 1 — задания 1-3, (базовый уровень) предусматривают выбор единственно правильного ответа из предложенных.

Часть 2 — задания 4-5,(повышенный уровень) требуют записи краткого ответа.

Часть 3 — задание 6,7 — это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.


Текст для чтения


Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него на лугу мышей ловить. Старик это поначалу не заметил, а мыши обнаглели. Стали они гнёзда шмелей разорять. Улетели шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. Вот как всё в природе связано между собой! Теперь понял это старик и пошёл скорее к сове прощение просить.


Выполни задания:

Кого обидел старик?

1) сову

2) шмеля

3) мышь

О каком насекомом идёт речь?

Ответ ________________________________

Понял ли старик, что поступил неправильно?

1) нет

2) да

В каком порядке лучше разложить картинки, чтобы было легче восстановить последовательность событий?

Поставь в квадратиках под картинками цифры 1, 2, 3, 4, 5.
t1591090256aa.gift1591090256ab.gift1591090256ac.gift1591090256ad.gift1591090256ae.gif

t1591090256af.gift1591090256af.gift1591090256af.gift1591090256af.gift1591090256af.gif


Придумай заголовок к рассказу. Запиши его.

Ответ_____________________________________

Помоги старику попросить прощения у Совы. Запиши одно – два предложения.

Я думаю, что старику надо сказать:____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какую важную информацию вы узнали из этого рассказа?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы, критерии оценки.

Вопрос

Ответы

балл

комментарий

1

Сову

1

0 баллов при другом варианте ответа

2

Шмель

1

0 баллов при другом варианте ответа

3

Да

2

0 баллов при другом варианте ответа

4

Сова-1, корова-5, клевер-4, шмель3,

мышь-2

2

1 балла , если допущена 1 ошибка

0 баллов при другом варианте ответа

5

Сова, польза

1

0баллов, неверное толкование

6

Записано одно – два предложения.


2

2 балла если 2предложения.

1 балл, если 1 предложение.

0 баллов –нет предложения.

7

В природе все связано между собой.

2

1 Балла если краткий ответ, не искажающий смысла.

0 баллов неверное толкование


итого

11б.



Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

п/п

баллы

оценка

уровень

1

10-11  баллов –

-оценка «5» зачет

высокий

2

8-9 баллов

-оценка «4» зачет

повышенный

3

5-7 баллов

-оценка «3» зачет

базовый

4

4 балла и менее

-оценка «2» незачет

ниже базового



2 класс

Структура теста

Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части.

Часть 1 — задания 1-6, (базовый уровень) предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.

Часть 2 — задания 7-11,(повышенный уровень) требуют записи краткого ответа.

Часть 3 — задание 12 — это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.


Текст для чтения

Наконец настал день, когда Кошкин и собака Алый попрощались со школой собачьих инструкторов. Они поехали служить на границу. Начальник заставы сказал:

— А, ёлки-палки, Кошкин.

— Так точно! — гаркнул Кошкин так громко, что у начальника заставы чуть револьвер не выстрелил.

— Вижу, вижу, — сказал начальник, — вижу, что ты научился отвечать как следует. Только попрошу так сильно не орать, а то у меня чуть револьвер не выстрелил.

Потом командир спросил:

— Как же зовут собаку?

— Алый, товарищ капитан.

— Алый? — удивился начальник заставы. — Почему Алый?

— А вы погодите, товарищ капитан, — ответил Кошкин, — вот он высунет язык, и вы сразу поймёте, почему он Алый.

А застава, куда приехали Кошкин и Алый, была в горах. Кругом-кругом, куда ни погляди, всё горы, горы... Все они лесом заросли: ёлками, дикими яблонями. Взбираются деревья вверх, налезают на скалы. А из-под корней вываливаются круглые камни да острые камешки.

— Видишь, Алый, — говорит Кошкин, — вот они, горы. Это тебе не школа собачьих инструкторов.

Алый глядел на горы и думал: «Просто странно, отчего это земля так вздыбилась, к небу колесом пошла?.. Быть бы ей ровной...»

Трудное дело — охранять границу. Днём и ночью ходили Кошкин и Алый по инструкторской тропе. Тропа эта — особая. Никому по ней нельзя ходить, кроме инструктора с собакой, чтобы не было постороннего запаха.

Рядом с инструкторской тропой идёт широкая вспаханная полоса. Кто бы ни пошёл через границу, обязательно оставит след на вспаханной полосе.

Ю. Ковыль. Алый.

Выполни задания:

1. Определи стиль текста.

1) научный

2) художественный

3) публицистический

2. За что получил свою кличку пёс Алый?

1) кличка понравилась Кошкину

2) по приказу начальника заставы

3) за алый цвет языка

3. Где предстояло служить Кошкину и его собаке?

1) на границе

2) на призывном пункте

3) в школе собачьих инструкторов

4. Где располагалась застава, куда приехали служить Кошкин и Алый?

1) в лесу

2) в горах

3) на равнинной местности

5. Укажи верное объяснение слова «вздыбилась».

1) бушует

2) встаёт рядом с дубом

3) встаёт дыбом

6. С какой целью на границе рядом с инструкторской полосой есть и широкая вспаханная полоса?

1) с целью расширения линии границы

2) виден след нарушителя

3) для лучшего обзора границы

7. Придумай заголовок к тексту и запиши его.

_______________________________________________________________________

8. Восстанови последовательность событий.

A) Охрана границы — трудное дело.

Б) Разговор с начальником заставы.

B) Место расположения пограничной заставы.

Г) Прощание со школой собачьих инструкторов.

Ответ: ______________________

9.  Объясни значение слова «гаркнул».

Ответ:__________________________________________________________________

10. Используя текст произведения, допиши словосочетания.

яблони (какие?)_______________________

камешки (какие?) ____________________

камни (какие?)_______________________

11. Что думал Алый, глядя на горы? Подтверди ответ словами из текста.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Что значит «инструкторская тропа»? Подтверди ответ словами из текста.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы, критерии оценки.

Вопрос

Ответы

балл

комментарий

1

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

2

3

1

0 баллов при другом варианте ответа

3

1

1

0 баллов при другом варианте ответа

4

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

5

3

1

0 баллов при другом варианте ответа

6

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

7

Соответствие тексту

1

0 баллов, если заголовок не соответствует тексту

8

ГБВА

2

0 баллов при другом варианте ответа

9

Гаркнуть - значит громко окликнуть, закричать, громко крикнуть

2

0 баллов,если нет подобного варианта ответа

10

яблони (какие?) дикие камешки (какие?) острые камни (какие?) круглые

2

1 балл, если допущена 1 ошибка

11

«Просто странно, отчего это земля так вздыбилась, к небу колесом пошла?.. Быть бы ей ровной...»

3

2.Балла если нет 2-ой части ответа, или наоборот

1 балл, если ответ верный, краткий.

12

Тропа эта — особая. Никому по ней нельзя ходить, кроме инструктора с собакой, чтобы не было постороннего запаха.

3

2 Балла если нет 2-ой части ответа, или наоборот

1 балл, если ответ верный, но краткий.


итого

19б.



Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом во 2классе

п/п

баллы

оценка

уровень

1

16-19 баллов

-оценка «5»

высокий

2

12-15 баллов

-оценка «4»

повышенный

3

7-11  баллов –

-оценка «3»

базовый

4

6 баллов и менее

-оценка «2»

ниже базового


3 класс

Структура теста

Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части.

Часть 1 — задания 1-6, (базовый уровень) предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.

Часть 2 — задания 7-11,(повышенный уровень) требуют записи краткого ответа.

Часть 3 — задание 12 — это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.


Текст для чтения

Две лягушки

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась. Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула. А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны. Но всё-таки она не сдаётся, не унывает. «Ничего, – думает, – пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет». И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла. «Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила. «Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес. А вторая лягушка осталась лежать в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

(Л. Пантелеев)

Вопросы и задания

Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, ответь на вопросы.

1. Где жили подруги-лягушки?

 1.В погребе; 
 2.в канаве; 
 3.в лесу; 
 4.в парке.

2. Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.

 1.Храбрая; 
2. трусиха; 
3.сильная;
4. лентяйка; 
5.соня; 
6. весёлая.

3. В какое время суток подруги вышли погулять?

 1.Днём; 
 2.вечером; 
 3.ночью; 
4. утром.

4. Зачем лягушки забрались в погреб?

 1.Чтобы полакомиться сметаной;
 2.из погреба очень вкусно пахло;
 3.лягушкам захотелось узнать, что в погребе.

5.В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

1. «Сказочные истории»;
2. «Басни»;
 3.«Рассказы о природе»;
 4.«Рассказы о животных».

6. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?

1. Играешь;
2. ничего у тебя не выйдет;
3.придумываешь;
 4. фантазируешь.

7. О чём главном хотел сказать нам автор?

1. Об опасности, которая может подстерегать в погребе;
 2.о вкусных запахах из погреба;
3.о правилах поведения в сложных ситуациях;
 4. о том, что никогда не нужно падать духом.

8. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Составь план текста.

1) Проживание подружек в канаве.
2) ... .
3) ... .
4) ... .
5) Победа!

10. Как храбрая лягушка сбила масло из жидкой сметаны.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Почему одна из лягушек утонула? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

12. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы, критерии оценки.

Воп-

рос

Ответы

балл

комментарий

1

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

2

1, 3, 6

храбрая, сильная, веселая

1

1 балл за каждое верное слово

3

3, ночью

1

0 баллов при другом варианте ответа

4

 2, из погреба очень вкусно пахло

1

0 баллов при другом варианте ответа

5

1 «Сказочные истории»
 

1

0 баллов при другом варианте ответа

6

1, играешь

1

баллов при другом варианте ответа

7

 4, о том, что никогда не нужно падать духом.


1

0 баллов, если заголовок не соответствует тексту

8

 решила бороться до конца со смертью

2

0 баллов при другом варианте ответа

9

План составлен полный, можно записать словосочетание или предложение

2

0 баллов, если нет полного варианта ответа

10

Лягушка бултыхалась, лапками дрыгала, работала, создавала искусственный процесс изготовления масла, сама не понимая этого.

2

1 балл, если допущена незначительная ошибка в формулировке

11

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и решила напрасно не барахтаться.

3

2.Балла если нет 2-ой части ответа, или наоборот

1 балл, если ответ верный, краткий.

12

Учащийся рассуждает о стойкости, решительности, осуждает слабость, нежелание что- то предпринимать ради спасения.

3

2 Балла если нет 2-ой части ответа, или наоборот

1 балл, если ответ верный, но краткий.


итого

19б.



Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом для учащихся для 3 класса.

п/п

баллы

оценка

уровень

1

16-19 баллов

-оценка «5»

высокий

2

12-15 баллов

-оценка «4»

повышенный

3

7-11  баллов –

-оценка «3»

базовый

4

6 баллов и менее

-оценка «2»

ниже базового

4класс

Структура теста

Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части.

Часть 1 — задания 1-6, (базовый уровень) предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх, четырёх предложенных.

Часть 2 — задания 7-11,(повышенный уровень) требуют записи краткого ответа.

Часть 3 — задание 12 — это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.


Текст для чтения

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинами лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

– Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.


Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ

2) басня

3) сказка

4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

1) он отличался от всех внешним видом

2) он всегда гулял с собакой

3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Кто стал верным другом бывшего лётчика? _______________________________________________________________________


6. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

1) лаял на молодого человека

2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

3) начинал рычать на пассажира


7. Подбери синоним к слову выбоина. _______________________________________________________________________

8. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9. Придумай заголовок к тексту и запиши его.

_______________________________________________________________________

10. Восстанови последовательность событий рассказа.

 3. Вместо палочки он держал за поводок собаку.

 4.Джек ведёт к автобусу.

 1.Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

 2. Он лишился одной руки и обоих глаз.

 5.Бывший лётчик доволен другом.


11. Определи главную мысль текста.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

12. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы, критерии оценки.

Вопрос

Ответы

балл

комментарий

1

1

1

0 баллов при другом варианте ответа

2

3

1

0 баллов при другом варианте ответа

3

От взрыва вражеского снаряда.

1

0 баллов при другом варианте ответа

4

От слова водить.

1

0 баллов при другом варианте ответа

5

Собака Джек

1

0 баллов при другом варианте ответа

6

2, Джек тыкался носом в колени пассажира помоложе

1

0 баллов при другом варианте ответа

7

Ямка на дороге, небольшое углубление в земле

1

0 баллов при другом варианте ответа

8

Джек уверенно водил своего хозяина по улице. Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

2

0 баллов при других вариантах ответа

9

Джек-поводырь, другой вариант

2

0 баллов, если нет соответствия

10

3. Вместо палочки он держал за поводок собаку.

4.Джек ведёт к автобусу.

1.Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

2. Он лишился одной руки и обоих глаз.

5.Бывший лётчик доволен другом.

2

1 балл, если допущена 1 ошибка

11


3

2.Балла если нет ответ не полный, или наоборот

1 балл, если ответ верный, краткий.

0баллов нет ответа

12


3

2.Балла если нет ответ не полный, или наоборот

1 балл, если ответ верный, краткий.

0баллов нет ответа

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом в 4классе

п/п

баллы

оценка

уровень

1

16-19 баллов

-оценка «5»

высокий

2

12-15 баллов

-оценка «4»

повышенный

3

7-11  баллов –

-оценка «3»

базовый

4

6 баллов и менее

-оценка «2»

ниже базового



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.