12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Виктория Павловна324
Россия, Пермский край, Березники

Авторские права в цифровом мире

Цель урока: повысить уровень осведомленности учащихся в сфере защиты авторских прав в Интернете.

Задачи:

сформировать у учащихся представление о следующих понятиях: объект интеллектуальной собственности, авторские права, копирайт, плагиат;

познакомить с основами Законодательства об интеллектуальной собственности и авторском праве в РФ;

показать учащимся возможности правомерного использования авторских материалов, доступных в цифровом формате;

научить школьников различать ситуации, когда согласно закону возможно свободное пользование чужими материалами, а когда необходимо разрешение автора;

показать учащимся ценность авторских прав и возможностей их защиты в цифровом пространстве в процессе создания собственного уникального продукта.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

проблемное обучение;

кейс-технология;

групповая технология.

Используемы формы познавательной деятельности детей:

фронтальная форма;

групповая форма.

Оборудование, раздаточный материал: интерактивная доска; компьютеры, подключенные к Интернету, для групповой работы по 2 человека, браузер – Google Chrome; печатный раздаточный материал (кейс) для работы в группах; файлы с заданиями для групповой работы на ПК.

Прогнозируемый результат: планируется, что к окончанию урока ученики будут

понимать, что такое объект интеллектуальной собственности и авторские права;

понимать, что интеллектуальная собственность защищается законом;

различать ситуации, при которых наступает нарушение прав на интеллектуальную собственность, и ситуации, когда возможно ее свободное использование;

знать о способах защиты интеллектуальных прав и действиях необходимых для пресечения их нарушения.

 

Список источников:

Гражданский Кодекс РФ http://www.gk-rf.ru/

Портал КОПИРАЙТ.РУ http://www.copyright.ru/

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М.: Google, 2013.

http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Book_Praktikum.pdf

Учебный курс «Авторские права в цифровом пространстве» http://www.microsoft.com/rus/education/ipr/



 

Ход урока

Стадия вызова (3 мин.)

Показать рисунки на 1 слайде.

- Как вы думаете, какое понятие объединяет все эти, на первый взгляд совершенно несовместимые, объекты? (слайд 1)

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

- Все эти объекты сделаны руками человека. А значит, у каждого из создателей есть авторское право на созданный им объект.

- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. (слайд 2)

Начинайте с надписи «Старт». Каждый раз, когда вы отвечаете «Я согласен (Да)», передвигайтесь на одно деление вправо по шкале.

 

согласен (Да)

Я не согласен (Нет)

Я не уверен (Не знаю)

1. Я не покупаю книги в магазине – дорого стоят, а скачиваю с Интернета их электронные копии или читаю on-line.

 

 

 

2. Я скачивал в Интернете музыку, защищенную авторскими правами, не платя за это денег.

 

 

 

3. Когда я был на концерте моей любимой группы, я записал их песню на телефон и могу выложить это видео на своей странице в социальной сети.

 

 

 

4. Я не всегда спрашиваю разрешение моих родственников и друзей, когда выкладываю их фото в Интернете.

 

 

 

5. Я делал копии лицензионных дисков, купленных в магазине.

 

 

 

6. Выполняя домашние задания, я вырезал куски текста из материалов, представленных на веб-сайтах, не указывая ссылку на источник.

 

 

 

7. Когда я использовал для своих целей картинки, найденные в Интернете, я не проверял, защищены ли они авторским правом.

 

 

 

8. То, что вы называете незаконным скачиванием, разрешено в России, поскольку еще никто не был серьезно наказан за это.

 

 

 

9. Контент, выложенный в Интернет, всегда должен быть свободен и доступен для всех пользователей.

 

 

 

10. Когда я смотрю фильмы в «ВКонтакте», я не нарушаю закон, потому что в таких сообществах люди добровольно делятся и обмениваются доступным контентом.

 

 

 


 

Где вы остановились? (слайд 3)

Ключ к анкете:

0-3 Ты уделяешь достаточно много внимания авторским правам. Ты считаешь правильным, что люди должны платить деньги создателям музыки, фильмов, фото за их использование и просмотр, ведь это продукт их творчества! Копируя чьи-либо работы, ты всегда указываешь автора.

4-7 Ты признаешь существование авторского права, но на деле не всегда уделяешь должного внимания этому вопросу. Зачем платить, если можно скачать бесплатно?

8-10 Ты знаешь об авторском праве, но считаешь, что его охрана не имеет смысла в Интернете. Если люди не хотят, чтобы их произведения смотрели и копировали, они не должны размещать их в Сети!


 

Как вы думаете, какие понятия сегодня мы с вами будем обсуждать?

Ответы учеников: авторское право, пиратство, плагиат и т.д.

Правильно, и тема нашего урока - Авторские права в цифровом мире. (слайд 4)


 

Мотивация учебной деятельности и целеполагание (2 мин.)


 

Демонстрируются иллюстрации на 5 слайде.

Не секрет, что современные школьники и вы в том числе, выросли в реальности, где многое доступно, а Интернет — это место, где можно найти практически все и при этом не платить!

Но, привыкнув к подобной реальности, многие не задумываются о том, что копируя чью-то информацию без указания авторства, слушая музыку или скачивая фильмы в Интернете, они делают это нелегально. Ведь у каждого цифрового материала (компьютерные программы, видеоигра, готовые сочинения и рефераты, книга, ролик, фотография и т.д.) есть автор и его авторское право защищается законом.


 

Какую цель мы с вами сегодня поставим?

Ответы учеников: познакомиться с законами, которые защищают авторское право.

Итак, цель нашего урока - повысить уровень ваших знаний в области защиты авторских прав. (слайд 6)


 

Актуализация знаний и знакомство с новыми понятиями (5 мин.)

 

Для достижения цели нужны ли нам теоретические знания и практические умения?

Ответы учеников: и то, и другое необходимо.

С чего начнем?

Ответы учеников: с теории.

Хорошо. Тогда вспомните, на уроках обществознания вы уже изучали законы, защищающие авторские права?

 

Ответы учеников:

 

Основной законодательный документ, регулирующий авторские права – Гражданский Кодекс РФ, часть 4 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (слайд 7)

 

Как вы думаете, что же с точки зрения российского законодательства относится к объектам интеллектуальной собственности (ОИС)?

Ответы учеников: фильмы, музыка, книги, фотографии, программы, картины и др.

Правильно, к ОИС относятся все произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. С полным списком объектов вы познакомитесь чуть попозже на практической работе. (слайд 8)

 

Для чего нужны авторские права, от чего они защищают?

Ответы учеников: нужны автору для заработка, защищают от несанкционированного скачивания.

Действительно, авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный и творческий труд автора не будет напрасным, защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы от несанкционированного копирования и изменения, предоставляют автору возможность самому утверждать правила использования материала третьими лицами на платной или некоммерческой основе. (слайд 9)

 

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас создавал различные информационные продукты (презентации, доклады, рефераты, цифровые фотографии и др.).

 

Относятся ли эти продукты к объектам интеллектуальной собственности? Почему?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

А можно ли вас назвать владельцами авторских прав этих продуктов? Почему?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

Все правильно. А каким образом вы показываете это свое авторство, и в какой момент вступает в силу защита ваших авторских прав?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

Для оповещения права на произведение автор ставит знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре и состоит из следующих элементов:

знака «копирайт» © (Формат знака был установлен в 1952 году Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве);

имени правообладателя (псевдонима);

года первого опубликования произведения.

 

Как только ставите знак «копирайт», вы заявляете о своих правах, а значит, ваше творение сразу оказывается под защитой действующего законодательства Российской Федерации. (слайды 10-12)


 

Практическая работа (5 мин.)

По-моему, с теорией вы неплохо справились, а значит, можно приступать к практике. Я предлагаю вам сейчас стать экспертами в законодательной сфере. (слайд 13)

Для работы предлагаю вам объединиться в пары. Каждой группе выдается кейс – описание ситуации и справочный материал, содержащий выдержки из Гражданского Кодекса РФ (раздаточный материал в печатном виде – Приложение 1, Приложение 2).

Вам предлагается обсудить историю, которая очень часто происходит с пользователями Интернета (может, вы и себя в ней узнаете), и выявить, где и как нарушаются авторские права, а также  придумать альтернативные способы, которые помогут добиться желаемой цели без нарушения прав других людей. На выполнение задания вам отводится 5 минут.
 

Обсуждение (5 мин.)

Группы зачитывают ответы на вопросы кейса, по мере необходимости исправляют ответы друг друга и дополняют их. (Ответы в Приложении 3)
 

Практическая работа на ПК (5 мин.)

Каждой группе дается задание – оформить по 1-2 слайда общей презентации:

1.Каким Законом регулируются авторские права?

2. Что такое авторские права?

3. Какие права принадлежат автору?

4. Что относится к объектами авторского права?

5. Что не относится к объектами авторского права?

6. Авторские права не распространяются на:

Для работы предлагается справочный материал в бумажном и электронном виде (Приложение 4, файл «Справочный материал для презентации»). В результате работы создается общая презентация по теме «Авторские права в цифровом мире» на сервисе Google-документы, которая затем выкладывается на сервере Google+. (файл Презентация «Авторские права в цифровом мире»)
 

Рефлексия (5 мин.)

Можно ли назвать нашу презентацию объектом интеллектуальной собственности?

При создании презентации мы соблюдали Закон об авторском праве?

Каким образом нам заявить свое авторское право на этот ОИС?

В настоящее время можете вы уже применить знания, приобретенные на сегодняшнем уроке?

Понадобятся ли вам эти знания в дальнейшем?

Где вы сможете применить эти знания?

 

Предлагаю вам выразить ваше отношение к теме сегодняшнего урока через оценочное окно. Поставьте знак © в соответствующий сектор (перетащить этот знак из центра в соответствующий сектор – файл «Рефлексия»).

 

 

Оценочное окно

 

Буду соблюдать Закон об авторском праве

Буду соблюдать Закон об авторском праве и научу других

Буду скачивать с Интернета информацию, нарушая авторские права

Нужна дополнительная информация

 

Приложение 1

Доклад о домашних кошках

По заданию учителя биологии Ольги Алексеевны ученик 7 класса Иван подготовил доклад о домашних кошках. Информацию для доклада он нашел в Интернете на различных сайтах и использовал ее в докладе. Для представления доклада перед учениками Иван сделал и презентацию. Слайды презентации он сопроводил фотографиями кошек, взятыми с различных сайтов, а также найденными с помощью поиска Яндекс-Картинки. Все изображения Иван сопроводил ссылками на соответствующие сайты.

Кроме фотографий, взятых из Интернета, Иван решил в презентацию вставить фото домашней кошки своего лучшего друга Пети. Иван попросил у Пети разрешения скопировать эти фотографии с его страницы в ВКонтакте. Друг в просьбе не отказал.

Доклад и презентацию Иван дополнил информацией о кошках Древнего Египта, взятой из книги известного натуралиста, жившего в XVIII веке. Он указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки оформил по правилам – заключал в кавычки и сопровождал ссылками на книгу.

Работа Ивана очень понравились учителю. Ольга Алексеевна предложила ему выложить доклад и презентацию на школьном сайте. Иван согласился и опубликовал свою работу в рубрике «Ученические проекты».

Вопросы к кейсу:

Перечислите список источников всех видов информации (текст и фото).

Нарушил ли Иван чьи-либо авторские права при создании доклада и презентации? Если да, то, каким образом он это сделал?

Как надо было поступить Ивану для того, чтобы все авторские права были соблюдены?


 

Приложение 2

Справочный материал для кейса

Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.

Объекты авторского права:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

 

Автору принадлежат две группы прав:

неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения.

имущественные права: исключительное право на произведение (которое позволяет пользоваться и распоряжаться произведением). Передача от одного лица другому прав использования допускается только в рамках письменного лицензионного договора.


 

Статья 1274 Гражданского кодекса РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.


 

Приложение 3

Ответы к Кейсу

Источники информации: сайты Интернета, личная страница ВКонтакте друга Пети, книга натуралиста.

Статья 1274 Гражданского кодекса допускает использования цитат произведений в научных, учебных и культурных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. А значит, Иван, собирая информацию для доклада, не нарушил авторских прав. Но он должен был сделать ссылки на всех авторов или иных правообладателей использованных цитат произведений, т.е. и в докладе и в презентации.

Т.к. Иван использовал фотографии, найденные в Интернете, и сделал в презентации только ссылки на источники, то в данном случае он нарушает авторские права. Он должен был получить разрешение в письменном виде на использование фотографий у авторов, а также обязательно указать не только интернет-источник, но и имя автора каждой фотографии.

Используя фотографии друга Пети в учебных целях, Иван попросил у него разрешение, тем самым не нарушил его авторских прав. Однако для дальнейшей публикации на школьном сайте фотографий кошки, принадлежащей Пете, Ивану необходимо было заключить с автором фотографий письменный лицензионный договор на их использование.

Используя материалы из книги ученого, жившего в XVIII веке, Иван не нарушает авторские права, поскольку по истечении 70 лет со смерти автора произведение перешло в разряд общественного достояния и Иван вправе использовать его без получения согласия и без выплаты авторского вознаграждения. Кроме того, здесь идет речь о свободном использовании — цитировании. При этом Иван не нарушил правила цитирования - указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки из книги оформил по правилам цитирования.

 

Приложение 4

Справочный материал для презентации

Выдержки из Гражданского Кодекса РФ
 

Основной законодательный документ, регулирующий авторские права – Гражданский Кодекс РФ, Четвёртая часть Раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание и т.д.

Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.

Автору принадлежат две группы прав:

Неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения. Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом.

Имущественные права: исключительное право на произведение (которое позволяет пользоваться и распоряжаться произведением). Передача от одного лица другому прав использования допускается только в рамках письменного лицензионного договора. Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством».

Согласно п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения произведения и способа его выражения являются объектами авторского права:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.


 

Авторские права не распространяются на:

идеи,

концепции,

принципы,

методы,

процессы,

системы,

способы,

решения технических, организационных или иных задач,

открытия,

факты,

языки программирования


 

Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).


Согласно ст. 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы «C» в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Автор произведения является единственным правообладателем на данное произведение.

Источники:

 http://www.gk-rf.ru/ Гражданский Кодекс РФ

http://www.copyright.ru/ Портал КОПИРАЙТ.РУ

 

© Васильева В.П., 2016

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.