Урок на тему «Наглядные формы представления информации» (Информатика и ИКТ, 5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по предмету информатика и ИКТ
Учитель информатики и ИКТ: Куликова Татьяна Ивановна, высшая категория.
Место работы: МБОУ СОШ №7 п.Коммаяк Кировского района Ставропольского края
Класс: 5
Дата проведения: 25.01.2015
Тема: Наглядные формы представления информации
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение представлять информацию в наглядной форме;
метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
привести примеры использования схем для решения задач.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
рисунок;
схема;
диаграмма
Оборудование: УМК Л.Босова «Информатика»: учебники, рабочие тетради, компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
План урока:
Повторение ранее изученной темы. Проверка домашнего задания – 7 мин.
Целенаправление. Изучение нового материала – 15 мин.
Домашнее задание – 1-2 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
Компьютерный практикум – 13-14 мин.
Итоги урока, оценивание – 5 мин.
Технологическая карта урока «Наглядные формы представления информации». По учебнику Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. ФГОС.
№ п/п |
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
|
Организационный момент |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей |
Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока |
Личностные УУД: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Ребята, сегодня вы работаете и в группах, и индивидуально. Перед вами лежат листы контроля, они для каждого из вас. Приложение 1. В эти листы контроля вы будете выставлять себе отметки за индивидуально выполненные задания. Возьмите их и подпишите фамилию и имя. Отложите в сторону. За задания, выполненные в группах, вы будете получать жетоны. |
Приложение 1 |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать собеседника. |
|
Устное повторение Проверка домашней работы |
На предыдущих занятиях вы изучили различные формы представления информации. Ребята, давайте вспомним, какие формы представления информации вам уже известны? (числовая, графическая, текстовая, звуковая, видеоинформация) Все верно! А сейчас проверим, умеете ли вы определять формы представления информации Приложение 2 Задание 1 Покажите мне картинки с нужной формой представления информации - Вспомни, какими способами можно представить информацию на носителе? А с помощью какого органа чувств человек может воспринимать письменную информацию? слайд 8 А вы знаете, что такое текст? Слайд 9 Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией. А информация, представленная в форме письменного текста, называется письменной. Посмотрите на доску. Перед вами текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину слайд «Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте». Что вы себе представили? Вы видите, у всех получилось разное описание. А теперь посмотрим на изображение, соответствующее данному описанию. Слайд Как вы думаете, как легче воспринимать информацию по рисунку или по тексту? б) почему? Действительно, проще воспринимается наглядная информация. Ведь даже появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить, он воспринимает окружающий мир, получает информацию в первую очередь своими глазами. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Какова тема нашего занятия? |
-(числовая, графическая, текстовая, звуковая, видеоинформация Зачитывают свои ответы, сверяют, выставляют оценки в оценочный лист. Отвечают на вопросы. Называют тему урока. |
Личностные УУД: - развитие грамотной речи, памяти, умения оценить свои знания. |
|
Целенаправление |
А нужна ли нам наглядная форма представления информации? А чтобы еще раз убедиться в этом, давайте выполним следующее задание. Упр. Каждой группе необходимо будет придумать, как представить данную вам информацию, далее нарисовать ее, а потом один учащийся из группы должен защитить свой мини-проект по алгоритму, написанному у вас на листочках! Приложение 3. Хорошо! Молодцы! (Жетон) Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся думают, предлагают варианты ответов.) |
Постановка проблемы. Групповая работа. Упр. Приложение 3. Задание для 1 группы Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна взрослым, не знающим русского языка. |
|
|
Объяснение темы ЧАСТЬ1
|
Мы еще раз убедились, что наглядная форма представления информации необходима. Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах. Упр. Перед вами лежат карточки с различными изображениями и текстовой информацией со скрепочками. Когда я буду читать определения, вы должны догадаться, о какой наглядной форме представления информации идет речь и поднять нужную карточку. Приложение 4. Очень популярная и доступная форма представления информации. Созданная своими руками (рисунок) Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? (фотография) С помощью чего можно также получить большое количество информации о данной местности. Подобные изображения вы используете на уроках географии и истории. (карта) какую из форм наглядной информации можно встретить, когда вы смотрите прогноз погоды, когда переходите дорогу? (условный знак) чертеж, который разъясняет, как работает какое-то устройство и из чего оно состоит? (схема) |
Отметить, как выполнили задание в листах самоконтроля |
Познавательные УУД: - формирование представлений о наглядных формах представления информации, их использовании на практике. Личностные: - развитие логического мышления Коммуникативные: - умение работать в группах, - развитие диалогической речи |
|
Объяснение темы ЧАСТЬ2 |
- просмотр презентации Мы продолжаем знакомиться с наглядными формами информации. И одна из этих форм – это таблица. Прочитаем текст Ответьте мне, пожалуйста, как можно быстрее, на следующие вопросы: Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте? По каким предметам приведены годовые оценки учеников? Сколько учеников имеет «4» и «5» по математике? Молодцы! (жетон) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте? Сколько учеников имеет «4» и «5» по математике? Какой вывод можно сделать? А теперь попробуем сами заполнить таблицу (Приложение 5 Задание 3) |
Приложение 5 Задание 3 Работаем на листочках, заполняем таблицу |
Познавательные УУД: - формирование представлений о наглядных формах представления информации, их использовании на практике. Личностные: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления. Коммуникативные: - умение работать в группах, - развитие диалогической речи |
А как можно удобно представить числовые данные? Подскажет нам задача (ребус) |
Заполняем таблицу Ответ: Д И А Г Р А М М А. (Жетон |
|||
|
Домашнее задание |
§10 (1); РТ: №130, №131, 133 (слайд ) |
Работа с дневниками |
|
|
Физкультминутка |
Видеоролик «физкультминутка» (слайд) |
Выполняют упражнения вместе с мультяшным персонажем. |
|
|
Компьютерный практикум |
- Выполни задание на компьютере (слайд) Приложение 6 |
- создают таблицу в текстовом процессоре и строят по таблице диаграмму (Приложение 6) |
Личностные: - формирование умения строить диаграммы инструментами текстового процессора. - развитие информационной культуры |
|
Итоги урока, рефлексия |
Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу (выберите смайлик , соответствующий вашему настроению и: Всё понятно! Остались вопросы. Ничего не понял(а). (слайды) |
Смайликами оценивают урок |
Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По листу самооценки ученики делают вывод и выставляют отметку за урок. |
Список использованных источников
Информатика и ИКТ ФГОС: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика и ИКТ ФГОС: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru
Приложение 1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Лист самооценки учащегося 5 класса _________________________________________
ФИО.
№ задания |
Текст задания |
Критерий оценки |
1 |
Задание 1 Форма представления информации |
1б – справился полностью 0,5б – справился с ошибкой |
2 |
Задание 2 Наглядная форма представления |
1б – справился полностью 0,5б – справился с ошибкой |
3 |
Задание 3 Табличная форма |
1б – справился полностью 0,5б – справился с ошибкой |
4 |
Задание 4 Сопоставления |
1б – справился полностью 0,5б – справился с ошибкой |
5 |
Правильный ответ на незнакомый вопрос |
1б – 1жетон |
Всего: |
Оценка «5» - 5б и больше Оценка «4» - 3-4б Оценка «3» - 1-2б |
С первым заданием я справился… и заработал…баллов; С построением диаграммы я справился… и получил…баллов. С табличной формой я справился….и получил (ла) …баллов С четвертым заданием я справился…. и получил … баллов. Кроме того я заработал (ла)…..жетонов. Всего____баллов Моя оценка ….. |
Приложение 2
Задание 1
Текстовая информация |
Числовая информация |
Графическая информация |
Звуковая информация |
Приложение 3
Задание для 1 группы
Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна взрослым, не знающим русского языка.
Характеристика:
Иностранцы не умеют читать по-русски, но хорошо понимают различные знаки.
Внимание! При использовании электроинструмента в целях избегания ранений необходимо соблюдать перечисленные ниже основные меры предосторожности:
Носите защитные очки.
При высокой запыленности пользуйтесь специальной маской-фильтром.
Применяйте средства защиты органов слуха.
Алгоритм защиты:
Прочитать задание.
Описать то, что у вас получилось.
Почему вы использовали данную форму представления информации.
Задание для 2 группы
Представить данную текстовую информацию в форме, которая была бы понятна детям 4-5 лет.
Характеристика возраста:
Дети 4-5 лет еще не умеют читать, но хорошо воспринимают различные знаки.
Соблюдайте правила поведения в лесу:
Не бросать мусор!
Не разводить костер!
Нельзя рвать цветы!
Не разоряйте муравейники!
Алгоритм защиты:
Прочитать задание.
Описать то, что у вас получилось.
Почему вы использовали данную форму представления информации.
Приложение 4
Рисунок |
Карта |
Схема |
Фотография |
Условные знаки |
Таблица |
Приложение 5
Задание 3
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке
Название |
Вес, карат |
Время (место) находки |
Приложение 6