Авторское дидактическое пособие «Разноцветный мир»

1
1
Материал опубликован 27 March 2018

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, индивидуализации и полноценного развития детей. Одной из важнейших задач является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение современных интерактивных дидактических пособий, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

В первую очередь важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда способствовала развитию субъектного опыта ребенка в познавательной деятельности. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе.

Из педагогических наблюдений за проявлениями активности и самостоятельностью детей в деятельности с предметами было выявление недостаточное проявление данных качеств: не все дети проявляли активность в действиях с предметами окружающего мира, иногда испытывали неуверенность в принятии предложенной игровой ситуации, быстро теряли интерес к деятельности и не доводили начатое до определённой цели. Детей мало интересовал полученный результат, эмоциональные проявления были недостаточно яркие.

В процессе изучения соответствующей литературы возникла идея разработки интерактивного дидактического пособия.

Создать такое пространство для самостоятельных игр – увлекательное интересное дело. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, а также особенности их развития.

Так появилось авторское дидактическое пособие и серия игр и упражнений для детской деятельности с ним. Задания для малышей имеют разнообразный характер по направлениям развития дошкольников, поэтому развивающее пособие получило название «Разноцветный мир».

Авторская разработка представляет собой развивающее «поле» для организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых, которое позволяет малышам познавать, творить, стремиться к достижению определенной цели. Пособие состоит из разных сюжетов: лесная полянка, веселый улей, зайкин лужок. В центре находится чудо – дерево, на котором периодически появляются задания для ребят, которые понятны и интересны детям.

Сказочное пространство содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы деятельности: животные, бабочки, птички, трава это всё из разноцветных нитей выполненных в технологии ярн – бомбинг (вязание). Когда ребёнок скучает, то мы предлагаем ему соприкоснуться с ладошкой, это как бы он здоровается с мамой и ощущает её тепло и присутствие.

Пособие оборудовано разнообразными тематическими вкладышами для решения задач сенсорного воспитания. Изготовлено специальное панно, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застёжками, замочками – молниями. Одновременно упражняются в различении и назывании цветов спектра и знакомятся с сезонными явлениями природы.

На полянке сделан из реек разноцветный заборчик, украшенный разноцветными ленточки. Рядом едет паровозик с разноцветными вагончиками, с кармашками с пассажирами - игрушками. Развивает мелкую моторику рук, знакомит с различными свойствами предметов, с цветом, величиной.

Используются следующие игровые ситуации и упражнения:

Игры художественно – эстетической направленности: «Нарисуй дорожку к домику зайчика»; «Подбери ниточку к воздушному шарику»; «Нарисуй веревочкой», «Сделай шубку ёжика колючей»; «Помоги жучку спрятаться»; «Укрась бабке коробке платьице горошком» и другие.

Познавательной направленности: «Собери большие и маленькие шишки для белочки», «Построй домик»; «Укрась рукавичку»; «Посади цветочки на полянку»; «Подбери блюдце к чашке».

Речевой направленности: «Кто как кричит»; «Найди детёныша»; «Найди, где спрятался цыплёнок».

Малыши выполняя задания сказочных героев могут выполнять в течении дня поочередно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у «Разноцветного мира» собирается по несколько человек. В то время как дети выполняют задания, взрослый наблюдает за ними, не вмешиваясь в деятельность.

Деятельность ребенка не регламентируется, взрослый не подталкивает его к правильному решению, в случае затруднения работа с ребёнком проводится индивидуально вне пространства пособия. Такой подход защищает воспитанника от чувства неуверенности в собственных силах, отрицательного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу.

После индивидуальной работы готовятся подобные задания и кладутся в конверт, рядом с которыми помещается фотография ребенка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

Таким образом, развивающее пособие «Разноцветный мир» выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.

При систематической организации самостоятельно детской деятельности была отмечена положительная динамика развития самостоятельности и активности младших дошкольников. Кроме того, в процессе данной деятельности изменяется тип взаимодействия с детьми способы их мотивации. Влияние, которое оказывает пособие на детей и воспитателя следующее:

Методы обучения используются в основном опосредованные, преимущественно продуктивные, с учетом индивидуальных и познавательных склонностей и возможностей детей.

Педагогические средства основаны на актуализацию личного опыта воспитанников, осуществляют целенаправленное развитие познавательных способностей и побуждают к элементарной исследовательской и творческой деятельности.

Способы мотивации основаны на привлекательности деятельности и способствуют получению удовлетворения, радости; проживанию эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, новых открытий; обеспечением самореализации.

Дидактические материалы рассчитаны на ребенка с различными познавательными склонностями и возможностями. Для изготовления привлекаются и родители воспитанников.

Тип взаимодействия: ребенок в образовательном процессе субъект своей активности и инициативы, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни.

Основные функции воспитателя проектируются и варьируются с учетом образовательной ситуации. Воспитатель обеспечивает ребенка необходимым дидактическим материалом для развития самостоятельной деятельности.

В результате систематической работы с пособием «Разноцветный мир» были выявлены следующие результаты: дети проявляют активность в действиях с предметами окружающего мира, уверенно и с интересом принимают предложенную игровую ситуацию, целенаправленно выполняют задания и добиваются определенной цели, большинство детей заинтересовано в получении результата. Наблюдается проявление инициативы и позитивных эмоций при взаимодействии со сказочными персонажами.


фотоальбом
DOCX / 7.96 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодцы! Большой и полезный труд!

28 March 2018