Авторское дидактическое пособие «Волшебные замки звуков»
Дидактическое пособие «Волшебные замки звуков»
Составитель: учитель-логопед Сафонова И.А.
Пояснительная записка.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста- одно из направлений работы учителя-логопеда. Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме
Хочу рассказать о своем дидактическом пособии «Волшебные замки звуков».
Предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать как индивидуальных, так и на фронтальных занятиях.
Для изготовления пособия понадобился, цветной картон, фломастеры, ножницы, клей. Можно за ламинировать картинки ( я обклеила скотчем).
Цель: развивать фонематические процессы у детей
Задачи:
- познакомить с понятием гласный звук ( согласный звук)
- учить выделять звук из ряда звуков, слогов, слов.
- учить определять позицию звука в слове.
Оборудование: замок красного цвета, замок сине-зеленого цвета, кружки красного, зеленого, синего цветов, феи, предметные картинки.
Ход игры.
Сначала, я знакомлю детей с неречевыми звуками ( ветер воет, листья шуршат, шум бытовых приборов и т.д.), затем с речевыми. Начинаю с гласных звуков. Рассказываю детям сказочную историю. В далекой, волшебной стране есть сказочный замок для речевых звуков ( показываю красный замок) и живут здесь гласные звуки. На каждом занятии мы будем знакомиться с этими звуками. Сегодня мы познакомимся со звуком «А» ( показываю детям артикуляцию звука «А», делаю уклон на то , что при произнесении звука «А» воздуху ничего не мешает, он выходит легко, свободно – он гласный, обозначать его мы будем красным цветом, показываю красный кружок). Запомните, звуки мы слышим и говорим (произносим). Управляет гласными звуками фея гласных звуков ( показываю фею красного цвета).
ИГРА «Поймай звук «А»
Фея гласных звуков улетает в гости к своим сестрам. Звуки остаются без охраны, и наш звук «А» хочет «убежать» из замка, не дадим ему этого сделать, как только услышите звук «А» ловите его ( хлопайте в ладоши).
а) У-У-И-О-А-Э-А-Ы-А…
б)мУ – мЫ- мА – мИ- мЭ- мА…
в) мАк, мОх, мИр, мЭр, рАк, рОт….
Логопед голосом выделяет гласные звуки.
ИГРА «Посчитай»
- Посчитай, сколько раз я произнесу звук «А» и проставь соответствующее количество кружков красного цвета.
- А (один кружок); А-А ( два кружка)
ИГРА «Найди картинки со звуком «А» и «посели их в замок»
- Ребята, помогите феи гласных звуков выбрать картинки со звуком «А»
Картинки: флаг, мак, шар, гном, рис, лак, кит, рысь, бык, рак и т.д.
Постепенно картинки усложняем, берем не с одним гласным, а с двумя, тремя и т.д. ( мука, сумка, автобус, береза..).
Можно придумать и другие игры, например «Придумаем слова на звук «А»; «»Определим место звука «А в слове ( начало, середина, конец)» и т.д.
Аналогично играем с согласными звуками (замки сине-зеленого цвета).