Внеклассное занятие «Аз и буки, а дальше - Арктические науки»

2
0
Материал опубликован 31 March 2020

Белякова Мария Александровна.

Учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

Государственное бюджетное образовательное учреждение санаторная школа-интернат №1 г. Архангельск.

Где находится Арктика, природные явления, кто ее населяет, узнали первоклассники из Цикла занятий «Арктика для школьников». Цикл занятий, освещающих тему арктической природы и пребывания человека в высоких широтах, включает в себя теоретический материал, практический, наглядный и игровой.

Цель занятий: актуализация знаний обучающихся об Арктике, формирование читательских компетенций.

« Аз и Буки – а дальше - Арктические науки»

Внеклассное занятие проводилось на базе интеллектуального центра САФУ.

Класс встречают в фойе библиотеки.

- Здравствуйте, ребята! Говорят, что вы уже выучили азбуку и прочитали букварь. Я приглашаю вас в путешествие. А помогать нам будет помощник – почти робот, он тоже еще только учиться. Знакомьтесь – ФЛИПЧАРТ! На нем размещена карта Арктики.

- Ребята, прежде чем начать нашу беседу, я загадаю вам загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

На флипчарте анаграмма слова «Арктика».

- Сможете ли вы разгадать анаграмму и сказать, какое слово зашифровано? Обучающиеся отгадывают слово. На карту прикрепляется слово «Арктика».

- Куда я хочу вас пригласить совершить путешествие? (в Арктику).

Выходит ведущий в костюме учителя 19 века (кафтан, брюки заправлены в сапоги, в руках розга и букварь) и зачитывает стихотворение Н. Кончаловской.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке. (Н. Кончаловская)

- Ребята, сейчас вам предстоит поделиться на 4 команды и собрать из разрозненных слов пословицы о книге и письменности (получают конверты со словами пословиц).

Книга – друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

После выполнения пословицы зачитываются одним из членов команды.

- А мы сегодня познакомимся с еще одной азбукой, но не совсем обычной. Но сначала, мы должны попасть в одну неизвестную страну. Она называется АРКТИКА. Что нам про нее известно?!....

Чтоб попасть в холодную и таинственную землю, давайте выучим волшебные слова:

Мы дети Арктики, страны под Полярной звездой.

Самая яркая, ведёт она нас за собой.

Упрямым характером мы с ней породниться смогли.

Мы дети Арктики, великой Российской земли.

Мы дети Арктики, мы дети Арктики!

- На чем мы можем попасть в недоступную снежную землю?

- Я предлагаю вам собачьи упряжки. Дети делятся на группы. Один (ведущий) будет у нас каюр. Ему дается собачья голова, прикрепленная к палке. Остальные будут упряжкой (дети встают парами друг за друга).

Перемещаемся в следующую аудиторию.

-Едем на северный полюс. Останавливаемся около глобуса. Детей встречает белый медведь (помощник, одетый в костюм медведя).

- Что за предмет вы видите? Как вы думаете, почему участки глобуса имеют различные цвета? Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.

Включается фонограмма ветра, вьюги.

- Что это за явление?

В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

И все эти явления мы с вами познакомимся в Арктической азбуке. Показ книги.

- Прошу вас произнести волшебные слова и на упряжках двигаемся дальше.

Двигаемся в читальный зал библиотеки. Детей встречает помощник, одетый в костюм книги.

- Я приветствую вас, отважные путешественники! В какую страну держите путь? А что вы про нее знаете? Хотите прочитать и увидеть еще больше?

Дети делятся на команды по 4 человека и садятся за столы. На них разложены интерактивные словари «Арктическая азбука».

Ведущий задает вопросы.

- Внимание! 1-ый вопрос. «Узнай животное по описанию». Задания сопровождаются презентацией.

Это животное принадлежит к семейству хомяков и в арктической тундре чувствует себя как дома. Издалека они напоминают маленькие шарики. Для животного характерна очень пушистая шерсть. При этом малыши очень проворны. Они закапываются под снег, создавая там норы. Слой снега защищает их не только от холода, но и от хищников и охотников. (Лемминг).

- Найдиет а Арктической азбуке информацию про этого животного и прочитайте. В команде выбирается чтец.

2-ой вопрос

У этого животного темная шерсть. К тому же, шуба у него очень длинная и плотная. Шерсть свисает почти до земли, позволяя сохранять тепло.(Овцебык).

- Давайте откроем Азбуки и узнаем про этого животного.

- О каком животном можем прочитать на этой же странице? (олене северном).

- Прочитайте статью о нем. Когда олень отмечает свой праздник? (28 декабря).

Физкультминутка. Дети выполняю под музыку движения «У оленя дом большой».

- Внимание, чёрный ящик. Какая команда быстрее соберет и приклеит на лист изображение животного и даст его название. Детям выдают разрезанные картинки северных животных: белуха, гренландский кит, белый медведь, нарвал.

После выполнения, все изображения прикрепляются к карте Арктики на флипчарте.

Выключается свет в аудитории и включается световой фонарь (стилизованное северное сияние). После этого ведущий включает свет и задает вопрос.

- Как вы думаете, о каком явлении я хочу вас спросить?

Найдите в Азбуке статью о северном сиянии. Дети читают в командах.

- Как по - другому называют северное сияние? (сполохи).

- А сейчас я приглашаю пройти вас по экологической тропе. Что это такое, как вы думаете? Откройте с. 65. Зачитывает ведущий статью из Арктической азбуки.

Дети перемещаются за длинный стол, на котором разложены материалы для мастер-класса «Пакет из бумаги».

- Как вы думаете, что надо помнить чтоб сохранить чистоту в Арктике?

Мастер-класс. После него входит помощник, одетый в костюм белого медведя и подводит итог занятия.

Молодцы, ребята вы хорошо отвечали, были активны и за это я – царь Арктики приготовил вам угощение (печенье рыбки). документальные фильмы и сюжеты, так и практические мастер-классы

Сегодня Волшебная Книга рассказала вам о необыкновенной Арктики. Вы познакомились с животными, явлениями севера. Но это еще не все. Мы обязательно продолжим читать Арктическую Азбуку и узнаем еще много-много интересного про Арктику.


Список литературы

Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников / Н.М. Бызова; Нац. Парк «Русская Арктика». – Архангельск:ООО «Типография А4», 2018. – 80с.

С. Афонькин Знакомьтесь: Арктика и Антарктика. – серия: Узнай мир, 2019.

Н.И. Сладков С севера на юг: М., Малыш, 1974. – 136с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.