Рабочая программа для 1 класса «Азбука дорожного движения»
                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
| 
			 РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________Гамова Т.П. Протокол №____ от «___»______2017 г.  | 
			
			 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г. «__»__________2017 г.  | 
			
			 «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»__________2017 г.  | 
		
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Азбука дорожного движения
1 класс
Направление: социальное
Количество часов: 33 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Анна Владимиовна,
учитель начальных классов, специалист
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ "Владиславовская ОШ"
Протокол от _.08.201_ г. №_
 
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различфать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 
			 Вводное занятие: Дорога в школу и домой.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Улица полна неожиданностей.  | 
			
			 2 ч  | 
		
| 
			 Практическое занятие (экскурсии, настольные игры)  | 
			
			 2 ч  | 
		
| 
			 Остановочный путь и скорость движения.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Пешеходные переходы.  | 
			
			 2 ч  | 
		
| 
			 Практическое занятие: Пешеходные переходы.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Нерегулируемые перекрестки.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Регулируемые перекрестки. Светофор.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Где еще можно переходить дорогу.  | 
			
			 1ч  | 
		
| 
			 Поездка на автобусе.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Поездка на трамвае и других видах транспорта  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Проект №1 Виды транспорта.  | 
			
			 2 ч  | 
		
| 
			 Дорожные знаки и дорожная разметка.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Где можно и где нельзя играть.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Ты – велосипедист.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Проект №2 Дорожные знаки.  | 
			
			 2 ч  | 
		
| 
			 Поездка за город.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Дорога глазами водителей.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Экскурсия «Я- пешеход».  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Для чего нужны правила дорожного движения.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Проект №3 Правила для пешеходов.  | 
			
			 2 ч  | 
		
| 
			 Участники дорожного движения.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Светофор.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Проект №4Добрый светофор.  | 
			
			 2 ч  | 
		
| 
			 Обязанности пешеходов.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Движение в группе.  | 
			
			 1 ч  | 
		
| 
			 Итого  | 
			
			 33 ч  | 
		
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 
			 № раздела и тем  | 
			
			 Наименование разделов тем занятий  | 
			
			 Учебные часы  | 
		||
| 
			 всего  | 
			
			 теория  | 
			
			 практика  | 
		||
| 
			 1  | 
			
			 Вводное занятие: Дорога в школу и домой.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 2-3  | 
			
			 Улица полна неожиданностей.  | 
			
			 2  | 
			
			 2  | 
			|
| 
			 4-5  | 
			
			 Практическое занятие (экскурсии, настольные игры)  | 
			
			 2  | 
			
			 2  | 
		|
| 
			 6  | 
			
			 Остановочный путь и скорость движения.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 7-8  | 
			
			 Пешеходные переходы.  | 
			
			 2  | 
			
			 2  | 
			|
| 
			 9  | 
			
			 Практическое занятие: Пешеходные переходы.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
		|
| 
			 10  | 
			
			 Нерегулируемые перекрестки.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 11  | 
			
			 Регулируемые перекрестки. Светофор.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 12  | 
			
			 Где еще можно переходить дорогу.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 13  | 
			
			 Поездка на автобусе.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 14  | 
			
			 Поездка на трамвае и других видах транспорта  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 15-16  | 
			
			 Проект №1 Виды транспорта.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 17  | 
			
			 Дорожные знаки и дорожная разметка.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 18  | 
			
			 Где можно и где нельзя играть.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 19  | 
			
			 Ты – велосипедист.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 20-21  | 
			
			 Проект №2 Дорожные знаки.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 22  | 
			
			 Поездка за город.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 23  | 
			
			 Дорога глазами водителей.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 24  | 
			
			 Экскурсия «Я- пешеход».  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
		|
| 
			 25  | 
			
			 Для чего нужны правила дорожного движения.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 26-27  | 
			
			 Проект №3 Правила для пешеходов.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 28  | 
			
			 Участники дорожного движения.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 29  | 
			
			 Светофор.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 30-31  | 
			
			 Проект №4Добрый светофор.  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 32  | 
			
			 Обязанности пешеходов.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 33  | 
			
			 Движение в группе.  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			|
| 
			 Итого  | 
			
			 33  | 
			
			 25  | 
			
			 8  | 
		|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
| 
			 РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________Гамова Т.П. Протокол №____ от «___»______2017 г.  | 
			
			 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г. «__»__________2017 г.  | 
			
			 «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»__________2017 г.  | 
		
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Азбука дорожного движения
1 класс
Направление: социальное
Количество часов: 33 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Анна Владимиовна,
учитель начальных классов, специалист
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ "Владиславовская ОШ"
Протокол от _.08.201_ г. №_
 
2017 год
| 
			 № занятий  | 
			
			 Наименование разделов тем занятий  | 
			
			 Часы учебного времени  | 
			
			 Формируемые УУД  | 
			
			 Дата  | 
		|
| 
			 план  | 
			
			 факт  | 
		||||
| 
			 1  | 
			
			 Вводное занятие: Дорога в школу и домой.  | 
			
			 1  | 
			
			 Л: учебно-познавательные мотивы; П: с помощью учителя формулирует познавательную цель; Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи; К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами.  | 
			||
| 
			 2-3  | 
			
			 Улица полна неожиданностей.  | 
			
			 2  | 
			
			 Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения.  | 
			||
| 
			 4-5  | 
			
			 Практическое занятие (экскурсия,  | 
			
			 2  | 
			
			 Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути; П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства; Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения.  | 
			||
| 
			 6  | 
			
			 Остановочный  | 
			
			 1  | 
			
			 Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя устанавливает причинно- следственные связи; Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге; К: с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию.  | 
			||
| 
			 7-8  | 
			
			 Пешеходные переходы.  | 
			
			 2  | 
			|||
| 
			 9  | 
			
			 Практическое занятие. Пешеходные  | 
			
			 1  | 
			
			 Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р: волевая саморегуляция; К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему.  | 
			||
| 
			 10  | 
			
			 Нерегулируемые  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 11  | 
			
			 Регулируемые перекрёстки Светофор.  | 
			
			 1  | 
			
			 Л: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р: с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К: интегрироваться в группу сверстников и строить  | 
			||
| 
			 12  | 
			
			 Где ещё можно переходить дорогу.  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 13  | 
			
			 Поездка на автобусе и троллейбусе.  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 14  | 
			
			 Поездка на трамвае и других видах транспорта.  | 
			
			 1  | 
			
			 Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно- этические нормы; П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р:волевая саморегуляция; К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коорпорации.  | 
			||
| 
			 15-16  | 
			
			 Проект №1  | 
			
			 2  | 
			|||
| 
			 17  | 
			
			 Дорожные знаки  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 18  | 
			
			 Где можно и где  | 
			
			 1  | 
			
			 Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия; К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать способы её разрешения.  | 
			||
| 
			 19  | 
			
			 Ты –велосипедист.  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 20-21  | 
			
			 Проект №2  | 
			
			 2  | 
			
			 Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и  | 
			||
| 
			 22  | 
			
			 Поездка за город.  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 23  | 
			
			 Дорога глазами  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 24  | 
			
			 Экскурсия «Я-пешеход»  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 25  | 
			
			 Для чего нужны  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 26-27  | 
			
			 Проект №3  | 
			
			 2  | 
			|||
| 
			 28  | 
			
			 Участники дорожного движения.  | 
			
			 1  | 
			
			 П: умение структурировать материал. Л: направленность на усвоение новых знаний и способов ействий. К: Слушать и слышать друг друга. Л: с помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно- этические нормы; П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К:с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.  | 
			||
| 
			 29  | 
			
			 Светофор.  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 30-31  | 
			
			 Проект №4  | 
			
			 2  | 
			|||
| 
			 32  | 
			
			 Обязанности  | 
			
			 1  | 
			|||
| 
			 33  | 
			
			 Движение по  | 
			
			 1  | 
			|||
Лист коррекции
«Азбука дорожного движения»
(название предмета)
Учитель Гамова Анна Владимировна
| 
			 № п/п  | 
			
			 Название раздела, темы  | 
			
			 Тема урока  | 
			
			 Дата проведения по плану  | 
			
			 Причина корректировки  | 
			
			 Корректирующие мероприятия  | 
			
			 Дата проведения по факту  |