Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________Гамова Т.П. Протокол №____ от «___»______2017 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г. «__»__________2017 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»__________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Азбука дорожного движения
1 класс
Направление: социальное
Количество часов: 33 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Анна Владимиовна,
учитель начальных классов, специалист
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ "Владиславовская ОШ"
Протокол от _.08.201_ г. №_
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различфать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводное занятие: Дорога в школу и домой. |
1 ч |
Улица полна неожиданностей. |
2 ч |
Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) |
2 ч |
Остановочный путь и скорость движения. |
1 ч |
Пешеходные переходы. |
2 ч |
Практическое занятие: Пешеходные переходы. |
1 ч |
Нерегулируемые перекрестки. |
1 ч |
Регулируемые перекрестки. Светофор. |
1 ч |
Где еще можно переходить дорогу. |
1ч |
Поездка на автобусе. |
1 ч |
Поездка на трамвае и других видах транспорта |
1 ч |
Проект №1 Виды транспорта. |
2 ч |
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
1 ч |
Где можно и где нельзя играть. |
1 ч |
Ты – велосипедист. |
1 ч |
Проект №2 Дорожные знаки. |
2 ч |
Поездка за город. |
1 ч |
Дорога глазами водителей. |
1 ч |
Экскурсия «Я- пешеход». |
1 ч |
Для чего нужны правила дорожного движения. |
1 ч |
Проект №3 Правила для пешеходов. |
2 ч |
Участники дорожного движения. |
1 ч |
Светофор. |
1 ч |
Проект №4Добрый светофор. |
2 ч |
Обязанности пешеходов. |
1 ч |
Движение в группе. |
1 ч |
Итого |
33 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела и тем |
Наименование разделов тем занятий |
Учебные часы |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие: Дорога в школу и домой. |
1 |
1 |
|
2-3 |
Улица полна неожиданностей. |
2 |
2 |
|
4-5 |
Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) |
2 |
2 |
|
6 |
Остановочный путь и скорость движения. |
1 |
1 |
|
7-8 |
Пешеходные переходы. |
2 |
2 |
|
9 |
Практическое занятие: Пешеходные переходы. |
1 |
1 |
|
10 |
Нерегулируемые перекрестки. |
1 |
1 |
|
11 |
Регулируемые перекрестки. Светофор. |
1 |
1 |
|
12 |
Где еще можно переходить дорогу. |
1 |
1 |
|
13 |
Поездка на автобусе. |
1 |
1 |
|
14 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта |
1 |
1 |
|
15-16 |
Проект №1 Виды транспорта. |
2 |
1 |
1 |
17 |
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
1 |
1 |
|
18 |
Где можно и где нельзя играть. |
1 |
1 |
|
19 |
Ты – велосипедист. |
1 |
1 |
|
20-21 |
Проект №2 Дорожные знаки. |
2 |
1 |
1 |
22 |
Поездка за город. |
1 |
1 |
|
23 |
Дорога глазами водителей. |
1 |
1 |
|
24 |
Экскурсия «Я- пешеход». |
1 |
1 |
|
25 |
Для чего нужны правила дорожного движения. |
1 |
1 |
|
26-27 |
Проект №3 Правила для пешеходов. |
2 |
1 |
1 |
28 |
Участники дорожного движения. |
1 |
1 |
|
29 |
Светофор. |
1 |
1 |
|
30-31 |
Проект №4Добрый светофор. |
2 |
1 |
1 |
32 |
Обязанности пешеходов. |
1 |
1 |
|
33 |
Движение в группе. |
1 |
1 |
|
Итого |
33 |
25 |
8 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________Гамова Т.П. Протокол №____ от «___»______2017 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г. «__»__________2017 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»__________2017 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Азбука дорожного движения
1 класс
Направление: социальное
Количество часов: 33 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Анна Владимиовна,
учитель начальных классов, специалист
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ "Владиславовская ОШ"
Протокол от _.08.201_ г. №_
2017 год
№ занятий |
Наименование разделов тем занятий |
Часы учебного времени |
Формируемые УУД |
Дата |
|
план |
факт |
||||
1 |
Вводное занятие: Дорога в школу и домой. |
1 |
Л: учебно-познавательные мотивы; П: с помощью учителя формулирует познавательную цель; Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи; К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами. |
||
2-3 |
Улица полна неожиданностей. |
2 |
Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения. |
||
4-5 |
Практическое занятие (экскурсия, |
2 |
Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути; П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства; Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения. |
||
6 |
Остановочный |
1 |
Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя устанавливает причинно- следственные связи; Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге; К: с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию. |
||
7-8 |
Пешеходные переходы. |
2 |
|||
9 |
Практическое занятие. Пешеходные |
1 |
Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р: волевая саморегуляция; К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. |
||
10 |
Нерегулируемые |
1 |
|||
11 |
Регулируемые перекрёстки Светофор. |
1 |
Л: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р: с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К: интегрироваться в группу сверстников и строить |
||
12 |
Где ещё можно переходить дорогу. |
1 |
|||
13 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
1 |
|||
14 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
1 |
Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно- этические нормы; П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р:волевая саморегуляция; К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коорпорации. |
||
15-16 |
Проект №1 |
2 |
|||
17 |
Дорожные знаки |
1 |
|||
18 |
Где можно и где |
1 |
Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия; К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать способы её разрешения. |
||
19 |
Ты –велосипедист. |
1 |
|||
20-21 |
Проект №2 |
2 |
Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и |
||
22 |
Поездка за город. |
1 |
|||
23 |
Дорога глазами |
1 |
|||
24 |
Экскурсия «Я-пешеход» |
1 |
|||
25 |
Для чего нужны |
1 |
|||
26-27 |
Проект №3 |
2 |
|||
28 |
Участники дорожного движения. |
1 |
П: умение структурировать материал. Л: направленность на усвоение новых знаний и способов ействий. К: Слушать и слышать друг друга. Л: с помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно- этические нормы; П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К:с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
||
29 |
Светофор. |
1 |
|||
30-31 |
Проект №4 |
2 |
|||
32 |
Обязанности |
1 |
|||
33 |
Движение по |
1 |
Лист коррекции
«Азбука дорожного движения»
(название предмета)
Учитель Гамова Анна Владимировна
№ п/п |
Название раздела, темы |
Тема урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |