Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _______Гамова Т. П. Протокол №__от «___»__________2016г |
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ “Владиславовская ОШ” _______Мелеховская Г.Г. «__»____________2016г |
«Утверждаю» Директор МБОУ “Владиславовская ОШ” _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»_________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Азбука дорожного движения»
3 класс
2016-2017 уч. год
Составитель: Гамова Анна Владимировна,
2016 год
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
2-3 |
Правила поведения учащихся на улице и дороге. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Как пешеходы и водители поделили дорогу. |
1 |
1 |
|
5 |
Остановочный путь и скорость движения. |
1 |
1 |
|
6 |
Пешеходные переходы. |
1 |
1 |
|
7 |
Нерегулируемые перекрестки. |
1 |
1 |
|
8 |
Регулируемые перекрестки. Светофор. |
1 |
1 |
|
9-10 |
Проект №1 «История светофора». |
2 |
1 |
1 |
11 |
Регулировщик и его сигналы. |
1 |
1 |
|
12 |
Где еще можно переходить дорогу. |
1 |
1 |
|
13 |
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. |
1 |
1 |
|
14 |
Причины детского дорожно-транспортного травматизма. |
1 |
1 |
|
15 |
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. |
1 |
1 |
|
16 |
Дорога и её элементы, правила поведения на ней. |
1 |
1 |
|
17-18 |
Проект №2 «Зелёная дорога». |
2 |
2 |
|
19 |
Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. |
1 |
1 |
|
20 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
1 |
1 |
|
21 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
1 |
1 |
|
22 |
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
1 |
1 |
|
23-24 |
Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». |
2 |
1 |
1 |
25-26 |
Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
1 |
1 |
|
27 |
Где можно и где нельзя играть. |
1 |
1 |
|
28-29 |
Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». |
2 |
2 |
|
30-31 |
Ты – велосипедист. |
2 |
2 |
|
32 |
Поездка за город. |
1 |
1 |
|
33 |
Улица глазами водителей. |
1 |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
|
Итого |
34 |
25 |
9 |
Расшифровка учебных умений и навыков (компетенций):
Л. – личностные компетенции.
П.- познавательные.
Р. – развивающие.
К. – коммуникативные.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» 3 класс
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Базовое содержание |
УУД |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||||
3-А |
3-Б |
3-А |
3-Б |
|||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
Дисциплина на дороге. Обязанности пеше-ходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. |
П: построение логической цепи рассуждений. |
||||
2-3 |
Правила поведения учащихся на улице и дороге. |
2 |
Правостороннее движение пешеходов и транс-портных средств. Рассказ об улице и ее сос-тавных частях: проезжая часть, тротуар; их значение. Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. |
Л: усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий |
||||
4 |
Как пешеходы и водители поделили дорогу. |
1 |
Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике. |
К: точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
||||
5 |
Остановочный путь и скорость движения. |
1 |
Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. |
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
||||
6 |
Пешеходные переходы. |
1 |
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Л: усвоение теоретических знаний |
||||
7 |
Нерегулируемые перекрёстки. |
1 |
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. |
|||||
8 |
Регулируемые перекрёстки. Светофор. |
1 |
Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. |
П:применение методов информационного поиска |
||||
9-10 |
Проект №1 «История светофора» |
2 |
Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. |
Р: принятие практической задачи |
||||
11 |
Регулировщик и его сигналы. |
1 |
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. |
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
||||
12 |
Где ещё можно переходить дорогу. |
1 |
Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
П:применение методов информационного поиска |
||||
13 |
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. |
1 |
Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД. |
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
||||
14 |
Причины детского дорожно- транспортного травматизма |
1 |
Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах. |
П:применение методов информационного поиска |
||||
15 |
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. |
1 |
Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. |
П: построение логической цепи рассуждений |
||||
16 |
Дорога и её элементы, правила поведения на ней. |
1 |
Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности. |
|||||
17-18 |
Проект №2 «Зелёная дорога» |
2 |
Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. |
Р:постановка учебной цели. |
||||
19 |
Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. |
1 |
Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. |
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
||||
20 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
1 |
Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
П:применение методов информационного поиска |
||||
21 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
1 |
Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. |
П: умение структурировать знания |
||||
22 |
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
1 |
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды. |
П:кодирование- использование знаков и символов. |
||||
23-24 |
Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки» |
2 |
Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса. |
П:умение строить схемы |
||||
25-26 |
Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
2 |
Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. |
П: умение использовать наглядные модели. |
||||
27 |
Где можно и где нельзя играть. |
1 |
Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. |
Р: переопределение познавательной задачи в практическую. |
||||
28-29 |
Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». |
2 |
Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. |
П:кодирование (использование знаков и символов). |
||||
30-31 |
Ты – велосипедист. |
2 |
Игры и соревнования на велосипедах с элементами фигурного вождения. |
К: стремление устанавливать доверительные отношения, способность к эмпатии. |
||||
32 |
Поездка за город. |
1 |
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Р: способность к организации своей деятельности |
||||
33 |
Улица глазами водителей. |
1 |
Что такое дорожно- транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. |
П:постановка и формулирование проблемы. |
||||
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
Игра-соревнование по Правилам дорожного движения. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. |
К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |
Учащиеся 3-го класса должны знать:
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.
Учащиеся 3-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.