Баскетбол, как средство, способствующее повышению функционального состояния жизненно-важных систем организма школьниц 15-17 лет
Баскетбол, как средство, способствующее повышению функционального состояния жизненно-важных систем организма школьниц 15-17 лет
Мавренкова Надежда Александровна, ученица 11 класса
Научный руководитель: Попова Екатерина Александровна, учитель физической
культуры
МОУ СОШ № 4, г.Нелидово(Тверская область)
Введение
XXI век - время бурного прогресса и интенсивного развития всех сфер деятельности человечества. Новое время требует проявление человеком высокой деятельной активности, которая не возможна при недостаточном физическом развитии и ослабленном здоровье. В связи с тем, что доля здоровых детей в нашей стране становится все меньше и меньше, вопрос о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности. Имеющиеся научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут, двигаются, усваивают школьную программу, да и вообще они просто выглядят по-другому[4].
На сегодняшний день мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой поголовного ослабления здоровья тех школьниц, которые заканчивают свое обучение. А в будущем на них ложится высокая ответственность - материнство. Но наши школьницы едва ли готовы отвечать за самих себя, свое здоровье и жизнедеятельность. Сегодняшние ученицы не увлекаются спортом, их не интересуют уроки физической культуры. Большую часть своего времени они проводят в соц. сетях и интернет сферах. В связи с чем, здоровье 80% девочек ослаблено, наблюдается поголовное нарушение осанки, недоразвитость мышечной массы, ожирения и дистрофия. Девушки страдают слабым развитием всех физических качеств, это отрицательно сказывается на их грациозности, походке. Активность школьниц очень низкая, они сонливы, с трудом справляются с учебной программой. Психика большинства из них не устойчива, ученицы вспыльчивы, обидчивы, неадекватно реагируют на замечания [1].
Задача каждого учебного заведения, а в частности учителя по физической культуре - это воспитание полноценного, здорового, физически и морально устойчивого подрастающего поколения [2].
В связи со всем выше сказанным, на данный момент вопрос о повышении здоровья школьников, посредством воздействия на физиологические системы организма, благодаря занятию Фк и спортом, на мой взгляд, является достаточно актуальным и обсуждаемым.
Именно поэтому, данные обстоятельства побудили нас вместе с учителем физической культуры провести экспериментальную работу именно с этой группой школьниц. Основой исследования является выявление уровня физического развития и функционального состояния систем организма у обычных школьниц и девушек, которые являются членами женской баскетбольной команды Школы № 4, г. Нелидово,Тверской области.
Цель нашего исследования – доказать, что дополнительные занятия баскетболом оказывают положительное влияние не только на физическое развитие школьниц, но и на функциональное состояние жизненно-важных систем организма.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что систематические занятия баскетболом будут способствовать повышению функционального состояния кардиореспираторной, нервной и дыхательной систем организма, уровню физической подготовленности и работоспособности, а также улучшению состояния здоровья детей.
Объект исследования - девушки 7-11 классов.
Предмет исследования - урок ФК и учебно-тренировочный процесс по баскетболу.
В ходе работы пред нами были поставлены следующие задачи:
Выполнить анализ научно-методической литературы, необходимой для изучения выбранной темы.
2. Охарактеризовать физическую подготовку девушек (13-17 лет), занимающихся баскетболом в сравнительном аспекте с незанимающимися.
3. Оценить значимость занятий баскетболом для девушек 13-17 лет.
Организация исследования
На первом этапе мы изучили достаточно большое количество литературных источников в области биологии, физиологии, спортивной медицины, воспользовались источниками из интернет-ресусов по вопросу взаимосвязи занятий баскетболом с развитием организма школьниц. И вот, что удалось выяснить. Баскетбол - интенсивная спортивная игра, одно из важнейших средств физического воспитания. Разнообразные условия занятий баскетболом способствуют всестороннему физическому развитию особенно таких двигательных качеств, как быстрота, выносливость, ловкость, сила, владение мячом, борьба с соперником вовлекают в работу большие группы мышц и оказывают положительное влияние на развитие и укрепление основных функциональных систем организма, в первую очередь, на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы [3].
Во время тренировок занятий у девушек воспитываются морально-волевые качества - дисциплинированность, настойчивость, способность к преодолению трудностей любого характера, трудолюбие, чувство коллективизма.
Баскетбол пользуется популярностью во всем мире. Но подготовка юных спортсменок - трудоемкое и ответственное дело, так как ошибки могут привести к различным неблагоприятным для здоровья последствиям. Поэтому задачи подготовки девушек, средства, методы, формы организации учебно-тренировочного процесса должны, прежде всего, вытекать из возрастных закономерностей их развития и функциональных возможностей организма.
На втором этапе нами был проведен сравнительный анализ уровня физического развития школьниц занимающихся и незанимающихся баскетболом. Все девочки - ученицы Школы № 4, которые предварительно были разделены на 2 группы - контрольную (ученицы 11 класса, которые не занимаются в спорт.секциях) и экспериментальную - баскетболистки Школы № 4 (ученицы 7-11 классов). В качестве тестов были использованы следующие испытания: бег на дистанции 60 м, сгибание и прыжки на скакалке за 20 сек, поднимание туловища из положения лежа за 30 сек., прыжок в длину с места и передачи мяча в стену на точность. Все результаты были подсчитаны и приведены ниже в таблице.
Таблица 1
Уровень физического развития у девушек, не занимающихся баскетболом
Ф.И. испытуемого |
Класс |
Название испытания |
||||
Бег на дистанции 60 м(сек) |
Прыжки на скакалке за 20 сек (к-во раз) |
Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек, (к-во раз) |
Прыжок в длину с места (см) |
Передачи мяча в стену на точность за 20 сек (к-во раз) |
||
Андреева Анастасия |
11 |
10,2 |
36 |
24 |
183 |
17 |
Беляева Елизавета |
11 |
12,0 |
24 |
27 |
135 |
13 |
Бобкова Елизавета |
11 |
9,4 |
46 |
28 |
156 |
15 |
Боровцова Татьяна |
11 |
9,6 |
40 |
25 |
182 |
18 |
Ермачкова Анастасия |
11 |
11.5 |
39 |
24 |
120 |
14 |
Кудрявцева Екатерина |
11 |
11.2 |
27 |
20 |
130 |
13 |
Марченкова Диана |
11 |
10.8 |
35 |
27 |
130 |
15 |
Палешева Екатерина |
11 |
10.0 |
47 |
29 |
164 |
16 |
Севастьянова Кристина |
11 |
10,5 |
Не умеет прыгать |
27 |
171 |
11 |
Смирнова Анастасия |
11 |
12.3 |
41 |
23 |
110 |
14 |
Шкуропатова Виктория |
11 |
11.7 |
Не умеет прыгать |
24 |
110 |
11 |
Средний результат |
10,9 |
37,2 |
25,2 |
144,6 |
14,2 |
Таблица 2
Уровень физического развития у девушек, занимающихся баскетболом
Ф.И. испытуемого |
Класс |
Название испытания |
||||
Бег на дистанции 60 м(сек) |
Прыжки на скакалке за 20 сек (к-во раз) |
Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек, (к-во раз) |
Прыжок в длину с места (см) |
Передачи мяча в стену на точность (к-во раз) |
||
Ганошина Дарья |
11 |
9.3 |
52 |
27 |
202 |
27 |
Мавренкова Надежда |
10 |
8.9 |
44 |
29 |
184 |
28 |
Иванова Валерия |
9 |
9.4 |
46 |
28 |
197 |
25 |
Иванова Анастасия |
9 |
9.2 |
46 |
27 |
181 |
28 |
Ермакова Елизавета |
9 |
9.5 |
49 |
26 |
178 |
24 |
Новикова Карина |
9 |
9.5 |
47 |
25 |
176 |
23 |
Генченкова Елизавета |
7 |
9.0 |
45 |
31 |
186 |
25 |
Тихонова Анастасия |
7 |
9.1 |
47 |
30 |
194 |
26 |
Митюшенкова Вероника |
7 |
9.6 |
40 |
24
|
175 |
21 |
Средний балл |
9,2 |
46,2 |
27,4 |
185,8 |
25,2 |
Анализ уровня физического развития показывает, что девушки занимающиеся баскетболом намного лучше прошли испытания, чем школьницы, не занимающиеся никаким видам спорта.
На третьем этапе нами были изучены различные тесты и пробы, с помощью которых у детей можно оценить степень развития ЦНС, ССС и дыхательной систем. Из огромного списка мы подобрали самые эффективные на наш взгляд методы.
Первой исследовалось состояние ЦНС. Для ее оценки был использован Теппинг-тест. Для проведения этой пробы каждому испытуемому раздавались листочки, предварительно разделенные на 4 квадрата размером 6 на 10 см. Каждые 5 сек. девушки максимально быстро должны были ставить точки в этих квадратах. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 40-45 точек в каждый квадрат за 10 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата. После окончания теста нами по специальной формуле был подсчитан коэффициент силы НС.
Все результаты были апробированы и занесены в таблицу, которую вы видите на экране.
Таблица 3
Уровень развития ЦНС у девушек занимающихся и незанимающихся баскетболом
Ф.И испытуемого |
Группа |
Результат % |
Ф.И. испытуемого |
Группа |
Результат % |
Андреева Анастасия |
К.Г. |
29.5 |
Ганошина Дарья |
Э.Г. |
41 |
Беляева Елизавета |
К.Г. |
29,5 |
Мавренкова Надежда |
Э.Г. |
41,25 |
Бобкова Елизавета |
К.Г. |
33,75 |
Иванова Валерия |
Э.Г. |
40 |
Боровцова Татьяна |
К.Г. |
33,75 |
Иванова Анастасия |
Э.Г. |
40,25 |
Ермачкова Анастасия |
К.Г. |
35,25 |
Ермакова Елизавета |
Э.Г. |
41,25 |
Кудрявцева Екатерина |
К.Г. |
33,75 |
Новикова Карина |
Э.Г. |
39,75 |
Марченкова Диана |
К.Г. |
35,25 |
Генченкова Елизавета |
Э.Г. |
40 |
Палешева Екатерина |
К.Г. |
29,5 |
Тихонова Анастасия |
Э.Г. |
39,25 |
Севастьянова Кристина |
К.Г. |
29 |
Митюшенкова Вероника |
Э.Г. |
38 |
Смирнова Анастасия |
К.Г. |
36,25 |
|||
Шкуропатова Виктория |
К.Г. |
29,25 |
|||
Средний балл |
К.Г. |
32,25 |
Средний балл |
Э.Г. |
40 |
Анализ уровня развития ЦНС показал, что на данном этапе показания у спортсменок на порядок выше, чем у девушек, не занимающихся спортом, даже, несмотря на то, что среди баскетболисток присутствуют ученицы
7 класса. Согласно критериям теппинг - теста, по данным, полученным в экспериментальной группе уровень развития силы ЦНС является очень высоким, а у незанимающихся спортом девушек эти показатели занимают промежуточное значение между средним и высоким уровнями.
Затем мы определяли состояние дыхательной и ССС в обоих группах. С помощью пробы Генче и Штанге - нам удалось выявить функциональное состояние дыхательной системы. Девочкам обоих групп нужно было задерживать дыхание на выдохе и на вдохе. После эксперимента мы получили следующие показатели, сейчас они перед вами на экране.
Таблица 4.
Сравнительная характеристика функционального состояния дыхательной системы у девушек, занимающихся и незанимающихся баскетболом
К.Г. |
Время в сек. |
||||
вдох |
выдох |
Э.Г. |
вдох |
выдох |
|
Андреева Анастасия |
38 |
26 |
Ганошина Дарья |
58 |
46 |
Беляева Елизавета |
42 |
28 |
Мавренкова Надежда |
56 |
48 |
Бобкова Елизавета |
43 |
33 |
Иванова Валерия |
62 |
43 |
Боровцова Татьяна |
54 |
56 |
Иванова Анастасия |
55 |
45 |
Ермачкова Анастасия |
41 |
26 |
Ермакова Елизавета |
51 |
43 |
Кудрявцева Екатерина |
40 |
26 |
Новикова Карина |
49 |
51 |
Марченкова Диана |
52 |
44 |
Генченкова Елизавета |
59 |
44 |
Палешева Екатерина |
45 |
34 |
Тихонова Анастасия |
58 |
42 |
Севастьянова Кристина |
47 |
37 |
Митюшенкова Вероника |
50 |
37 |
Смирнова Анастасия |
38 |
28 |
|||
Шкуропатова Виктория |
50 |
28 |
|||
Средний балл |
44,5 |
33,2 |
Средний балл |
55,3 |
44,3 |
По данным таблицы для вас представлена наглядная диаграмма, на которой хорошо видно, что обеспеченность организма кислородом у тренированных девушек гораздо выше. Они более длительное время могут задерживать дыхание как на вдохе, так и на выдохе, следовательно и организм их функционирует в определенный момент времени лучше, что обеспечивает девочкам нормальную жизнедеятельность. Согласно оценке данной пробы у спортсменок в первом и во втором случаях задержка дыхания определяется как отличная, а вот у обычных учениц как хорошая и плохая соответственно. А если дыхательная система развита плохо, то и ССС будет работать не на нужном уровне, поэтому нужно предпринимать меры и ходить на дополнительные спортивные занятия.
Диаграмма 2.
Сравнительная характеристика функционального состояния дыхательной системы у девушек, занимающихся и незанимающихся баскетболом
Самый последний наш опыт - оценка состояния ССС. Как мы все с вами знаем, данная система является самой важной в организме, поэтому к ее исследованию мы подошли наиболее глубоко. Изучив достаточно большое количество проб по оценке ССС, а также предварительно, знав, уровень физического развития девушек Э.Г и К.Г. было решено исследовать показания ССС по пробе Летунова. В качестве нагрузки ученицы выполнили бег на месте в течении 15 сек, 20 приседаний и упр. на выносливость 2-х минутный бег. Для каждой ученицы была заведена индивидуальная карта, данные из которых были перенесены в таблицу. Она вновь представлена на экране
Таблица 6
Оценка функционального состояния ССС у девушек К.Г.
Давление |
Пульс |
После присед. |
1 мин |
2 мин |
После 15 сек бега |
1 мин |
2 мин |
3 мин |
После 2 мин. бега |
1 мин |
2 мин |
3 мин |
|||||||
Андреева |
110 /70 |
70 |
92 |
84 |
78 |
128 |
120 |
110 |
96 |
198 |
168 |
128 |
108 |
||||||
Боровцова |
105/75 |
76 |
96 |
114 |
96 |
126 |
116 |
106 |
100 |
196 |
166 |
126 |
106 |
||||||
Бобкова |
102/68 |
84 |
100 |
102 |
84 |
114 |
104 |
96 |
90 |
184 |
164 |
114 |
94 |
||||||
Смирнова |
120/70 |
67 |
87 |
78 |
72 |
122 |
112 |
100 |
88 |
172 |
152 |
122 |
100 |
||||||
Шкуропатова |
113/70 |
94 |
106 |
96 |
102 |
132 |
120 |
110 |
100 |
182 |
162 |
132 |
106 |
||||||
Севастьянова |
123/77 |
92 |
110 |
113 |
110 |
120 |
120 |
110 |
98 |
180 |
160 |
120 |
98 |
||||||
Ермачкова |
125/80 |
81 |
94 |
92 |
84 |
114 |
102 |
96 |
90 |
194 |
164 |
134 |
102 |
||||||
Палешева |
116/70 |
82 |
98 |
94 |
86 |
106 |
98 |
92 |
88 |
166 |
122 |
106 |
106 |
||||||
Беляева |
139/86 |
95 |
107 |
100 |
98 |
138 |
124 |
116 |
102 |
220 |
180 |
138 |
115 |
||||||
Кудрявцева |
145/90 |
89 |
110 |
108 |
96 |
136 |
126 |
113 |
104 |
216 |
178 |
136 |
107 |
Таблица 7
Оценка функционального состояния ССС у девушек Э.Г.
Давление |
Пульс |
После присед. |
1 мин |
2 мин |
После 15 сек бега |
1 мин |
2 мин |
3 мин |
После 2 мин. бега |
1 мин |
2 мин |
3 мин |
|
Ганошина |
110 /70 |
77 |
82 |
78 |
77 |
87 |
84 |
80 |
78 |
174 |
115 |
95 |
85 |
Мавренкова |
105/62 |
60 |
70 |
68 |
61 |
75 |
71 |
76 |
62 |
190 |
125 |
84 |
68 |
Иванова |
120/70 |
70 |
85 |
80 |
72 |
87 |
83 |
79 |
73 |
180 |
120 |
78 |
72 |
Иванова |
110/60 |
76 |
96 |
90 |
84 |
104 |
91 |
87 |
86 |
180 |
125 |
87 |
72 |
Ермакова |
120/70 |
67 |
80 |
78 |
70 |
86 |
80 |
76 |
72 |
180 |
120 |
90 |
76 |
Новикова |
115/70 |
64 |
84 |
76 |
66 |
80 |
76 |
70 |
67 |
167 |
117 |
92 |
71 |
Генченкова |
120/80 |
62 |
78 |
70 |
64 |
79 |
73 |
69 |
64 |
178 |
128 |
89 |
64 |
Тихонова |
105/70 |
74 |
94 |
88 |
76 |
91 |
84 |
76 |
76 |
186 |
126 |
96 |
80 |
Митюшенкова |
100/63 |
81 |
105 |
96 |
84 |
105 |
92 |
86 |
86 |
190 |
130 |
100 |
91 |
Анализируя полученные результаты, хочется отметить, что на данном этапе уровень развития ССС у девушек обоих групп соответствует всем критериям. Однако различия показателей в контрольной и экспериментальной группах все же есть, и в некоторых случаях являются существенными. Если мы посмотрим на показатели ЧСС и АД в покое, то у баскетболисток они ниже, что свидетельствует у тренированности сердечной мышцы и большей адаптации сердца к посторонним нагрузкам. У некоторых девушек из контрольной группы показания АД даже в покое выше нормы, что уже говорит о неправильной работе ССС.
После проведения первой пробы пульс в среднем возрастал в каждой группе на 10-20 ударов, так и должно быть, но вот восстановиться за 2 минуты спортсменкам удалось все же быстрее. Во время второй пробы, а именно бег на месте в течении 15 сек.у незанимающихся спортом девчонок произошел большой скачок пульса и восстановится за две минуты смог не у всех учениц, в то время как у баскетболисток прирост в среднем был 15 ударов и за 2 минуты практически полностью спал до первначального уровня. Вторая проба в очередной раз подтверждает мобильность ССС у тренирующихся людей.
И вот самая последняя проба, двух минутный бег, полностью дала понять, что спорт-залог здоровья. Если внимательно посмотреть на показатели ЧСС в обоих группах, то мы увидим что во время нагрузки на выносливость ЧСС значительно возрастает в обоих группах, причем интенсивность бега конечно же различалась, спортсменки выполняли его с ускорениями. Но в Э.Г. наивысшим показателем является пульс 190 уд/мин, а вот в К.г. аж все 220, хотя свою нагрузку они выполняли менее интенсивно. И время восстановления Э.Г. понадобилось меньше, чем К.Г, к концу 3-ей минуты пульс этих девочек практически пришел в норму, а в К.Г. на восстановление потребовалось более 4-х минут.
По таблицам и средним данным построены диаграммы, на основании которых наглядно видно, что все показатели у баскетболисток на порядок выше, чем у простых школьников.
Заключение
В ходе проведения исследования нам удалось доказать, что дополнительные занятия баскетболом оказывают положительное влияние не только на физическое развитие школьниц, но и на функциональное состояние жизненно-важных систем организма. Поставленные перед нами цель и гипотеза были подтверждены и достигнуты. Проведенные нами опыты в очередной раз показали, что систематические занятия баскетболом способствовают повышению функционального состояния ССС, нервной и дыхательной систем организма, уровню физической подготовленности и работоспособности, а также улучшению состояния здоровья детей, благотворно влияют на ум, здоровье и физическое развитие школьников. Поэтому всем детям хочется сказать - занимайтесь спортом, а учителям - привлекайте детей к этим занятиям любыми методами и способами, и тогда уровень здоровья в нашей стране повысится и не на 1%.
Литература.
Копаев В.П. Комплексное планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения): Учебн. пособие /ВЛГИФК. – Великие Луки,- 2003. –65 с.
Луговиков В.Б. Определение нагрузки на уроке физической культуры //Физическая культура в школе. – 1989. -№ 5. – С. 15-17.
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: изд-во «Физическая культура». – 2005. – С. 411-418.
http://www.yandex.ru