Баскетбол, как средство, способствующее повышению функционального состояния жизненно-важных систем организма школьниц 15-17 лет

0
0
Материал опубликован 14 January 2019

Баскетбол, как средство, способствующее повышению функционального состояния жизненно-важных систем организма школьниц 15-17 лет

Мавренкова Надежда Александровна, ученица 11 класса

Научный руководитель: Попова Екатерина Александровна, учитель физической

культуры

МОУ СОШ № 4, г.Нелидово(Тверская область)

Введение

XXI век - время бурного прогресса и интенсивного развития всех сфер деятельности человечества. Новое время требует проявление человеком высокой деятельной активности, которая не возможна при недостаточном физическом развитии и ослабленном здоровье. В связи с тем, что доля здоровых детей в нашей стране становится все меньше и меньше, вопрос о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности. Имеющиеся научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут, двигаются, усваивают школьную программу, да и вообще они просто выглядят по-другому[4].

На сегодняшний день мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой поголовного ослабления здоровья тех школьниц, которые заканчивают свое обучение. А в будущем на них ложится высокая ответственность - материнство. Но наши школьницы едва ли готовы отвечать за самих себя, свое здоровье и жизнедеятельность. Сегодняшние ученицы не увлекаются спортом, их не интересуют уроки физической культуры. Большую часть своего времени они проводят в соц. сетях и интернет сферах. В связи с чем, здоровье 80% девочек ослаблено, наблюдается поголовное нарушение осанки, недоразвитость мышечной массы, ожирения и дистрофия. Девушки страдают слабым развитием всех физических качеств, это отрицательно сказывается на их грациозности, походке. Активность школьниц очень низкая, они сонливы, с трудом справляются с учебной программой. Психика большинства из них не устойчива, ученицы вспыльчивы, обидчивы, неадекватно реагируют на замечания [1].

Задача каждого учебного заведения, а в частности учителя по физической культуре - это воспитание полноценного, здорового, физически и морально устойчивого подрастающего поколения [2].

В связи со всем выше сказанным, на данный момент вопрос о повышении здоровья школьников, посредством воздействия на физиологические системы организма, благодаря занятию Фк и спортом, на мой взгляд, является достаточно актуальным и обсуждаемым.
    Именно поэтому, данные обстоятельства побудили нас вместе с учителем физической культуры провести экспериментальную работу именно с этой группой школьниц. Основой исследования является выявление уровня физического развития и функционального состояния систем организма у обычных школьниц и девушек, которые являются членами женской баскетбольной команды Школы № 4, г. Нелидово,Тверской области.

Цель нашего исследования – доказать, что дополнительные занятия баскетболом оказывают положительное влияние не только на физическое развитие школьниц, но и на функциональное состояние жизненно-важных систем организма.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что систематические занятия баскетболом будут способствовать повышению функционального состояния кардиореспираторной, нервной и дыхательной систем организма, уровню физической подготовленности и работоспособности, а также улучшению состояния здоровья детей.

Объект исследования - девушки 7-11 классов.

Предмет исследования - урок ФК и учебно-тренировочный процесс по баскетболу.

В ходе работы пред нами были поставлены следующие задачи:

Выполнить анализ научно-методической литературы, необходимой для изучения выбранной темы.

2. Охарактеризовать физическую подготовку девушек (13-17 лет), занимающихся баскетболом в сравнительном аспекте с незанимающимися.

3. Оценить значимость занятий баскетболом для девушек 13-17 лет. 


 

Организация исследования

На первом этапе мы изучили достаточно большое количество литературных источников в области биологии, физиологии, спортивной медицины, воспользовались источниками из интернет-ресусов по вопросу взаимосвязи занятий баскетболом с развитием организма школьниц. И вот, что удалось выяснить. Баскетбол - интенсивная спортивная игра, одно из важнейших средств физического воспитания. Разнообразные условия занятий баскетболом способствуют всестороннему физическому развитию особенно таких двигательных качеств, как быстрота, выносливость, ловкость, сила, владение мячом, борьба с соперником вовлекают в работу большие группы мышц и оказывают положительное влияние на развитие и укрепление основных функциональных систем организма, в первую очередь, на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы [3].

Во время тренировок занятий у девушек воспитываются морально-волевые качества - дисциплинированность, настойчивость, способность к преодолению трудностей любого характера, трудолюбие, чувство коллективизма.

Баскетбол пользуется популярностью во всем мире. Но подготовка юных спортсменок - трудоемкое и ответственное дело, так как ошибки могут привести к различным неблагоприятным для здоровья последствиям. Поэтому задачи подготовки девушек, средства, методы, формы организации учебно-тренировочного процесса должны, прежде всего, вытекать из возрастных закономерностей их развития и функциональных возможностей организма.

На втором этапе нами был проведен сравнительный анализ уровня физического развития школьниц занимающихся и незанимающихся баскетболом. Все девочки - ученицы Школы № 4, которые предварительно были разделены на 2 группы - контрольную (ученицы 11 класса, которые не занимаются в спорт.секциях) и экспериментальную - баскетболистки Школы № 4 (ученицы 7-11 классов). В качестве тестов были использованы следующие испытания: бег на дистанции 60 м, сгибание и прыжки на скакалке за 20 сек, поднимание туловища из положения лежа за 30 сек., прыжок в длину с места и передачи мяча в стену на точность. Все результаты были подсчитаны и приведены ниже в таблице.

Таблица 1

Уровень физического развития у девушек, не занимающихся баскетболом


 

Ф.И. испытуемого


 

Класс

Название испытания

Бег на дистанции 60 м(сек)

Прыжки на скакалке за 20 сек

(к-во раз)

Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек, (к-во раз)

Прыжок в длину с места (см)

Передачи мяча в стену на точность за 20 сек

(к-во раз)

Андреева Анастасия

11

10,2

36

24

183

17

Беляева Елизавета

11

12,0

24

27

135

13

Бобкова Елизавета

11

9,4

46

28

156

15

Боровцова Татьяна

11

9,6

40

25

182

18

Ермачкова Анастасия

11

11.5

39

24

120

14

Кудрявцева Екатерина

11

11.2

27

20

130

13

Марченкова Диана

11

10.8

35

27

130

15

Палешева Екатерина

11

10.0

47

29

164

16

Севастьянова Кристина

11

10,5

Не умеет прыгать

27

171

11

Смирнова Анастасия

11

12.3

41

23

110

14

Шкуропатова Виктория

11

11.7

Не умеет прыгать

24

110

11

Средний результат

 

10,9

37,2

25,2

144,6

14,2


 


 

Таблица 2

Уровень физического развития у девушек, занимающихся баскетболом


 

Ф.И. испытуемого


 

Класс

Название испытания

Бег на дистанции 60 м(сек)

Прыжки на скакалке за 20 сек

(к-во раз)

Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек, (к-во раз)

Прыжок в длину с места (см)

Передачи мяча в стену на точность

(к-во раз)

Ганошина

Дарья

11

9.3

52

27

202

27

Мавренкова

Надежда

10

8.9

44

29

184

28

Иванова

Валерия

9

9.4

46

28

197

25

Иванова

Анастасия

9

9.2

46

27

181

28

Ермакова Елизавета

9

9.5

49

26

178

24

Новикова

Карина

9

9.5

47

25

176

23

Генченкова

Елизавета

7

9.0

45

31

186

25

Тихонова

Анастасия

7

9.1

47

30

194

26

Митюшенкова

Вероника

7

9.6

40

24


 

175

21

Средний балл

 

9,2

46,2

27,4

185,8

25,2

Анализ уровня физического развития показывает, что девушки занимающиеся баскетболом намного лучше прошли испытания, чем школьницы, не занимающиеся никаким видам спорта.

На третьем этапе нами были изучены различные тесты и пробы, с помощью которых у детей можно оценить степень развития ЦНС, ССС и дыхательной систем. Из огромного списка мы подобрали самые эффективные на наш взгляд методы.

Первой исследовалось состояние ЦНС. Для ее оценки был использован Теппинг-тест. Для проведения этой пробы каждому испытуемому раздавались листочки, предварительно разделенные на 4 квадрата размером 6 на 10 см. Каждые 5 сек. девушки максимально быстро должны были ставить точки в этих квадратах. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 40-45 точек в каждый квадрат за 10 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата. После окончания теста нами по специальной формуле был подсчитан коэффициент силы НС.

Все результаты были апробированы и занесены в таблицу, которую вы видите на экране.

Таблица 3

Уровень развития ЦНС у девушек занимающихся и незанимающихся баскетболом

Ф.И испытуемого

Группа

Результат

%

Ф.И. испытуемого

Группа

Результат %

Андреева Анастасия

К.Г.

29.5

Ганошина

Дарья

Э.Г.

41

Беляева Елизавета

К.Г.

29,5

Мавренкова

Надежда

Э.Г.

41,25

Бобкова Елизавета

К.Г.

33,75

Иванова

Валерия

Э.Г.

40

Боровцова Татьяна

К.Г.

33,75

Иванова

Анастасия

Э.Г.

40,25

Ермачкова Анастасия

К.Г.

35,25

Ермакова Елизавета

Э.Г.

41,25

Кудрявцева Екатерина

К.Г.

33,75

Новикова

Карина

Э.Г.

39,75

Марченкова Диана

К.Г.

35,25

Генченкова

Елизавета

Э.Г.

40

Палешева Екатерина

К.Г.

29,5

Тихонова

Анастасия

Э.Г.

39,25

Севастьянова Кристина

К.Г.

29

Митюшенкова

Вероника

Э.Г.

38

Смирнова Анастасия

К.Г.

36,25

     

Шкуропатова Виктория

К.Г.

29,25

     

Средний балл

К.Г.

32,25

Средний балл

Э.Г.

40


 

Анализ уровня развития ЦНС показал, что на данном этапе показания у спортсменок на порядок выше, чем у девушек, не занимающихся спортом, даже, несмотря на то, что среди баскетболисток присутствуют ученицы

7 класса. Согласно критериям теппинг - теста, по данным, полученным в экспериментальной группе уровень развития силы ЦНС является очень высоким, а у незанимающихся спортом девушек эти показатели занимают промежуточное значение между средним и высоким уровнями.

Затем мы определяли состояние дыхательной и ССС в обоих группах. С помощью пробы Генче и Штанге - нам удалось выявить функциональное состояние дыхательной системы. Девочкам обоих групп нужно было задерживать дыхание на выдохе и на вдохе. После эксперимента мы получили следующие показатели, сейчас они перед вами на экране.

Таблица 4.

Сравнительная характеристика функционального состояния дыхательной системы у девушек, занимающихся и незанимающихся баскетболом

К.Г.

Время

в сек.

вдох

выдох

Э.Г.

вдох

выдох

Андреева Анастасия

38

26

Ганошина

Дарья

58

46

Беляева Елизавета

42

28

Мавренкова

Надежда

56

48

Бобкова Елизавета

43

33

Иванова

Валерия

62

43

Боровцова Татьяна

54

56

Иванова

Анастасия

55

45

Ермачкова Анастасия

41

26

Ермакова Елизавета

51

43

Кудрявцева Екатерина

40

26

Новикова

Карина

49

51

Марченкова Диана

52

44

Генченкова

Елизавета

59

44

Палешева Екатерина

45

34

Тихонова

Анастасия

58

42

Севастьянова Кристина

47

37

Митюшенкова

Вероника

50

37

Смирнова Анастасия

38

28

     

Шкуропатова Виктория

50

28

     
           

Средний балл

44,5

33,2

Средний балл

55,3

44,3


 

По данным таблицы для вас представлена наглядная диаграмма, на которой хорошо видно, что обеспеченность организма кислородом у тренированных девушек гораздо выше. Они более длительное время могут задерживать дыхание как на вдохе, так и на выдохе, следовательно и организм их функционирует в определенный момент времени лучше, что обеспечивает девочкам нормальную жизнедеятельность. Согласно оценке данной пробы у спортсменок в первом и во втором случаях задержка дыхания определяется как отличная, а вот у обычных учениц как хорошая и плохая соответственно. А если дыхательная система развита плохо, то и ССС будет работать не на нужном уровне, поэтому нужно предпринимать меры и ходить на дополнительные спортивные занятия.


 

Диаграмма 2.

Сравнительная характеристика функционального состояния дыхательной системы у девушек, занимающихся и незанимающихся баскетболом


 

Самый последний наш опыт - оценка состояния ССС. Как мы все с вами знаем, данная система является самой важной в организме, поэтому к ее исследованию мы подошли наиболее глубоко. Изучив достаточно большое количество проб по оценке ССС, а также предварительно, знав, уровень физического развития девушек Э.Г и К.Г. было решено исследовать показания ССС по пробе Летунова. В качестве нагрузки ученицы выполнили бег на месте в течении 15 сек, 20 приседаний и упр. на выносливость 2-х минутный бег. Для каждой ученицы была заведена индивидуальная карта, данные из которых были перенесены в таблицу. Она вновь представлена на экране


 

Таблица 6

Оценка функционального состояния ССС у девушек К.Г.

 

Давление

Пульс

После присед.

1 мин

2 мин

После 15 сек бега

1 мин

2 мин

3 мин

После 2 мин. бега

1 мин

2 мин

3 мин

Андреева

110 /70

70

92

84

78

128

120

110

96

198

168

128

108

Боровцова

105/75

76

96

114

96

126

116

106

100

196

166

126

106

Бобкова

102/68

84

100

102

84

114

104

96

90

184

164

114

94

Смирнова

120/70

67

87

78

72

122

112

100

88

172

152

122

100

Шкуропатова

113/70

94

106

96

102

132

120

110

100

182

162

132

106

Севастьянова

123/77

92

110

113

110

120

120

110

98

180

160

120

98

Ермачкова

125/80

81

94

92

84

114

102

96

90

194

164

134

102

Палешева

116/70

82

98

94

86

106

98

92

88

166

122

106

106

Беляева

139/86

95

107

100

98

138

124

116

102

220

180

138

115

Кудрявцева

145/90

89

110

108

96

136

126

113

104

216

178

136

107

Таблица 7

Оценка функционального состояния ССС у девушек Э.Г.

 

Давление

Пульс

После присед.

1 мин

2 мин

После 15 сек бега

1 мин

2 мин

3 мин

После 2 мин. бега

1 мин

2 мин

3 мин

Ганошина

110 /70

77

82

78

77

87

84

80

78

174

115

95

85

Мавренкова

105/62

60

70

68

61

75

71

76

62

190

125

84

68

Иванова

120/70

70

85

80

72

87

83

79

73

180

120

78

72

Иванова

110/60

76

96

90

84

104

91

87

86

180

125

87

72

Ермакова

120/70

67

80

78

70

86

80

76

72

180

120

90

76

Новикова

115/70

64

84

76

66

80

76

70

67

167

117

92

71

Генченкова

120/80

62

78

70

64

79

73

69

64

178

128

89

64

Тихонова

105/70

74

94

88

76

91

84

76

76

186

126

96

80

Митюшенкова

100/63

81

105

96

84

105

92

86

86

190

130

100

91

Анализируя полученные результаты, хочется отметить, что на данном этапе уровень развития ССС у девушек обоих групп соответствует всем критериям. Однако различия показателей в контрольной и экспериментальной группах все же есть, и в некоторых случаях являются существенными. Если мы посмотрим на показатели ЧСС и АД в покое, то у баскетболисток они ниже, что свидетельствует у тренированности сердечной мышцы и большей адаптации сердца к посторонним нагрузкам. У некоторых девушек из контрольной группы показания АД даже в покое выше нормы, что уже говорит о неправильной работе ССС.

После проведения первой пробы пульс в среднем возрастал в каждой группе на 10-20 ударов, так и должно быть, но вот восстановиться за 2 минуты спортсменкам удалось все же быстрее. Во время второй пробы, а именно бег на месте в течении 15 сек.у незанимающихся спортом девчонок произошел большой скачок пульса и восстановится за две минуты смог не у всех учениц, в то время как у баскетболисток прирост в среднем был 15 ударов и за 2 минуты практически полностью спал до первначального уровня. Вторая проба в очередной раз подтверждает мобильность ССС у тренирующихся людей.

И вот самая последняя проба, двух минутный бег, полностью дала понять, что спорт-залог здоровья. Если внимательно посмотреть на показатели ЧСС в обоих группах, то мы увидим что во время нагрузки на выносливость ЧСС значительно возрастает в обоих группах, причем интенсивность бега конечно же различалась, спортсменки выполняли его с ускорениями. Но в Э.Г. наивысшим показателем является пульс 190 уд/мин, а вот в К.г. аж все 220, хотя свою нагрузку они выполняли менее интенсивно. И время восстановления Э.Г. понадобилось меньше, чем К.Г, к концу 3-ей минуты пульс этих девочек практически пришел в норму, а в К.Г. на восстановление потребовалось более 4-х минут.

По таблицам и средним данным построены диаграммы, на основании которых наглядно видно, что все показатели у баскетболисток на порядок выше, чем у простых школьников.

Заключение

В ходе проведения исследования нам удалось доказать, что дополнительные занятия баскетболом оказывают положительное влияние не только на физическое развитие школьниц, но и на функциональное состояние жизненно-важных систем организма. Поставленные перед нами цель и гипотеза были подтверждены и достигнуты. Проведенные нами опыты в очередной раз показали, что систематические занятия баскетболом способствовают повышению функционального состояния ССС, нервной и дыхательной систем организма, уровню физической подготовленности и работоспособности, а также улучшению состояния здоровья детей, благотворно влияют на ум, здоровье и физическое развитие школьников. Поэтому всем детям хочется сказать - занимайтесь спортом, а учителям - привлекайте детей к этим занятиям любыми методами и способами, и тогда уровень здоровья в нашей стране повысится и не на 1%.

Литература.

Копаев В.П. Комплексное планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения): Учебн. пособие /ВЛГИФК. – Великие Луки,- 2003. –65 с.

Луговиков В.Б. Определение нагрузки на уроке физической культуры //Физическая культура в школе. – 1989. -№ 5. – С. 15-17.

Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: изд-во «Физическая культура». – 2005. – С. 411-418.

http://www.yandex.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации