Доклад «Туризм как средство формирования жизненно важных умений и навыков»
ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В. К. Небылица
Педагог дополнительного образования
Станции детского туризма «Борус», МО г.Саяногорск
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный среди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». (К.Д.Ушинский).
Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопроходимой таежной тропе – привычный персонаж современной жизни. Одни через снега и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкаются на, казалось бы, недоступные горные вершины, третьи спускаются в загадочные пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые пешком проходят континенты… Кто эти люди? Что движет ими? Имя им – странники, путешественники, туристы.
Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращать природу в своего друга и союзника, - надо учить. Именно на этих принципах строил свою туристско-краеведческую и экскурсионную работу В.А.Сухомлинский. Его многочисленные прогулки в лес, к реке, в поле с детьми носили познавательный характер, были уроками гуманизма. “Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального”, писал В.А.Сухомлинский.
В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. Не надо носить воду – есть водопровод, не надо заготовлять дрова – газовая или электронная плита решит эту проблему. По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры – дважды в неделю по 40 мин – дают лишь 11% двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные деятели науки и культуры связывают свой отдых с туризмом.
А потому даже однодневный туристический поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. Это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Интересен опыт А.С.Макаренко, который широко применял коллективные многодневные походы-путешествия в целях воспитания. Новая традиция была еще одной “завтрашней радостью” колонистов, которую выдающийся педагог использовал как стимул, “подарок” коллективу за успехи учебного и трудового года. Ежегодные летние походы стали важным и необходимым звеном учебно-воспитательного процесса и рассматривались как “перспективная точка впереди”. В подготовку походов вовлекались воспитанники, а сами путешествия помогали добиваться высокого воспитательного, образовательного и оздоровительного эффекта. Своим опытом туристской работы в коммуне им. Дзержинского А.С.Макаренко доказал, что в каникулярный период “нет лучше метода развития и образования молодежи, как летние походы”.
Походная жизнь учит многому. В туристском походе уж точно научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. Согласно поговорке: нет плохой погоды, есть плохая одежда. Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком! Главное, многое, узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать. Это доказали например, туристы - горники на Кавказе в годы Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Туризм дает ребенку в руки живые дела, открывает ему возможность пробовать и тогда он скорее находит свое любимое дело. Именно непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют школьнику осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности.
Литература
Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Верба И.А., Голицын С.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Константинов Ю.С. Детско–юношеский туризм. Учебно–методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.