12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цурцилина Юлия Андреевна35
Россия, Смоленская обл., Смоленск

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детская художественная школа №1»

Города Смоленска

 

 

«Согласовано»

на заседании методического совета МБОУ ДОД «Детская художественная школа №1»

 

От 29.05.2020

 

 

 

 «Утверждено»

 Директор МБОУ ДОД «Детская художественная школа №1»

__________________Иванова В.В.

Приказ от 30.05.2020194

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по Анатомическому рисунку

для учащихся 15-17 лет

срок реализации: 1 учебный год

 

Составитель: Цурцилина Ю. А.

 

 

Пояснительная записка:

 

Программа «Анатомический рисунок» включает в себя теоретический материал об анатомическом строении человека и практическое освоение учащимися основных навыков по изображению фигуры.

Цель курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму фигуры человека на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции, анатомического построения фигуры, перспективы, распределения света и навыки графических приемов изображения. Вся работа строится последовательно- от простого к более сложному, к более самостоятельному исполнению и к всё большей степени завершенности рисунка. В процессе обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями анатомии человеческого тела, приобретают навыки изображения гипсовой и живой модели, частей тела.

Новизна данной программы заключается в сочетании и смене различных видов деятельности в процессе обучения. Таким образом учащиеся получают базовые навыки и знания благодаря теоретическим лекциям и длительным академическим работам, а благодаря включению краткосрочных зарисовок, развивают свой личный стиль и художественную выразительность.

Задачи обучения;

    1. Образовательные:
  • Научить изображать фигуру человека, знать пропорции;
  • Обучение учащихся понятиям: «пропорция», «симметрия», «светотень», «силуэт», «формат», «композиция», «точка зрения» «характер человека», «контрапост», «центр тяжести»;
  • Обучение базовым знаниям по анатомии;
  • Обучение пространственно-конструктивному построению формы с учетом знаний перспективы и анатомического строения;
  • Переход к изображению естественных форм на основе знаний анатомии тела человека и принципов перелома форм (обрубовка), выделение главного при создании целостной работы
  • Сочетание анатомических знаний с пластикой форм человеческого тела, композиционное решение работы, сочетание линии и тона в выделении главного;

 

    1. Развивающие:
  • Способствовать развитию у учащихся: внимательности, наблюдательности и умений выделять главное;
  • Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
  • Способствовать развитию пространственного мышления;
  • Развитие умений точного анализа натуры;
  • Обеспечение условий для развития мелкой моторики;
    1. Воспитательные:
  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
  • Воспитывать эстетическое видение человеческого тела.

Форма проведения аудиторных учебных занятий: Занятия проводятся в соответствии с учебным планом.

Возраст: программа рассчитана на  учащихся старшего школьного возраста 15-17 лет

Срок реализации программы – 34 недели в год, режим работы – 1 занятие в неделю продолжительностью 4 академических часа. Продолжительность одного урока – 45 минут.

Объём программы: 136 часов за год.

Наполняемость группы: в группе могут заниматься 8-10 человек.

Планируемые результаты обучения:

  • Знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень», «силуэт», «формат», «композиция», «точка зрения» «характер человека», «контрапост», «центр тяжести»;
  • Знание базовых понятий по анатомии человека;
  • Умение моделировать форму фигуры человека тоном
  • Умение последовательно вести длительную постановку (ведение работы по этапам);
  • Навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • Навыки в выполнении линейного и живописного рисунка (моторика руки, штриховка);
  • Навыки передачи фактуры и материала предмета (материальность);
  • Навык постановка фигуры на плоскость (контрапост);
  • Изучение человека, пропорции фигуры, работа с натуры;
  • Умение делать быстрые наброски: линейные, тоновые и светотеневые разными материалами;
  • Умение использовать метод визирования для измерения пропорций

Формы занятий: программа включает лекции, практические занятия, состоящие из выполнения длительных академических рисунков и краткосрочных зарисовок, выполнение самостоятельной работы.

Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки. Учащиеся выполняют творческие и типовые задания.

Итогом обучения может быть выполнение дипломной работы по данному предмету, а также участие в различных выставках и конкурсах.

Критерии оценивания работ:

  1. Типовое задание:
  • Композиционное решение
  • Конструктивное построение, учет анатомии и пропорций
  • Светотеневая моделировка, передача объема
  • Качество штриха и линий
  • Аккуратность и законченность
  1. Творческое задание:
  • Оригинальность и выразительность композиционного решения
  • Учет анатомии и индивидуальных особенностей натуры
  • Передача объема
  • Использование разнообразных возможностей графических материалов для придания выразительности
  • Законченность
 

 

 

Учебно-тематический план

Раздел/тема

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая работа

1

Изучение пропорций фигуры человека через силуэт. Детали фигуры

 

4

Основные пропорции фигуры человека: 

  1. соотношения размеров головы с остальными пропорциями 
  2. Пропорции головы
  3. различия в пропорциях по полу 
  4. различия в пропорциях по возрасту 

Особенности фигуры человека:

  1. изменение взгляда художников на фигуру человека в ходе истории
  2. половые и возрастные особенности 
  3. индивидуальные особенности

Выполнение зарисовок с натуры фигуры человека.

Формат А4-А3, можно использовать тонированную бумагу и мягкие графические материалы

 

4

Особенности изображения частей тела человека:

  1. кисти рук
  2. стопы
  3. анатомия верхних конечностей
  4. анатомия нижних конечностей

Выполнение зарисовок кистей рук с гипсовых пособий.

Формат А2, несколько зарисовок на листе, материал – графитовый карандаш

4

Особенности изображения кистей рук в разных ракурсах

  1. Анатомия кисти руки:
  2. как и почему сгибается кисть
  3. как выглядит скелет кисти

Продолжение зарисовок кистей рук с гипсовых пособий.
За полчаса до окончания занятия выполняются наброски фигуры человека силуэтом на формате А4-А3

4

Особенности изображения стоп в разных ракурсах

Анатомия стопы:

  1. благодаря чему человек может ходить
  2. как выглядит скелет стопы
  3. различия с и сходства стопы и кисти

Выполнение зарисовок стоп  с гипсовых пособий.

Формат А2, несколько зарисовок на листе, материал – графитовый карандаш

8

Особенности изображения верхних конечностей

  1. как устроена рука? Зачем человеку локоть?
  2. какие мышцы помогают руке функционировать?
  3. изменение силуэта руки в зависимости от мышечной массы
  4. половые особенности при изображении рук

Выполнение рисунка руки с кистью с гипсового пособия. Светотеневая моделировка. Разбор и подпись мышц и суставов.

Формат А2, материал – графитовый карандаш

За полчаса до окончания занятия выполняются наброски фигуры человека силуэтом на формате А4-А3

8

Особенности изображения нижних конечностей

  1. как устроена нога? Зачем человеку колено?
  2. какие мышцы помогают ноге функционировать?
  3. изменение силуэта руки в зависимости от мышечной массы
  4. половые особенности при изображении ног

Выполнение рисунка ноги со стопой с гипсового пособия. Светотеневая моделировка. Разбор и подпись мышц и суставов.

Формат А2, материал – графитовый карандаш

За полчаса до окончания занятия выполняются наброски фигуры человека силуэтом на формате А4-А3

2

Изучение анатомии человеческого тела

 

8

Базовая анатомия для начинающих художников

  1. схема скелета человека и суставные сочленения
  2. различия в устройстве и пропорциях скелетов мужчины и женщины
  3. различия в устройстве и пропорциях скелетов взрослого и ребенка

На первом этапе занятия в ходе изучения теории выполнение изображения линейной схемы скелета с суставными сочленениями.

Формат А4, графитовый карандаш.

После изучения теоретического блока, выполнение рисунка фрагмента человеческого скелета (без конечностей), светотеневая моделировка

Формат А2, графитовый карандаш

8

Как выглядит человеческое тело?

  1. что такое обрубовка?
  2. упрощение сложной формы благодаря геометрическим фигурам

Благодаря чему человек удерживает равновесие?

  1. центр тяжести
  2. контрапост
  3. использование отвеса
  4. передача пластического движения фигуры

Изображение обрубовки мужского тела с гипсового пособия.

Формат А2, графитовый карандаш.

Выполнение набросков с натуры на свободном формате

 

8

Что придает телу человека объем?

  1. группы мышц и их рельеф
  2. различия в мышечной массе между мужчиной и женщиной

Изображение экорше мужского тела с гипсового пособия.

Формат А2, графитовый карандаш.

Выполнение набросков с натуры на свободном формате

4

Обобщение полученных знаний

Выполнение набросков с натуры (контрапост, фигура сидя, фигура в профиль, фигура со спины)

Формат А4, материалы на выбор

3

Роль изображения античных образцов в обучении изображению фигуры 

 

8

Культура и искусство древней Греции

Античный идеал красоты человека

Этапы изображения фигуры человека в полный рост:

  1. определение центра тяжести и поиск пластического движения
  2. схематическое изображение скелета человека с учетом суставных сочленений и основных пропорций
  3. набор объема тела с учетом анатомии мышц
  4. уточнение силуэта, проверка равновесия фигуры
  5. проработка деталей
  6. светотеневая моделировка

Выполнение рисунка Антиноя Дельфийского со светотеневой моделировкой

Формат А2, графитовый карандаш

 

12

  • Выбор точки зрения при изображении человека
  • Выбор композиции для постановки фигуры человека в формат листа
  • Складки и драпировки при изображении фигуры человека

Выполнение рисунка Аполлона Бельведерского со светотеневой моделировкой

Формат А2, графитовый карандаш

 

12

  • Тонкости при изображении женской фигуры
  • Поиск опорных точек, если они прикрыты одеждой или драпировками
  • Пластические решения при изображении фигуры человека

Выполнение рисунка Венеры Милосской со светотеневой моделировкой

Формат А2, графитовый карандаш

 

12

  • Перспективные сокращения пропорций конечностей
  • Сложные ракурсы при изображении кисти руки

Выполнение рисунка Апоксиомена со светотеневой моделировкой

Формат А2, графитовый карандаш

За полчаса до окончания занятия выполняются наброски фигуры человека силуэтом на формате А4-А3

4

Изображение человека в одежде

 

4

Обобщение полученных знаний

Особенности изображения человека с натуры:

  1. выявление характерных черт и особенностей
  2. индивидуальные особенности пропорций и отличие живой натуры от античных статуй
  3. участие одежды в передаче образа и индивидуальности натурщика

Выполнение рисунка человека в одежде, контрапост стоя, анфас, светотеневая моделировка

Формат А3, графитовый карандаш

 

8

Особенности изображения сидячей фигуры

  1. измерение пропорций в положении сидя
  2. выбор выгодной точки зрения при рисовании сидячей натуры
  3. характер складок на одежде в местах сгиба фигуры

 

Выполнение рисунка человека в одежде, сидя, светотеневая моделировка

Формат А2, графитовый карандаш

 

8

Роль костюма при передаче образа человека

  1. детали одежды, аксессуары
  2. орнамент и узоры на одежде
  3. передаче фактуры и текстуры ткани

 

Выполнение рисунка человека в сложном костюме, контрапост стоя, ракурс – три четверти, светотеневая моделировка

Формат А2, графитовый карандаш

 

8

Фигура человека в интерьере

  1. выбор формата
  2. масштаб изображения и композиция
  3. соотношение размеров человека с размерами интерьера

Выполнение рисунка человека в интерьере, с опорой на деталь мебели, светотеневая моделировка

Формат А2, графитовый карандаш

 

4

Итоговое занятие

Учащиеся самостоятельно выполняют рисунок человека в одежде с элементами орнамента (клетка, полоска), контрапост стоя

Формат А3, графитовый карандаш

 

 

Содержание изучаемого курса

  1. Изучение пропорций фигуры человека через силуэт. Детали фигуры (32 часа)

Целью данного блока является ознакомление учащихся с анатомией частей тела человека, а так же знакомство с основными пропорциями за счет выполнения быстрых зарисовок.

Темы и основные понятия, освещаемые в этом блоке:

         Основные пропорции фигуры человека:

1.      соотношения размеров головы с остальными пропорциями

  1. пропорции головы
  2. различия в пропорциях по полу
  3. различия в пропорциях по возрасту

         Особенности фигуры человека:

  1. изменение взгляда художников на фигуру человека в ходе истории
  2. половые и возрастные особенности

индивидуальные особенности

Особенности изображения частей тела человека:

  1. кисти рук
  2. стопы
  3. анатомия верхних конечностей
  4. анатомия нижних конечностей

         Особенности изображения кистей рук в разных ракурсах

         Анатомия кисти руки:

  1. как и почему сгибается кисть
  2. как выглядит скелет кисти

         Особенности изображения стоп в разных ракурсах

         Анатомия стопы:

  1. благодаря чему человек может ходить
  2. как выглядит скелет стопы
  3. различия с и сходства стопы и кисти

Особенности изображения верхних конечностей

  1. как устроена рука? Зачем человеку локоть?
  2. какие мышцы помогают руке функционировать?
  3. изменение силуэта руки в зависимости от мышечной массы
  4. половые особенности при изображении рук

         Особенности изображения нижних конечностей

  1. как устроена нога? Зачем человеку колено?
  2. какие мышцы помогают ноге функционировать?
  3. изменение силуэта руки в зависимости от мышечной массы
  4. половые особенности при изображении ног

На практических занятиях в этом блоке учащиеся выполняют анатомические рисунки частей тела человека в соответствии с темой в теоретическом блоке. Так же эта деятельность сочетается с выполнением набросков силуэтом.

  1. Изучение анатомии человеческого тела (28 часов)

Целью этого блока является углубление знаний об анатомии и устройстве тела человека. Учащиеся знакомятся со скелетом и мышечным каркасом, что в дальнейшем помогает правильно передавать объем фигуры.

Темы и основные понятия, освещаемые в этом блоке:

         Базовая анатомия для начинающих художников

    1. схема скелета человека и суставные сочленения
    2. различия в устройстве и пропорциях скелетов мужчины и женщины
    3. различия в устройстве и пропорциях скелетов взрослого и ребенка

         Как выглядит человеческое тело?

    1. что такое обрубовка?
    2. упрощение сложной формы благодаря геометрическим фигурам

         Благодаря чему человек удерживает равновесие?

    1. центр тяжести
    2. контрапост
    3. использование отвеса
    4. передача пластического движения фигуры

         Что придает телу человека объем?

    1. группы мышц и их рельеф
    2. различия в мышечной массе между мужчиной и женщиной.

В течении данного блока учащиеся выполняют длительные рисунки: скелет, обрубовку, экорше. В конце блока происходит закрепление полученных знаний путем выполнения быстрых зарисовок человеческой фигуры в разных ракурсах и позах.

 

 

  1. Роль изображения античных образцов в обучении изображению фигуры (44 часа)

Целью данного блока является воспитание у учащихся эстетических чувств при изображении человека, обучение передаче пластических качеств фигуры. Студенты получают возможность шире применить свои знания по анатомии на практике, изображая скульптуры, олицетворяющие идеал красоты античности.

 

Темы и основные понятия, освещаемые в этом блоке:

         Культура и искусство древней Греции

         Античный идеал красоты человека

         Этапы изображения фигуры человека в полный рост:

    1. определение центра тяжести и поиск пластического движения
    2. схематическое изображение скелета человека с учетом суставных сочленений и основных пропорций
    3. набор объема тела с учетом анатомии мышц
    4. уточнение силуэта, проверка равновесия фигуры
    5. проработка деталей

светотеневая моделировка

         Выбор точки зрения при изображении человека

         Выбор композиции для постановки фигуры человека в формат листа

         Складки и драпировки при изображении фигуры человека

         Тонкости при изображении женской фигуры

         Поиск опорных точек, если они прикрыты одеждой или драпировками

         Пластические решения при изображении фигуры человека

         Перспективные сокращения пропорций конечностей

         Сложные ракурсы при изображении кисти руки.

В данной четверти учащиеся изображают античные скульптуры, поставленные задачи с каждой новой практической работой усложняются.

 

  1. Изображение человека в одежде (32 часа)

Целью этой четверти является обучение рисунку живой натуры, с передачей ее характерных и уникальных особенностей, деталей одежды, изображению фигуры человека в интерьере, а так же решению творческих задач и вопросов композиции.

Темы и основные понятия, освещаемые в этом блоке:

         Обобщение полученных знаний

         Особенности изображения человека с натуры:

    1. выявление характерных черт и особенностей
    2. индивидуальные особенности пропорций и отличие живой натуры от античных статуй
    3. участие одежды в передаче образа и индивидуальности натурщика

         Особенности изображения сидячей фигуры

    1. измерение пропорций в положении сидя
    2. выбор выгодной точки зрения при рисовании сидячей натуры
    3. характер складок на одежде в местах сгиба фигуры

 

         Роль костюма при передаче образа человека

    1. детали одежды, аксессуары
    2. орнамент и узоры на одежде
    3. передаче фактуры и текстуры ткани

         Фигура человека в интерьере

  1. выбор формата
  2. масштаб изображения и композиция
  3. соотношение размеров человека с размерами интерьера.

В течении данного блока учащиеся выполняют рисунок с натуры в различных графических техниках.

 

Методические рекомендации для педагогов:

Процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: уровень развития художественных и общих способностей, физических данных.

Для развития навыков творческой работы, учащихся программой учебного предмета «Анатомический рисунок» предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет преподавателю наиболее полно учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Программой рекомендованы следующие средства дифференциации:

 

  • разработка заданий различной трудности и объема;
  • разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;
  • вариативность темпа освоения учебного материала;
  • индивидуальные и дифференцированные задания для самостоятельной работы.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у обучающихся применять в практической деятельности, полученные ранее знания, умения и навыки, от этого во многом зависит индивидуальный темп продвижения учащегося в освоении содержания программы.

Ход работы над аудиторным рисунком сопровождается периодическим анализом допускаемых ошибок с участием самих студентов, чтобы развивать у них аналитические способности и умения прогнозировать и видеть ошибки. Без этого невозможно сформировать самостоятельность рисования. Учащиеся могут получить разную меру помощи, от преподавателя: от памяток, технических схем, инструктажа до прямого показа. Помимо этого, эффективной формой демонстрации является мастер-класс от преподавателя, который будет демонстрировать ход выполнения работы. После окончательного завершения задания следует провести полный анализ работы каждого студента, чтобы дать возможность последующего исправления допущенных ошибок.

Поскольку основное время на уроке отводится практической деятельности, то создание творческой атмосферы во многом способствует повышению продуктивности деятельности обучающихся.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: мольберты, предметные столы, подиумы, софиты, обогреватели, ширмы, гипсовые модели, предметы быта, скелет человека, череп, анатомические гипсовые модели, гипсовые головы, фигуры.

Необходимый материал для работы:

1) Бумага (ватман разных форматов, может быть заменен на тонированную бумагу);

2) Карандаши различной мягкости;

3) Мягкие материалы (уголь, сангина, соус);

4) Кнопки или малярный скотч;

5) Ластик и клячка.

В процессе освоения программы применяются  задания различного вида:

  • типовые, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
  • творческие, для которых характерна новизна формулировки задания, учащийся должен осмыслить, и самостоятельно определить связь между поставленной задачей и арсеналом своих знаний и умений, а также и найти способ оптимального выполнения задания.

Последовательность обучения:

На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы.

Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, также просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому законченность рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.

Работа с набросками:

Параллельно с длительным рисунком учащиеся овладевают набросками, которые развивают творческую инициативу, закрепляют знания и навыки. Они способствуют развитию глаза, наблюдательности, обостряют чувство характера, пропорций, вырабатывают технику и индивидуальный графический язык, что уже является первым шагом к творчеству.

Работа над длительным рисунком с живой модели имеет целью познание законов строения натуры, анализ ее. Наброски и зарисовки позволяют ему эмоционально передать жизнь, экспрессию, динамику. Набросок – это быстрая зарисовка натуры; он приучает быстро мыслить, искать наиболее лаконичные средства выражения, развивает гибкость кисти руки. Набросок способствует целостному восприятию формы, в нем выявляется степень подготовленности студента к самостоятельной работе.  Основная цель наброска – развитие у рисующих наблюдательности, умения быстро улавливать пластическую характеристику модели, ее пропорции и движение. Набросок развивает остроту и точность глазомера, приучает быстро ориентироваться в сложившейся обстановке. Аналитический метод в длительном рисунке подразумевает рассмотрение учеником модели, разложение ее (мысленно) на составные части, сравнение их между собой. Набросок предполагает знакомство с основными особенностями строения фигуры человека и на основе этих знаний создание образа этой фигуры.

 

Список литературы и других источников:

  1. Баммес Г. Мы рисуем человека. – Берлин, 1989.
  2. Барчаи Е. Анатомия для художников. - М.: Эксмо-пресс, 2000.
  3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
  4. Вавилин В.Ф., Вавилин В.В., Моисеенко В.А., Федин В.А. Рисунок: учебное пособие. - М.: ИМУ, 2004.
  5. Дюваль М. Анатомия для художников. - М.: Издательство Шевчук, 2001.
  6. Краморов С.Н. Конструктивный рисунок. - М.: Академия, 2005.
  7. Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002
  8. Куриляк Р. Размышления художника-анатома, советы начинающему художнику, 2003.
  9. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2007.
  10. Наброски/ Под ред. В.А. Могилевцева. - М.: Изо. искусство, 2007.
  11. Хогарт Б. Динамическая анатомия для художников. – М.: Астрель, 2001.
  12. Чиварди Д. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании. М.: Эксмо-пресс, 2001.

 

Программа
DOCX / 57.6 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.