12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маринина Ирина Геннадьевна8

Оптимизация процесса чтения как средство повышения успеваемости школьника

Маринина Ирина Геннадьевна

МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары

Чтение является одним из ведущих видов деятельности при обучении иностранным языкам. Читая, дети знакомятся с реальными грамматическими структурами, обогащают свой лексический запас, узнают новую информацию. Однако, трудности, которые возникают при обучении школьников чтению, заставляют задуматься о правильности применяемых методов и технологий. Часто, после работы с большим информативным текстом остается ощущение неопределенности, незавершенности. Сегодня аутентичные учебники уже используют приемы и техники, направленные на оптимизацию процесса чтения для школьников.

Любой текст должен представлять интерес для ребенка. Для этого в учебниках издательства Pearson, с которыми мы работаем на уроках (в качестве дополнительных), предлагаются упражнения на прогнозирование содержания текста. Различные типы заданий, начиная от предположений верны ли предлагаемые утверждения до своих суждений на заданную тему, помогают заинтересовать учеников и настроить их на положительный лад.

Мы знаем, что заголовок несет в себе основную идею текста. Наверно, многие замечали, что ученики вообще не привыкли читать заголовки. Они сразу начинают читать текст, пропуская заголовок как ненужный элемент. Тем не менее, работа с заголовком до чтения текста является тоже одной из методик прогнозирования содержания текста. Тексты в учебниках Focus подобраны очень удачно, и работа с заголовками является очень плодотворной. Давайте рассмотрим несколько из них. Недавно, работая над заголовком текста про благотворительность, ученикам был предложен вопрос догадаться, о чем будет текст по его заголовку «The man who moves mountains». Ребята выдвигали множество версий, начиная от суперагентов и заканчивая космическими пришельцами, а затем с удовольствием читали текст, чтобы найти там не столько правильный ответ, сколько подтверждение своей правоты.

Учебники Focus, которые мы используем в гимназии, предлагают разнообразные упражнения на понимание прочитанного. Это и множественный выбор, и ответы на вопросы, и заполнение пропусков в тексте, и работа с отдельными словами и словосочетаниями. Но зачастую, выполнив все предлагаемые упражнения, остается чувство незаконченности. Находя требуемую информацию, дети не воспринимают текст как что-то целое, нераздельное. Итак, вернемся к тексту «The man who moves mountains». На понимание содержания авторы предлагают следующие упражнения: 1) ответы на вопросы; 2) подбор слова к определению; 3) задание на определение подлинности информации; 4) заполнение пропусков предлогами; 4) нахождение 5 фактов из текста. Ученики настолько привыкли выполнять подобного рода задания, что на выполнение всех упражнений у них уходит не больше 15 минут. Увы, работа с текстом закончена. На помощь здесь могут прийти методики смыслового чтения, где ребятам придется читать, внимательно вдумываясь в содержание.

«Искусство чтения и методика исследования – основные инструменты обучения и открытия нового. Именно поэтому они должны быть основной целью разумной системы образования» (М. Адлер). По новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту чтение является фундаментом всех компетенций. Функция учителя сегодня переходит от трансляции знаний к поддержке учения, т.е. созданию среды, ориентированной на самостоятельность, интерактивность и продуктивность деятельности учеников, формированию собственной образовательной траектории. В свою очередь, ученик из пассивного объекта научения превращается в активный субъект учения: субъект учебной, познавательной и социокультурной деятельности, самостоятельно «добывающий» необходимую информацию и конструирующий необходимые для этого способы действий.

Учебно-информационная образовательная среда является открытой системой, где происходит постоянное обогащение за счет внешних источников информации, активизация информационных технологий. «Центр тяжести» в обучении сдвигается от преподавания к учению как самостоятельной деятельности учащихся в образовательной среде (ФГОС). Таким образом, сегодня актуально обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в личный опыт.

По новому Стандарту акцент в рабочих программах школы сдвигается на формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком значении - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В узком значении – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. На основе статей 8 и 10 ФГОС познавательные УУД включают в себя следующие умения, которые развиваются при смысловом чтении: х

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности),

-умение ориентироваться в содержании текста,

-умение понимать целостный смысл текста,

-умение структурировать текст,

-умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,

-умение интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction),

-умение критически оценивать содержание и форму текста.

Для обучения функциональному и стратегиальному чтению учитель должен обладать следующими компетенциями в области обучения:

Научиться разбираться в типологии заданий на разные уровни понимания текста.

Научиться отбирать и адаптировать тексты разных видов и жанров для работы с использованием той или иной стратегии чтения.

Научиться конкретным практическим приемам по составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности и стратегиального чтения.

Одна из известных визуализаций для классификации мыслительных умений получила название «Пирамида Блума».

t1679652144aa.jpg

Итак, существует 6 ступеней таксономии Блума, которые представляют собой навыки и способности. Высокая умственная нагрузка включает в себя оценку, синтез, анализ, для которых требуется высокий уровень осмысления материала: необходимо связать новое (читаемое, изучаемое) с уже существующими знаниями. Это - функциональное знание. Низкая умственная нагрузка подразумевает применение, понимание и знание. Для этогоне требуется больших умственных усилий. Умения нижнего уровня сами по себе недостаточны.

Необходимо помнить, что

о полном постижении/освоении текста свидетельствует то, что читатель может ответить на все вопросы, выстроенные по таксономии Блума.

Умения «нижнего уровня» необходимы для овладения «высокими» умениями

Стратегиальный чтец, приступая к чтению, выстраивает план, направление своей деятельности, осуществляет ее и отвечает сам себе на 4 необходимых вопроса:

какова цель моего чтения?

какой текст я собираюсь читать?

как я буду его читать?

как я буду проверять, контролировать, оценивать качество своего чтения (уровень понимания текста)?

Существуют стратегии и приемы, развивающие умения задавать вопросы, например «толстый» и «тонкий» вопросы или прием «6 W».

Разные вопросы требуют разных ответов. Так, например, вопросы на понимание содержания текста начинаются со слов «Что…?», «Когда...?», «Было ли…?» и т.д. Это – «тонкие» вопросы. Вопросы, которые заставляют задуматься называются «толстыми». Это вопросы, начинающиеся «Объясните, почему…?», «Почему вы считаете…?», «Предположите, что будет, если……?» и т.п. В учебниках издательства «Oxford University Press» «толстые» вопросы используются обычно перед работой с текстом, побуждая ученика к мыслительной деятельности.

Прием «6 W» предполагает вопросы, начинающиеся со слова «Why?», которое обозначает не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.

Основной признак культуры чтения — это способность к структурированию текста. Одна из методик работы с текстом - таблицы.

Любая таблица - результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк.

Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

Задания к работе с таблицей:

заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

описание логики построения таблицы;

построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

Вот лишь несколько видов таблиц, которые можно использовать при работе с текстом на уроках английского языка.

1)

I know (before reading)

I want to know (after reading)

I learnt (while reading)




2)

«+» (interesting)

« - » (not interesting)




3)

t1679652144ab.png

Таким образом, в сочетании с упражнениями, предлагаемыми в учебниках издательства Pearson, техники и методики смыслового чтения помогают воспитать стратегиальных чтецов в рамках требований нового Федерального Государственного Стандарта. Применяемые на практике, данные приемы позволили значительно повысить интерес ученика к чтению и привели к устойчивому росту успеваемости школьника.


Литература:

Заир-Бек С.И., Муштатинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2012.

Иванова Е.О., Осмысловская И.М, Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2012.

Мортимер Адлер. Как читать книги. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

Пранцева Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. Изд-во: Форум, 2015.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. Изд-во: Баллас, 2012

 6. Brayshaw Daniel, Michalowski Bartosz, Kay Sue, Jones Vaughan Focus. Level 2. Student's Book, Изд-во: Pearson, 2016.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.