Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения функциональной грамотности

7
0
Материал опубликован 13 October 2021 в группе

МБОУ Колыванская средняя общеобразовательная школа №1



Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»







Тема: «Проектно-исследовательская деятельность

как средство повышения функциональной грамотности»













Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Макаренко Елена Николаевна









р.п. Колывань 2021


Содержание:

Актуальные проблемы………………………………………………….3

Особенности проектно-исследовательской деятельности……………4

Система ведения проектной деятельности в Колыванской СОШ №1.7

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения функциональной грамотности………………………………………….9

Список используемой литературы……………………………………..12

Приложение №1…………………………………………………………13





























1. Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата, определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности. В арсенале инновационных педагогических средств и методов проектно - исследовательская творческая деятельность занимает особое место Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Не секрет, что в старших классах у многих учащихся пропадает интерес к учебе. Не говорим о таком предмете как литература. Учителю приходится искать различные методы и приемы для повышения деятельности ученика , его заинтересованности в изучении какого- либо произведении, И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться силам ребёнка.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Большой объём учебного материала усваивается учащимися на теоретическом уровне, и не находит практического применения .Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную работу над проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач.



2. Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Ведь проект – это и метод обучения, и содержание обучения, и форма организации учебного процесса, и особая философия образования. Универсальность проектного метода позволяет применять его и при работе с разными возрастными категориями учащихся, и на любых этапах обучения, и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных . Сегодня уже ясно, что школа будущего – это школа проектов.

Проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Исходя из моего опыта, я могу с уверенность сказать, что проектно-исследовательская деятельность действительно эффективна

Проектно - исследовательская деятельность решает следующие задачи:

Образовательная: актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.

Этапы работы над проектом.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

Продукт:

отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)

издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.








Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?


3.С введением ФГОС проектная деятельность стала обязательным предметом. Но в нашей школе проектная деятельность стала вестись задолго до этого.

С 2007 года у нас стало действовать НОУ - научное общество учащихся .

В компетенцию которого вошла работа с одаренными детьми: участие в различных конкурсах и олимпиадах, создание проектов. НОУ разделили на четыре кафедры: гуманитарную, математическую, естественно – научную, кафедру начальной школы. Начинали с азов: учились писать проекты, участвовали в таком конкурсе как « Моя малая родина». Общество развивалось, работы выходили на высокий уровень: « Сибирская ярмарка», становились лауреатами.

Я являюсь куратором гуманитарной кафедры с 2014года. Все это время активно продвигаю проектно – исследовательскую деятельность как в урочное так и во внеурочное время. Раз в неделю каждая кафедра заседает, где рассматривает определенные задания и вопросы: подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям, написание проектов. Также во внеурочное время в рамках НОУ раз в неделю проводится спецкурс на различные темы, который проводит каждый куратор. Темы спецкурсов направлены на помощь всем учащимся при написании проектов: «Оформление титульного листа», «Составление плана», «Выбор и работа с информацией», « Оформление цитат и ссылок», «Составление презентации» и др… Как видим, работа с проектной деятельностью ведется как в урочное , так и во внеурочное время. За последнее время учащиеся продвинули и расширили свое участие в различных конкурсах и олимпиадах: « Живая классика», « Конкурс ораторов». «Первые шаги в науку», литературный клуб « Парус юности», где периодически выходят в свет печатные издания со стихами учащихся, различные всероссийские олимпиады по предметам – все это, несомненно, работа НОУ и проектной деятельности.

Дети находят себя, свое призвание, что конечно помогает их раннему самоопределению.

Работа с проектом начинается с выбора предметов и тем. Учащийся сам выбирает предмет и тему по интересу.

Так в 5 кл. было предложено задание при прохождении темы «Фольклор»: составить семейный фольклорный дневник; провести исследование: какие в семье знают и используют жанры фольклора. Все ученики с интересом проводили работу. Собирали и вели записи семейного архива. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. Все проекты находят свое применение при изучении различных тем, каждый актуален. К примеру, «История знаков препинания» 9 кл., при изучении синтаксиса, или «Слова паразиты» 7 кл., «Древнерусские корни в современном русском языке» 8кл.; В 5-м кл. готовили групповой проект «Фольклорная шкатулка», где рассматривались почти все фольклорные жанры-7 проектов, объединенных одной темой. Детям было очень интересно работать. Получился проект в рамках программы, но более углубленный. При подготовке дети не только посещали библиотеку, но и смотрели русские народные сказки, мультфильмы. Далее в старших классах мы продолжили тему литературы. Вышло несколько проектов в направлении древнерусская литература: «История древнерусской литературы», « Связь древнерусской литературы с современной русской литературой», «Пушкин – наше все», где рассматривались все аспекты становлении и развития древнерусской литературы. Но эту же линию мы взяли в групповом проекте по русскому языку «Древнерусские корни в современном русском языке», где ученики продолжили обращаться к этой эпохе, но уже с точки зрения развития древнерусского языка и его связи с современным русским языком. Конечно, все это невероятно помогает детям расширить свои знания как в области литературы, так и русского языка. Мы видим, что проект рассматривается в системе. Одно направление исследуется в разных аспектах на протяжении нескольких лет. Проект остается актуальным и после защиты, приносит свои плоды.

Естественно, что с этими проектами дети выходили на районный конкурс «Первые шаги в науку», « Моя малая родина». В этом году проект «История знаков препинания» получил второе место в районе. Проект « Моя малая родина в стихах колыванских поэтов» стал лауреатом в 2015 году.

Все эти проекты можно назвать метапредметными, и с полной уверенностью мы скажем, что проектно- исследовательская деятельность как не что другое повышает функциональную грамотность учащихся .


4.Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.

Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.

1)компетентностный подход (познавательных и коммуникативных )

2)развитие критического ( нестандартного мышления)

3)групповая форма работы

4) взаимообучение

5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности

6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся.

7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.

Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Все перечисленные навыки и умения, в первую очередь развивают функциональную грамотность ребенка, развивается читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность. Немаловажно и то, что в процессе всей работы развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность, значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. Мы можем сказать, что проектно-исследовательская деятельность на самом деле является средством повышения функциональной грамотности.

Итоги работы, повышение качества успеваемости, мы можем особенно увидеть у выпускников, что подтверждает эффективность работы проектной деятельности.
















Список используемой литературы:

Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4.

Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.

https://ksoh1.edusite.ru/p26aa1.html





















Приложение №1

Протокол жюри оценки проектов Дата__________________

Критерии

Параметры и фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Название проекта

-------------------------

Проект 1:

Проект 2:

Проект 3:

Проект 4:

Проект 5:

Исполнитель, класс

-------------------------






Руководитель

----------------------------






Оценка содержательности и актуальности проекта


обоснованность и актуальность темы проекта






единство цели - задач - результата






глубина и качество исследования






качество работы над теоретической частью






качество работы над практической частью






соответствие содержания выводов содержанию цели и задач






соответствие темы возрасту учащегося






Оценка публичного выступления

учащийся обосновал выбор темы






сформулировал цели, задачи, предмет исследования






поэтапно раскрыл работу над проектом






культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории






соблюдение временного регламента






эрудиция докладчика в теме проекта






полнота и качество ответов на вопросы жюри






Оценка презентации проекта

логичное построение






содержание раскрывает цель и задачи исследования






отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок






уместность иллюстраций, фото, графиков, анимаций по заданной теме






текст (минимальный объем) легко читается на фоне презентации






использование единого стиля оформления






объем информации на слайде






ИТОГО:


Максимальный балл – 63





Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Ниже базового («2»)

Базовый 55-60% («3»)

Повышенный 60-80% («4»)

Высокий 80-100% («5»)

Менее 35 бал.

35-38 бал.

39-50 бал.

51-63бал.






Члены оценочной комиссии:

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)

Фактический показатель (от 0 до 3 баллов)






































12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации