Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения функциональной грамотности
МБОУ Колыванская средняя общеобразовательная школа №1
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»
Тема: «Проектно-исследовательская деятельность
как средство повышения функциональной грамотности»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Макаренко Елена Николаевна
р.п. Колывань 2021
Содержание:
Актуальные проблемы………………………………………………….3
Особенности проектно-исследовательской деятельности……………4
Система ведения проектной деятельности в Колыванской СОШ №1.7
Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения функциональной грамотности………………………………………….9
Список используемой литературы……………………………………..12
Приложение №1…………………………………………………………13
1. Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата, определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности. В арсенале инновационных педагогических средств и методов проектно - исследовательская творческая деятельность занимает особое место Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Не секрет, что в старших классах у многих учащихся пропадает интерес к учебе. Не говорим о таком предмете как литература. Учителю приходится искать различные методы и приемы для повышения деятельности ученика , его заинтересованности в изучении какого- либо произведении, И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться силам ребёнка.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Большой объём учебного материала усваивается учащимися на теоретическом уровне, и не находит практического применения .Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную работу над проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач.
2. Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Ведь проект – это и метод обучения, и содержание обучения, и форма организации учебного процесса, и особая философия образования. Универсальность проектного метода позволяет применять его и при работе с разными возрастными категориями учащихся, и на любых этапах обучения, и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных . Сегодня уже ясно, что школа будущего – это школа проектов.
Проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Исходя из моего опыта, я могу с уверенность сказать, что проектно-исследовательская деятельность действительно эффективна
Проектно - исследовательская деятельность решает следующие задачи:
Образовательная: актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
Этапы работы над проектом.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | ||||||
Подготовительный этап | ||||||||
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) б) определение количества участников проекта, состава группы | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей | ||||||
Планирование работы | ||||||||
а) определение источников информации б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт: – отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов) – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно) | ||||||
Исследовательская деятельность | ||||||||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. | Проводят исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | ||||||
Результаты или выводы | ||||||||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует | ||||||
Представление готового продукта | ||||||||
Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. | ||||||
Оценка процесса и результатов работы | ||||||||
| Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | ||||||
| | | | | |
Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
3.С введением ФГОС проектная деятельность стала обязательным предметом. Но в нашей школе проектная деятельность стала вестись задолго до этого.
С 2007 года у нас стало действовать НОУ - научное общество учащихся .
В компетенцию которого вошла работа с одаренными детьми: участие в различных конкурсах и олимпиадах, создание проектов. НОУ разделили на четыре кафедры: гуманитарную, математическую, естественно – научную, кафедру начальной школы. Начинали с азов: учились писать проекты, участвовали в таком конкурсе как « Моя малая родина». Общество развивалось, работы выходили на высокий уровень: « Сибирская ярмарка», становились лауреатами.
Я являюсь куратором гуманитарной кафедры с 2014года. Все это время активно продвигаю проектно – исследовательскую деятельность как в урочное так и во внеурочное время. Раз в неделю каждая кафедра заседает, где рассматривает определенные задания и вопросы: подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям, написание проектов. Также во внеурочное время в рамках НОУ раз в неделю проводится спецкурс на различные темы, который проводит каждый куратор. Темы спецкурсов направлены на помощь всем учащимся при написании проектов: «Оформление титульного листа», «Составление плана», «Выбор и работа с информацией», « Оформление цитат и ссылок», «Составление презентации» и др… Как видим, работа с проектной деятельностью ведется как в урочное , так и во внеурочное время. За последнее время учащиеся продвинули и расширили свое участие в различных конкурсах и олимпиадах: « Живая классика», « Конкурс ораторов». «Первые шаги в науку», литературный клуб « Парус юности», где периодически выходят в свет печатные издания со стихами учащихся, различные всероссийские олимпиады по предметам – все это, несомненно, работа НОУ и проектной деятельности.
Дети находят себя, свое призвание, что конечно помогает их раннему самоопределению.
Работа с проектом начинается с выбора предметов и тем. Учащийся сам выбирает предмет и тему по интересу.
Так в 5 кл. было предложено задание при прохождении темы «Фольклор»: составить семейный фольклорный дневник; провести исследование: какие в семье знают и используют жанры фольклора. Все ученики с интересом проводили работу. Собирали и вели записи семейного архива. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. Все проекты находят свое применение при изучении различных тем, каждый актуален. К примеру, «История знаков препинания» 9 кл., при изучении синтаксиса, или «Слова паразиты» 7 кл., «Древнерусские корни в современном русском языке» 8кл.; В 5-м кл. готовили групповой проект «Фольклорная шкатулка», где рассматривались почти все фольклорные жанры-7 проектов, объединенных одной темой. Детям было очень интересно работать. Получился проект в рамках программы, но более углубленный. При подготовке дети не только посещали библиотеку, но и смотрели русские народные сказки, мультфильмы. Далее в старших классах мы продолжили тему литературы. Вышло несколько проектов в направлении древнерусская литература: «История древнерусской литературы», « Связь древнерусской литературы с современной русской литературой», «Пушкин – наше все», где рассматривались все аспекты становлении и развития древнерусской литературы. Но эту же линию мы взяли в групповом проекте по русскому языку «Древнерусские корни в современном русском языке», где ученики продолжили обращаться к этой эпохе, но уже с точки зрения развития древнерусского языка и его связи с современным русским языком. Конечно, все это невероятно помогает детям расширить свои знания как в области литературы, так и русского языка. Мы видим, что проект рассматривается в системе. Одно направление исследуется в разных аспектах на протяжении нескольких лет. Проект остается актуальным и после защиты, приносит свои плоды.
Естественно, что с этими проектами дети выходили на районный конкурс «Первые шаги в науку», « Моя малая родина». В этом году проект «История знаков препинания» получил второе место в районе. Проект « Моя малая родина в стихах колыванских поэтов» стал лауреатом в 2015 году.
Все эти проекты можно назвать метапредметными, и с полной уверенностью мы скажем, что проектно- исследовательская деятельность как не что другое повышает функциональную грамотность учащихся .
4.Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.
1)компетентностный подход (познавательных и коммуникативных )
2)развитие критического ( нестандартного мышления)
3)групповая форма работы
4) взаимообучение
5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности
6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся.
7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.
Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Все перечисленные навыки и умения, в первую очередь развивают функциональную грамотность ребенка, развивается читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность. Немаловажно и то, что в процессе всей работы развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность, значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. Мы можем сказать, что проектно-исследовательская деятельность на самом деле является средством повышения функциональной грамотности.
Итоги работы, повышение качества успеваемости, мы можем особенно увидеть у выпускников, что подтверждает эффективность работы проектной деятельности.
Список используемой литературы:
Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4.
Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.
https://ksoh1.edusite.ru/p26aa1.html
Приложение №1
Протокол жюри оценки проектов Дата__________________
Критерии | Параметры и фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) |
Название проекта | ------------------------- | Проект 1: | Проект 2: | Проект 3: | Проект 4: | Проект 5: |
Исполнитель, класс | ------------------------- | | | | | |
Руководитель | ---------------------------- | | | | | |
Оценка содержательности и актуальности проекта | обоснованность и актуальность темы проекта | | | | | |
единство цели - задач - результата | | | | | | |
глубина и качество исследования | | | | | | |
качество работы над теоретической частью | | | | | | |
качество работы над практической частью | | | | | | |
соответствие содержания выводов содержанию цели и задач | | | | | | |
соответствие темы возрасту учащегося | | | | | | |
Оценка публичного выступления | учащийся обосновал выбор темы | | | | | |
сформулировал цели, задачи, предмет исследования | | | | | | |
поэтапно раскрыл работу над проектом | | | | | | |
культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории | | | | | | |
соблюдение временного регламента | | | | | | |
эрудиция докладчика в теме проекта | | | | | | |
полнота и качество ответов на вопросы жюри | | | | | | |
Оценка презентации проекта | логичное построение | | | | | |
содержание раскрывает цель и задачи исследования | | | | | | |
отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок | | | | | | |
уместность иллюстраций, фото, графиков, анимаций по заданной теме | | | | | | |
текст (минимальный объем) легко читается на фоне презентации | | | | | | |
использование единого стиля оформления | | | | | | |
объем информации на слайде | | | | | | |
ИТОГО: | | Максимальный балл – 63 | | | | |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности | Ниже базового («2») Базовый 55-60% («3») Повышенный 60-80% («4») Высокий 80-100% («5») | Менее 35 бал. 35-38 бал. 39-50 бал. 51-63бал. | | | | |
Члены оценочной комиссии:
Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) | Фактический показатель (от 0 до 3 баллов) |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
12