12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харлап Ирина Александровна38
Украина, Донецкая Народная Республика, г.Донецк
1

Урок «Басни И.А.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.



 ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

Отдел образования администрации Ворошиловского района города Донецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №9 города Донецка»


 



 

Материалы

  1. Всероссийского дистанционного конкурса для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийным сопровождением


 

                          «Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»,                                «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю»

(3 класс)

(урок – литературная студия)


 


 


 


 

                                                                        Харлап И.А. – учитель начальных классов


 


 


 


 

Донецк

2017

Урок литературного чтения (3 класс)

Тема. Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.

Цели: познакомить обучающихся с баснями И.А.Крылова; сформировать умения определять особенности басни; научить выделять мораль в текстах, различать речь автора и героев, изображённые события и скрытый смысл; развивать читательскую компетентность, интеллектуальные и творческие способности, поэтический слух, творческое и воссоздающее воображение и ассоциативное мышление, навыки беглого чтения; воспитывать активного читателя, любовь к русской литературе, уважение к творчеству баснописца.

Тип урока: интегрированный урок с элементами интерактивного обучения.

Форма урока: урок – литературная студия (с использованием игровых, мультимедийных технологий).

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова для детей, выставка иллюстраций к басням «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания); презентация «И.А.Крылов».

Формы работы: фронтальная, работа в группах, парах.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение и анализ басен, ролевая игра, мозговой штурм, самооценка.

Ход урока

І. Организационныйй момент

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы уже не отдыхаем.

Все работать начинаем!

Метод «Прогноз погоды»

(Каждый обучающийся определяет свой эмоциональный настрой на урок в градусах: от 1 до 5.)

ІІ. Проверка домашнего задания (с.132-133, чтение текста о И.А.Крылове)

Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

Викторина «Продолжите предложение»

Иван Андреевич Крылов родился в … (Москве).

Он без помощи учителей овладел … (русским языком, математикой, изучил французский и итальянский языки).

Более тридцяти лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке).

И.А.Крылов написал более … (200) басен.

В чем секрет басен И.А.Крылова?

В каких источниках можно найти информацию о Крылове?

«Дедушка Крылов» - так назвал его народ, выразив этим свою любовь к великому русскому баснописцу. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Если прочтете это имя справа налево, то сразу все поймете.

Какой вывод можно сделать из прочитанного вами дома материала?

ІІІ. Речевая разминка

(Задание на карточке)

- Прочитайте текст, определите его жанр. (Это басня.)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

- Прочитайте отрывок с «ворчащей» интонацией (с интонацией удивления, интонацией восхищения, с веселой интонацией).

- Прочитайте отрывок из басни выразительно.

ІY. Актуализация опорних знаний

Подготовительная работа. Слово учителя.

Популярность басен была огромна. Их знали даже императоры Александр І и Николай ІІ. Русский поэт Петр Андреевич Вяземский писал:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Y. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с иллюстрациями (один ученик из каждой группы представляет работы обучающихся).

1 группа - иллюстрации к басне «Мартышка и Очки».

2 группа - иллюстрации к басне «Зеркало и Обезьяна».

3 группа - иллюстрации к басне «Ворона и Лисица».

- Ребята, посмотрите на иллюстрации к произведениям И.А Крылова.

- Сформулируйте самостоятельно тему и цели урока.

(Слайд 1)

Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством замечательного русского баснописца. Александр Сергеевич Пушкин очень любил Ивана Андреевича Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

(Слайд 2)

Каждая группа уже выступила в роли художников - иллюстраторов. Сегодня вы попробуете себя в роли поэтов, актёров (в конкурсе инсценированной басни) и критиков.

2. Проблемный вопрос

(Слайд 3)

И.А. Крылов писал: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

- Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

(Слайд 4)

В конце урока мы выслушаем ваши ответы и подведем итог нашей работы.

YІ. Работа по теме урока

Чтение басни «Мартышка и Очки» (с.134-135) обучающимися

(1 группа) с последующей беседой:

- Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?

- Чтобы текст басни был нам понятен, определите значение слов (задание на карточке).

Мартышка - …

Дюжина - …

Темя - …

Нанижет - …

К худу клонит - …

Познатней - …

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

- Ребята, почему И.А.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?

- Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).

- Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

- В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне забавным, смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть).

- Прочитайте слова автора (мораль басни). Важен ли этот вывод для нас?

- Если бы в басне не было морали, можно догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Высмеивается человек – невежда).

2. Работа в парах.

- Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них. Кому сложно, то можете воспользоваться подсказкой (задание на карточке).

Невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения. Невежа - грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).

YІІ. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим

(бег на месте),

До лужайки добежим

(бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем

(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

Все, закончилась игра -

Заниматься нам пора.

YІІІ. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение (с остановками) басни «Зеркало и Обезьяна» (с.136) обучающимися (2 группа) с последующей беседой:

- Как вы считаете, исходя из названия, о чем может быть данный текст?

Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

- Кто мог быть рядом?
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», - говорит, - «кум милый мой!
Что это там за рожа?

- Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

- Узнала ли она себя в нем?
А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».

- Что ответил Медведь?
- «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

- Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Таких примеров много в мире:

не любит узнавать никто себя в сатире.

2. Работа со словарем.

- Как вы понимаете значение слова «сатира»?

- Найдите значение этого слова в «Толковом словаре русского языка» под ред. проф. Д. Ушакова (1 обучающийся у доски).

- Запишите в рабочую тетрадь это определение.

Сатира – это произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток.

3. Работа с иллюстрацией к басне.

- Рассмотрите рисунок к басне (с.137) и найдите в тексте строки, соответствующие ему.

- Какие строки басни стали крылатым выражением? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»).

Запишите их в рабочую тетрадь.

- Сравните слова из басни и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

4. Инсценирование басни

- Поиграем в театр. Попробуйте, читая басню, изобразить Мартышку.

5. Прослушивание аудиозаписи басни «Ворона и Лисица» (исполняет Анатолий Дмитриевич Папанов – советский актер театра и кино).

6. Беседа

- Понравилась ли вам басня?

- Что было непонятно?

- Почему Иван Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

7. Самостоятельная работа. Игра «Найди лексическое значение слова» (задание на карточке)

- Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

1. Лесть

А. Внушающий отвращение, омерзительный

2. Гнусный

Б. Лицемерное, угодливое восхваление

3. Взгромоздиться

В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

         4. Зоб

Г. Взобраться с усилием на что-то высокое

(Ключик: 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – В)

(Взаимопроверка, оценивание)

8. Работа со словариком (с.220)

- Найдите и прочитайте лексическое значение слова. (Пленил – привлек внимание, привел в восторг)

9. Чтение басни «Ворона и Лисица» обучающимися (с.137-138)

(3 группа) по ролям.

- Предлагаю вам на несколько минут стать актерами и выразительно прочитать басню по ролям.

Беседа

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Как изображает Лисицу Крылов? (Она хитрая, ловкая, коварная)

- Прочитайте слова, характеризующие ее. ( Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша…)

- Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте и прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

- Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

- Образ какого человека воплощает в себе Ворона? (Глупого, невнимательного)

- Почему эта история случилась с Вороной?

- Как Лисице удалось достичь своей цели?

11. Словесное рисование

- А сейчас, ребята, поработайте в парах.

- Обсудите , как баснописец относится Лисице и Вороне: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением? Почему вы так думаете?

12. Чтение по ролям

- Приготовьтесь к выразительному чтению в лицах одной из басен.

ІХ. Заключительный этап

- Продолжите предложение:

Мораль – это … (отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение).

1. Угадайте название басни по морали.

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… (Ворона и Лисица.)

2. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (Мартышка и Очки.)

3. Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна.)

Викторина

- Отгадайте, к каким басням эти иллюстрации.

(Слайд 5-8)

Х. Рефлексия

1. «Синквейн»

- Составьте синквейн к слову «Крылов»

(Ответы детей)

2. Творческое задание

- Составьте монолог по алгоритму:

Я – ученик.

Я знаю … Я желаю …

ХІ. Итог урока

(Слайд 9)

- В чем сила басни?

- Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

(Слайд 10)

- Кому и в каком городе благородные потомки установили этот памятник?

(Слайд 11)

- Продолжите предложение:

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – … (хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость) называется … (басней).

Метод «Прогноз погоды» (определение эмоционального настроя на конец урока в градусах: от 1 до 5).

ХІІ. Домашнее задание

1 . Выразительно читать басни, повторить понятия «басня», «мораль» .

2. Выучить одну из басен наизусть.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

(Слайд 12)

- Спасибо всем за работу.

 

 

Карточка для работы

Речевая разминка

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Определите лексическое значение слов

Мартышка - …

Дюжина - …

Темя - …

Нанижет - …

К худу клонит - …

Познатней - …

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

Работа в паре «невежа» или «невежда»?

- - Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них.

(Ключик: невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения).

Невежа - грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).

Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

 

1.Лесть

А. Внушающий отвращение, омерзительный

         2. Гнусный

Б. Лицемерное, угодливое восхваление

         3. Взгромоздиться

В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

4. Зоб

Г. Взобраться с усилием на что-то высокое

 

     


Презентация "И.А.Крылов".
PPTX / 2.8 Мб

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

2. Иван Андреевич Крылов. Басни. Пьесы: Иван Андреевич Крылов — Москва, Мир книги, Литература, 2006 г. - 400 с.

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д.Ушакова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. - 752 с.

4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. - С. 76- 84.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.