Урок литературного чтения в 1 классе. Нравственный аспект в басне Л.Н. Толстого «Два товарища»

1
1
Материал опубликован 8 September 2016

Урок литературного чтения в 1 б классе

Тема: Нравственный аспект в басне Л.Н. Толстого «Два товарища».

Цель: познакомить  детей с биографией и творчеством Л.Н. Толстого; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.

Задачи: учить определению главной мысли произведения и подтверждению своих суждений цитатами из текста; развивать логику, совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; воспитывать чувства сострадания, сопереживания, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- учиться работать с информацией.

Регулятивные :

- научиться выполнять упражнения в соответствии с поставленной целью;

- выделять и формировать познавательную цель;

- учиться контролю и самоконтролю.

Коммуникативные:

- учиться ориентироваться на позицию партнера в общении;

- выстраивать коммуникативно-речевые действия.

Личностные:

- развитие нравственно-этической ориентации;

- оценивание эмоционально-эстетических впечатлений от знакомства с новым текстом.

Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого, портрет писателя, мультимедийный проектор, презентация.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Технология: развитие критического мышления.

Приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, «толстые»  и « тонкие» вопросы, работа в паре.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова.

Как начну конфеты есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты

И друзей в помине нет.

За конфету каждый друг

Так и рвет ее из рук.

Ну, зачем мне  дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

- Настоящие ли это друзья? Почему вы так считаете?

- Нужна ли такая дружба?

- Что такое  для вас настоящая дружба?

Составление паукограммы.

Дружба

Взаимопомощь     

игра вместе    

доверие        

терпение    

защита

В толковом  словаре Ожегова: дружба- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Попробуйте ответить на вопрос, кого можно назвать другом, товарищем?

Лексическая работа. Работа с толковым словарем, в ходе которой появляется кластер к слову «товарищ».

Товарищ          

общее занятие и взгляды

связан с другими                                         

друг

людьми                                   

приятель

 

Физминутка.

3. Стадия осмысления содержания

- Есть ли у вас товарищи?

- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, кто главные герои и можно ли их назвать товарищами?

-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Л.Н.Толстого «Два товарища».( портрет писателя)

-Что вы знаете об авторе?

Рассказ учеников о Л.Н.Толстом.

1.     Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна.

2.     Толстой был четвертым ребенком в дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще и двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо ее помнил.

3.     Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

4.     Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная Поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу.

5.     Толстой открыл школу для бедных детей и сам их учил. Еще он написал сам азбуку.

 

- Л.Н.Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя.

- О ком пойдет речь в произведении?

- Сколько их было?

- Можно ли по названию предположить, что с ними произойдет?

Словарная работа .

Выскочил

- Кто мог выскочить?

Спрятался

- Кто спрятался?

Бросился

Притворился

- Кто притворился?

Упал наземь

- Что означает «упал наземь»?

- Сравним ваши  пред

положения с авторским текстом. Читает учитель.

- Совпали ли ваши предположения ?

Чтение текста с остановками.

 

Фрагмент 1.

- Кто главные герои?

- Где шли товарищи?

- Что с ними случилось?

- Что вы знаете о медведе?

-Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова, обозначающие их действия.

1 мальчик: бросился бежать, влез, спрятался.

2 мальчик: остался,  упал, притворился. (таблица)

- Что вы можете сказать о поведении людей в опасной ситуации?

- Как поступил первый мальчик? Второй?

-Какой герой вам больше нравится? Это положительный герой или отрицательный?

 

Фрагмент 2. Читает ученик.

- Что сделал медведь, когда увидел мальчика? Перечислите его действия.

- Почему медведь не тронул мальчика?

- Какие чувства вызвал этот отрывок? Если бы вы были на его месте, какие чувства вы бы испытали в этот момент?

 

Фрагмент 3.

- Будем работать в парах. Найдем отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь читать по ролям.

- Чем закончилась история?

-Можно ли этих ребят назвать товарищами?

- Чего нет в этой дружбе?(обращение к паукограмме)

- Как поведут себя эти герои дальше?

- Почему автор назвал этот рассказ «Два товарища»?

- Чему учит рассказ Л.Н.Толстого?

- Вот такие поучительные небольшие рассказы называют баснями.

- В каком предложении выражена главная мысль текста?

- Это мораль басни. Чему она учит?

 

4. Стадия рефлексии.

Составить синквейн слова «товарищ».

Друг, приятель

Верный, надежный

Помогает, выручает

В беде не бросит.

 

Пока мы проводили урок, у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый из вас, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку- символ дружбы, а кто ищет друга- сердечко надежды.

- Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это- все равно, что лишить мир солнечного света».

 

Комментарии

Екатерина Владимировна! Спасибо за урок! Проведу со своими ребятами.

4 February 2023