Урок на тему «Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга» (5–6 классы)
Открытый урок по природоведение 5 класс
Тема: «Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга»
Цель: обобщить знания обучающихся по курсу природоведения; формировать представления об экологических проблемах природы;
Тип урока: обобщающий.
Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с понятием «экология»; формировать мотивацию природоохранной деятельности;
коррекционно-развивающие: расширять кругозор; развивать речь, память, мышление;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру и природе родного края.
Оборудование: памятки «Береги природу», кроссворд, цветок-ромашка, вода, живой цветок, материалы для ухода за цветком, видео, презентация, мультфильм, лист-произведение.
Ход урока.
Организационный момент.
На фоне музыки.
Слово учителя: Мы с вами подходим к конце изучения темы растительного мира. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки – это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна, наша русская природа, полная поэзии, красота природы трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Давайте прослушаем стихотворение, которое нам подготовила- Марина.
Ребенок читает стихотворение 1)
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой
Край родной, навек любимый
Где найдешь еще такой?
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.
Актуализация знаний учащихся по теме «Растительный мир»
Сегодня мы с вами вспомним изученное по теме растительного мира. В течение урока за правильные ответы вы получите белые грибочки, за неправильные – мухоморы. Они вам понадобятся для хороших оценок, проверим ваши знания. Будьте внимательны.
1.Сейчас мы с вами проведем викторину «Узнай растение»
Сейчас я буду читать описание растения, внимательно слушайте и посмотри правильно ли вы отгадали.
а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется; вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон
На доске: (Ответ: колокольчик.)-картинка
б) Однолетнее растение, лекарственное, так же пьют чай с ней, по форме как солнце, но только серединка желтая, а лепестки белые.
(Ответ: ромашка)-картинка
в) Это дикорастущее травянистое растение, обладающее лекарственными свойствами. Его можно встретить везде: на даче, в поле, на лесных тропинках, даже на пустырях и вдоль дорожек в городе, поэтому так и называется
(Ответ: подорожник.)
- Перед вами три растения: колокольчик, ромашка, подорожник.
-Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.)
-Встречаются ли эти растения в нашей местности?
- Какое строение имеют растения? (У них есть корень, стебель, листья. Из цветов образуются плод с семенами.)
- А какие еще группы растений вы знаете? ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения). Правильно, молодцы!
- А какие еще правила охраны растений вы знаете?
Незнайка
Слово учителя: Ребята я сегодня пришла утром в школу и обнаружила на почте интересное письмо. Как вы думаете, от кого оно? Этот персонаж живет в цветочном городе. Он оставил электронное письмо. Давайте мы вместе его просмотрим.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Незнайка и живу в цветочном городе. У меня много друзей, но мне все говорят, что я ничего не знаю. Я хочу научиться у вас всему тому, что вы знаете и стать вашим другом. Обращаюсь к вам за помощью. Помогите мне отгадать загадки о растениях. Заранее вас благодарю.»
Итак, чтобы помочь Незнайке, нужно сорвать с волшебной ромашки лепесток и прочесть загадку, а после чего мы постараемся все вместе ее отгадать.
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)
Не огонь, А жжется.
(Крапива)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.
(Горох)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)
Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Колосок)
Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)
Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку.
(Мак)
Просмотр мультфильма. Вы большие молодцы, справились с заданием, давайте посмотрим интересный фрагмент мультфильма и обсудим героя Макарку и его поступки.
Беседа: что вы узнали из просмотра мультфильма, как в мультфильме Макарка относился к растениям, деревьям, правильно ли это, как нужно к ним относится?
Знакомство со страницами Красной книги.
Слово учителя: Ребята, как вы думаете а зачем нам нужны растения? Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)
А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок, древесину.)
Давайте вместе прослушаем стихотворение –Бруев Богдан
2) Ребенок рассказывает стихотворение
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если все растения исчезнут из нашего мира? (Ответы учащихся).
- А что мы должны делать, чтобы растения не исчезли? (Ответы учащихся)
VI. Физкультминутка «Наши чудные цветки»
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки. (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит, (Раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет. (Раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки.(Руки вниз)
Головой качают ,тихо засыпают. ( Медленно принимают исходное положение)
Слово учителя: Давайте сегодня мы и поговорим о том, как беречь и охранять растения. У вас на парте лежит памятка, прочтите ее внимательно по цепочке. Запомните эти правилами (Дети читают). Порой мы, даже сами того не замечая наносим огромный вред матушке-природе. У вас на партах лежит рассказ одной девочки об экскурсии в лес. Ваша задача по мере чтения мною этого рассказа подчеркнуть те предложения, в которых рассказывается о плохом отношении ребят к природе. Будьте внимательны!
Чтение рассказа.
За неделю только и было разговоров в классе о будущей экскурсии в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к дубовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи дети выбрасывали банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо, какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Мальчик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было, уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные мы шли к селу, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка» - закричал мальчик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - это уж». «Все равно – гадина»!
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к селу. Весело прошел день.
Ответы учащихся
Какие ошибки поведения в лесу совершили дети?
Ошибки, совершенные детьми:
В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья»
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
Брать зверят и птенцов из леса домой не надо: если они там не погибнуть, то дома обязательно они погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
Не следует что-либо проталкивать в муравейник - нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Слово учителя: К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.
Демонстрация Красной книге или показ на слайде.
В руках я держу Красную книгу. А что вы можете о ней рассказать? (Ответы учащихся)
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
- Красная книга! Почему она красная, как вы думаете? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Ребята нам приготовили стихотворения о Красной книге. 3)
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
VII. Заповедники, их значение.
Мы уже знаем с вами, что такое «заповедник», кто мне расскажет об этом понятии? Правильно в заповедник охраняются растения и животные, их берегут и ухаживают за ними. Давайте и мы с вами сегодня поухаживаем за растениями. Мы знаем уже с практической работы как правильно ухаживать за растениями, давайте это продемонстрируем. Расскажем правила правильного ухода.
Учитель:
- Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.
Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
VIII. Итог урока.
- Как же в нашей стране охраняются редкие виды растений?
Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
- Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).
- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?
Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.
- Как вы понимаете эти слова? Расскажите, пожалуйста.
Итог: Пусть каждый из вас в двух словах ответит на вопрос: За что я хочу сказать спасибо растениям.
Я хочу закончить урок вот такими словами:
Я сорвал цветок-
и он увял.
Я поймал мотылька-
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем. (П. Гвездослав)
Мы сегодня с вами узнали об охране растений, природы, вы большие молодцы, давайте вместе подведем итог и отгадаем с вами кроссворд, изображенный на доске. Ответы.
По горизонтали: 1. Стебель. 5. Растение. 7. Цветок.
По вертикали: 2. Корень. 3. Растение. 4. Лист. 6.
Открытый урокPPTX / 4.79 Мб
IX. Выставление оценок.