12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Николаевна Близнюк47
Россия, Камчатский край, ЗАТО Вилючинск
Материал размещён в группе «Педагог - художник»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя школа№1» Вилючинского городского округа

Камчатского края
 

Народная кукла

«Берегиня- травница»

Мастер-класс



 

Близнюк Елена Николаевна

Учитель

изобразительного искусства


 


 


 


 


 


 

2018г.

Мастер-класс «Кукла-Берегиня».

Учитель МБОУ СШ№1 Вилючинского городского округа

Близнюк Елена Николаевна

Кто в детстве не играл, тот счатья не видал. (народная мудрость)

Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего.(народная мудрость)

«Воспитание,лишённое народных корней, бессильно. Р.К. Ушинский

«…особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры. Д.С. Лихачёв

«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания. Своё умение- в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво .

Е А.Флерина

История создания русской куклы уходит корнями в далёкое прошлое. Наши предки жили натуральным хозяйством. Куклами занимались как правило женщины. Их делали не столько для детей как в большей мере для сохранения очага , обережения семьи от сглаза. Куклы были оберегами и защитниками дома от незваных гостей и врагов семьи.

t1583483981aa.jpg

Первые куклы изготовлялись из золы.Её замешивали с водой. Получался шарик. Затем прикреплялась юбка, и кукла готова. Эта кукла была просто оберегом для данной семьи. При перемещении в другой дом или село её обязательно брали с собой, чтобы на новом месте было тепло и уютно в доме.

В зависимости от того к какому сословию принадлежала семья куклы выполнялись из соломы, деревянных палочек,брёвнышек, мешковины, мха, листьев.

Мужчины в дальнейшем могли вырезать куклы из древесины. Но некоторые семьи могли сделать куклу из разноцветных кусочков ткани, украсить бронзой или серебром.

t1583483981ab.jpg


 

Существовал определённый календарь изготовления тряпичной куклы:

19 января-Крестец

Февраль-март 22 марта- Масленица

9 марта-Сороки, Птички

23 апреля- Толстушка-Костромушка

30 апреля-1мая-Долюшка

3 июня-Кукла здоровье

21-22 июня-Травница

22 июня –Кукла на здоровье

15 августа-Зернушка(Крупеничка)

1 октября-Десятиручка, Филипповка

27 ноября-Филиппов день-Филипповка

25 декабря-Коза, Спиридон-Солнцеворот.

Лучшего оберега , чем кукла , созданная своими руками, в то время не существовало. И для любой женщины это было очень важным событием и делом в её обыденной жизни.

Но дети часто увлекались игрушками оберегами, а играть с оберегами было нельзя.

Для детей изготавливались специально куклы для игры. Игровые куклы предназначались для забавы детей. На время пока взрослые справлялись по хозяйству ребятки могли поведать свои тайны, поговорить с куклой, поискать поддержку и помощь в своей кукле.

t1583483981ac.jpg

Цель занятия:

Изготовить куклу. Привить интерес к духовной культуре народов России.

Задачи:

Познакомить ребят с назначением куклы.

Изучить некоторые приёмы её изготовления.

Сформировать у ребят навыки работы с тканью, нитками, ножницами.

Приобщить детей к истокам народной культуры.

Воспитать чуткость и обогатить чувства к народному творчеству.

Результаты:

Предметные:

Понимать язык декоративного искусства;

Уметь видеть форму, цвет, декор куклы и передавать единство этих качеств в моделях;

Метапредметные:

Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, оценивать результаты;

Сравнивать декоративность, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления;

Готовность слушать и вести диалог;

Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;


 

Личностные:

Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа куклы;

Мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла учения а произведениях декоративно-прикладного искусства.

Оборудование:

Сегодня на занятии нам необходимы лоскуты ткани белой 25*25см, цветная ткань для юбки 30*30см,ткань для косынки 5*7, нитки красного цвета, тесьма для повойника, ткань для фартучка, ножницы, синтепон.

Основные правила изготовления куклы:

Куклы выполняли без использования колющих и режущих предметов.

У куклы не было черт лица. Не было персонального имени.

Образы куклы в основном женские.

Все детали привязывались или скрепляли нитками, узлом.

В каждой кукле своя душа, своя энергия. Необходимо куклу изготавливать с чистыми помыслами, с любовью.

t1583483981ad.jpg

1.Сформировать голову куклы. Для этого в центр квадрата ткани кладём кусочек синтепона. Расправляем ткань, чтобы личико было ровное. Прячем синтепон внутрь, накручиваем несколько раз нитку, обвязывая голову ниткой.

2.Заправляем слева,справа уголки для ручек внутрь,формируем ручки. Обматываем нитку вокруг ручки и завязываем концы нити.

t1583483981ae.jpg

3.Внутрь на грудку добавляем синтепон. Перекрещиваем нитки на спинке и впереди. Вставляем заготовку в мешочек с травами.Закрепляем нитками талию, обмотав три раза вокруг неё.


 

t1583483981af.jpg

4. Заготовку с головой куклы вставляем в цилиндр из цветной ткани-юбку.Лентой или тесьмой перевязываем, расправляя равномерно складки юбки.Добавляем фартук-кусочек шитья или ткани.

Повязываем повойник (повязку на голову), поверх него-платок.

Куклу устойчиво держит мешочек с набитой в него травой. А запах трав душицы, мяты очень волнителен.

t1583483981ag.jpgt1583483981ah.jpg

5.На голове можно сформировать волосы. Концы косынки можно завернуть назад.

t1583483981ai.jpg

Давайте посмотрим что у нас получилось? Как вы думаете, какие характеры у наших кукол?

-Добрая, смешливая, просто красивая, весёлая, скромная и др.

-С каким настроением мы выполняли куклу?

-Можно сказать, что куклы собрались на ярмарку?

-Наша кукла-берегиня. Что будет беречь кукла в вашем доме? Семью. Отгонять злых духов, будет беречь здоровье, мир в нашем доме.

А у нас на Камчатке делают свои куклы? Из чего они изготавливались?

-Куклы изготавливали из бересты, клыков морских животных, кожи и меха. Они также являются и оберегами и куклами для игры.

t1583483981aj.jpgt1583483981ak.jpg

Украшениями являются солнышки из бисера, подвески из кожи и меха

Манжеты и низ подола отторочены мехом.


 


 

t1583483981al.jpg


 

Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего(народная мудрость)


 


 

Источники информации:

1. Берстенѐва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011

2. Воробьѐва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009

3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010

Русская тряпичная кукла, М., «Культура и традиции». 2017

4. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. Санкт-Петербург Детство-пресс,2013

5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-пресс, 2011

6.Морева М.Старославянские куклы-обереги.-М. «Контэнт»,2015


 


 

Опубликовано в группе «Педагог - художник»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.