Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Берегите природу!» (2 класс)
Лукина Вера Ивановна,
МБОУ «Кадетская школа имени генерал-майор милиции В.А.Архипова
города Чувашской Республики
Внеклассное мероприятие по окружающему миру
«Берегите природу!»
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать правила поведения в природе, направленные на её сбережение.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивать познавательные способности детей.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
плакаты с предупредительными знаками,
картинки с изображением животными,
карточки с заданиями,
цветные карандаши и фломастеры,
сообщения учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе.
Ход мероприятия
Учитель. Прежде чем отправиться в путешествие, попробуем ответить на вопрос: «Что такое лес?»
«Лес – это огромные непроходимые заросли»,- скажут одни. «Это - грибы и ягоды», - добавят другие». Это - деревья, птицы и звери», - дополнят третьи. И все они будут правы. Всё это есть в лесу. Но самое главное, лес – это несметное богатство, без которого людям просто не обойтись.
Лес кормит, лечит, одевает, согревает…Да разве можно перечислить всё, что значит лес для человека?
Один гектар зелёных насаждений поглощает в течение часа два килограмма углекислоты. Столько её при дыхании выделяют двести человек. В лесном воздухе содержится в несколько сот раз меньше бактерий, чем в огороде.
Когда мы говорим, что лес согревает, мы имеем в виду не только сжигание дров. Учёные подсчитали, что разница температур на открытом воздухе и в лесу составляет порой 11-17 градусов.
А как влияет лес на уставшего человека! Приятная зелень, цветочный ковёр, птичий щебет – всё это успокаивает человека, возвращает ему силы.
Давайте отправимся в лес и посмотрим на него, например, глазами учёного, грибника, туриста, хозяйственника и просто человека, которому дорог этот зелёный океан.
1.Станция «Птичья» (ученики загадывают загадки).
1.Какая птица не хочет трудиться,
Гнёзда не вьёт, детей раздаёт? (кукушка)
2. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
3.Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел)
4.Он соло пел среди ветвей,
Его назвали…(соловей)
5.Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин(журавли)
6.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (цапля)
Ученик. Страшными врагами леса являются вредители. Здесь на помощь лесу приходят птицы. Семья синиц за лето уничтожает около четырех тысяч гусениц, а пара горихвосток семь тысяч. У каждой птицы чётко распределены объекты охоты. Скворцы, щеглы, полевой и домовой воробьи кормятся в кронах деревьев и на земле. Славку. Пеночку, камышовку можно встретить в нижней части дерева. Кукушка, иволга, чиж, свиристель обследуют всё дерево. Стрижи и ласточки кормятся в воздухе.
Но и птицам нужна помощь человека. Лучшие жилища для них – дупла раскидистых деревьев. При уходе за лесом не стоит вырубать все дуплистые деревья. Для птиц нужно заготавливать корм, подсеивать и подсаживать растения.
Учитель. На тропинке сидит птенец. Как ты поступишь? (ответы детей)
а) возьмёшь его домой;
б) попытаешься положить в гнездо;
в) обойдёшь и пойдёшь дальше
Лесная жизнь протекает по своим правилам, мы их не устанавливали, и не нам их нарушать. Просто иногда кажется, что в лесу всего так много, что не видно конца и края его запасам. Случается, что уходя из леса, дети прихватывают живой трофей – птенчика.
Увидят птенца на лесной тропе, и вот уже рождается догадка, почему он здесь оказался. Выпал из гнезда - догадка самая распространённая. Ну а гнездо, конечно, должно быть на дереве. И невдомёк, что многие лесные птицы устраивают гнёзда на земле. Или ещё – бросили родители. Просто взяли и оставили малыша одного. Но всё дело в том, что никто этих малышей и не думал бросать. Родители рядом, волнуются, снуют взад – вперёд, прикидываются больными и хромыми, лишь бы спасти малыша.
2.Станция «Мудрая» (азбука народной мудрости)
На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их "собрать". За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла.
Увидел грача – весну встречай.
Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
Сколько проталинок – столько жаворонков.
Коли перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.
Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.
Если перелётные птицы хохлятся – к непогоде,
Прилетев весной, долго не щебечут - к холоду.
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
3. Станция "Лесная почта"
Каждой группе дается задание.
На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.
Письмо №1
На день рождения Кате подарили ежа. Наконец- то сбылась ее мечта. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила. А потом ей подарили говорящую куклу, о еже Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больному ежу не место в доме, пусть живет на улице".
Правильно ли поступила девочка?
Письмо №2
Олег стоял на лесной поляне и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Ос прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
Письмо №4
Человек любит слушать музыку и взял с собой в лес магнитофон. Он идёт по лесу, а музыка гремит. Как хорошо!
- А хорошо ли? Почему?
Ответ: Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.
Письмо №5
Человек стоит у кромки леса, оглядывается и выбирает, куда идти. Решение принято, и он начинает своё движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Что он сделал неправильно?
Ответ: Слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно повредить корни деревьев и кустарников.
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих- и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
4. Станция "Лесная Аптека"
Добрый врач, бывалый врач
Чуть услышит стон и плач,
В ранний час и полночь
Поспешит на помощь.
- Какая группа больше напишет лекарственных растений? (Рассказывает ученик)
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
5.. Станция "Тайны природы"
Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).
Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).
Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая "муравьиную ванну", птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).
Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).
Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).
Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
У кого ухо на ноге находится? (У кузнечика)
По каким цветам болото издали заметишь?(По камышу)
Почему нельзя трогать яйца птиц? (Птица может бросить гнездо, и яйца погибнут)
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по лесной тропе. Вы узнали много нового, интересного из жизни растений и животных. Вы учились наслаждаться запахами лесных трав, птичьим пением, шумом листвы. Любите природу, берегите природу, защищайте природу!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если все сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Конкурс рисунков на тему: «Самый красивый лесной букет»