12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Базина Татьяна Александровна32 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок по окружающему миру «Явления природы»
Проект урока
Структура
• Учебный предмет: окружающий мир
• УМК «Школа России»
• Тема урока: Явления природы
• Тип урока: изучение нового материала
• Задачи урока: познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить детей измерять температуру воздуха.
• Ожидаемые результаты:
- Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.
-Личностные: вызывать интерес к учебной деятельности, развивать доброжелательное отношение к окружающему нас миру.
- Метапредметные:
регулятивные УУД - предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные УУД – учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;
коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
2
• Оборудование
компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, термометры, картинки для работы в группе, карточки для работы в пере.
Способы оценки: листы самоконтроля.
• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы.
Дети уже знают времена года, что относится к живой и неживой природе.
• Этапы урока и хронометраж
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
I. | Организационный этап. | 2 мин. |
II. | Проверка домашнего задания. | 5 мин. |
III. | Актуализация знаний, определение темы урока. | 5 мин. |
IV. | Этап освоения новыми знаниями. | 10 мин. |
V. | Физкультминутка. | 1 мин. |
VI. | Совместное открытие знаний. | 10 мин. |
VII. | Рефлексия. | 3 мин. |
VIII. | Домашнее задание. | 2 мин. |
IX. | Итог урока. | 7 мин. |
• Содержание урока (в таблице):
Ход урока
Этап урока | Деятельность уителя | Деятельность учащихся | Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД) , средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.) |
1.Организационный момент | -Чтоб природе другом стать, | Дети настраиваются на урок. | Личностные: обеспечение мотивацией у учащихся к изучению нового материала. Вызвать интерес к учебной деятельности. |
2.Проверка домашнего задания. | -На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.4 Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … - Давайте сейчас все дружно вспомним, какая бывает природа? - Сейчас мы поработаем в парах. -Вам необходимо распределить по группам предметы живой и неживой природы. (Приложение № 1). - Объясните, почему вы сделали именно так. | Природа! Ребята отвечают на вопрос учителя. Дети работают в паре. На столах у них предметные картинки. Один выделяет картинки живой природы, а товарищ не живой. Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа). | Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания. Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером. |
5
3.Актуализация знаний, определение темы урока. | -Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А о чем именно мы с вами будем вести речь, предстоит догадаться самим. Приложение №2 Идет показ презентации. Что вы видите на картинках? Как все это вы можете назвать? Кто догадался? - Верно – это явления природы. Тема нашего урока так и называется «Явления природы» - Ребята, какие задачи мы перед собой поставим. И что мы должны сделать, чтобы их реализовать. | Ответы детей : радуга, дождь идёт, метель, шторм, молния. Высказывания детей. Ставят задачи. Предполагают решение, поставленных задач | Личностные: Формирование ориентированного взгляда на мир, разнообразие природы. Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; делать обобщения, ставить учебные задачи. Регулятивные: умение высказывать свои предположения в диалоге с учителем. |
4. Освоение новых знаний. | - Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. - Откройте учебник с.28. и прочитайте, что еще относится к природным явлениям. - Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. - Сколько времен года вы знаете? - Сейчас мы с вами поработаем в группах. Групп у нас 4, как и времен года. - Каждая группа выберет картинку, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе сами характеристику. (Приложение № 3) | Дети работают с учебником на с. 28 6 -Мы знаем четыре времени года: осень, зима, весна, лето. Дети по одному подходят к столу учителя и вытягивают картинку. Дают краткую характеристику временам года. | Личностные: формирование межличностных отношений. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество. |
7
5.Физкультминутка | Ёжик топал по тропинке | Ходьба на месте. Руки на поясе, наклоны туловища вперед и назад. Прыжки на месте. Ходьба на месте. | Регулятивные: умение контролировать действия. |
6.Совместное открытие новых знаний. | - Продолжаем работать. - Какое время года за окном у нас? - Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? - В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться? - Температуру воздуха измеряют специальным прибором. - Кто-то из вас уже догадался о каком приборе идёт речь? | Ответы детей. Высказывания детей. Дети делятся своим жизненным опытом. Это термометр, он показывает, какая температура сегодня на улице. | Познавательные: применение полученных знаний для решения задач творческого характера. Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
8
А в чем измеряется температура? Температура измеряется в градусах. Показываю уличный и комнатный термометр, а также обычный градусник. - Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 – количество градусов холода. - Но шкалы все-таки отличаются. Почему? Сейчас вы будете работать в группах. | Предположения детей. Дети, опираясь на учебник, говорят части термометра. -Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала. Дети сами делают выводы. Каждая группа выполняет свое задание. 1 гр. Определяет температуру холодной воды и температуру своего тела. 2 гр. – теплой; температуру в классе и за окном. Всё фиксируют в рабочую тетрадь. С. 22-23 № 5 | Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение работать в группе. Личностные: уважение мнений своих товарищей, дружеское взаимоотношение. Понимание роли ученика и своего отношения к делу. |
9
7. Рефлексия. | -Продолжите предложение -Сегодня на уроке я узнал… - Я открыл для себя… -Я похвалили бы себя … | Дети продолжают одно из предложений. | Личностные: самопознание и самоопределение. Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку. |
8.Домашнее задание. | Дома вы продолжите работу с термометрами и выполните в рабочей тетради № 7 на с.24 | Дети фиксируют домашнее задание в дневники. | Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению. |
9.Итог урока. | - Что нового вы сегодня узнали? - На какие вопросы получили ответы? - на все ли получили ответы? - Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? - Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? - Какой вывод сделали? - Какую работу мы выполнили? Оценки за урок… | Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем. (фронтальная работа) Выполнение листов самоконтроля. | Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Установление учащимися значения результатов своей деятельности-смыслообразов. |
10
Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, поиск и выделение необходимой информации, логические- установление причинно-следственных связей, построение логических высказываний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации, контроль и самооценка. |
11
Приложение №1
ручка | луна | железо | телевизор | горы |
автомашина | щука | вода | одежда | гриб |
звезда | цветок | камни | бабочка | дождь |
шиповник | солнце | дерево | заяц | грач |
холодильник | снег | шалаш | карась | кот |
Приложение№2
12
13
14
Приложение №3
15
16
Приложение № 4
Лист самоконтроля.
Виды деятельности на уроке | Оценка деятельности | ||
Выполнил самостоятельно | Были затруднения | Выполнил с помощью товарищей | |
Определение темы | |||
Планирование | |||
Изучение нового материала | |||
Работа в группе | |||
Обобщение знаний |
17
Литература:
1.Учебник «Окружающий мир» 1 часть 2 класс. Автор А.А. Плешаков. Москва, «Просвещение» 2012 год.
2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Москва «Вако» 2012 год.
3. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требования ФГОС» Авторы: И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н Деменева и др. Москва. Аркти 2014 год.
4. Интернет ресурс