Внеклассное мероприятие «Берегите первоцветы»
Внеклассное мероприятие
«Берегите первоцветы»
Учитель английского языка
Жирова Елена Александровна
Цели:
- привлечь внимание школьников к проблемам сохранения местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих в Республике Крым; формировать ответственное отношение к природным богатствам родного края.
- обобщить знания детей о весне, первоцветах; организовать деятельность детей, направленную на усвоение знаний о первоцветах, выработке умения определять их по описанию; формировать умения и навыки наблюдения за цветами в природе; формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.
Развивающие:
- развивать и углублять экологическую культуру детей; развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать умения правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; способствовать развитию современного экологического мышления.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде; прививать любовь к природе, желание о ней заботиться; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
(Т. Собакин)
Ход мероприятия
I. Организация класса.
Приветствие.
II. Мотивация.
1.Активизация мыслительной деятельности.
Звучит музыка Ф. Шопена «Весенний вальс».
Учитель.
Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
- Весна…Прекрасное время года. Пробуждается природа от долгого зимнего сна.
- Какие изменения происходят в природе весной? (Упражнение «Микрофон».)
Ученики.
- Солнце поднимается все выше, светит ярче в безоблачном небе, растапливает снег и лед.
- Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Звенит веселая капель.
- На проталинах появляются первые цветы. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки.
- Возвращаются с юга птицы. Просыпаются насекомые, ежи, барсуки, ужи, медведи.
- У многих животных рождаются малыши. Чудесная пора!
3. Создание эмоционального фона.
Учитель.
- Наше занятие пройдет под девизом:
Цветок весны,
идущий к нам по снегу, –
Простой цветок, но сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.
III. Основная часть.
Учитель.
Первые цветки очень хрупки. А люди, найдя такие лесные полянки, стараются нарвать их целые охапки. При этом губят их целиком, вырывая с корнями. А растения, у которых оборваны цветочные побеги, не дают плодов и семян. И часто сорванные весенние цветы вянут по дороге, и их выбрасывают. В местах, где цветки систематически уничтожаются несколько лет подряд, их цветение прекращается вообще – растения размножаются только вегетативно, что ведет к быстрому вырождению. Многие из первоцветов растут плотными группами, масса их при сборе просто вытаптывается, поскольку листья и цветоносы очень хрупкие, и при попытке сорвать цветок растения часто выдергиваются из земли целиком.
1. Сообщения учеников.
1. Пролеска крымская.
Интереснее всего посетить лесостепную дубраву ранней весной, как только сойдет снег. Лес в это время еще не оделся листвой. Хорошо видны темно-серые колонны стволов, над ними — мощные безлистные кроны лесных исполинов. Без листьев стоят и кустарники. В лесу светло, много солнца, далеко видно вокруг. Самое удивительное в это время — на земле. Войдешь в лес с открытого места и останавливаешься пораженный: под кронами старых деревьев словно расплескались лазоревые озерки. Это в массе цветет голубой подснежник, или пролеска крымская. Подойдя поближе, видишь, что пролеска образует густые заросли. Стебельков растения с васильково синими цветками необычайно много. Каждый стебелек несет всего два три цветка, но как они хороши! Шесть листочков простого околоцветника образуют подобие звездочки; внутри цветка изящные тычинки и зеленоватый шаровидный пестик. Пролеска — растение небольшое. Помимо стебелька с цветками, у нее есть и листья — узкие, линейно-ланцетной формы, слегка желобчатые. Они поднимаются вверх прямо от основания стебля. Пролеска относится к числу растений-эфемероидов. Она очень рано зацветает, быстро отцветает и затем образует плоды-коробочки. К моменту созревания семян стебель, несущий коробочку, полегает на землю, а сама коробочка раскрывается. Зрелые семена пролески растаскивают муравьи (каждое семя имеет особый мясистый придаток, привлекающий этих насекомых). Уже в начале лета, когда лес полностью оделся листвой, вся надземная часть растения желтеет и засыхает. Остается живой только небольшая луковица, скрытая в почве. Она много месяцев находится в состоянии покоя, а на следующую весну вновь дает начало листьям и стебелькам с васильково-синими цветками. И так повторяется каждый год.
2. Рябчик.
Рябчики - луковичные растения, подземная часть которых состоит из запасающих чешуй (видоизмененных листьев), в которых "складируются" питательные вещества, необходимые для существования растения в период покоя и начальный период вегетации. Форма луковиц рябчиков самая разнообразная, в большинстве эллиптическая, и они всегда лишены покровной чешуи. Имея запас питательных веществ, растения могут появляться над поверхностью периодически, в наиболее благоприятное для роста и размножения время. Центры видообразования луковичных привязаны к местам, где существует сезонность, неравномерность климатических условий и где сезон благоприятный для развития растений сменяется неблагоприятным, например, засушливым летом или холодной зимой. Для умеренного климата и климата высокогорий время благоприятное для развития растений составляет меньшую часть года. Именно поэтому луковичные еще называют растения-эфемероиды, так как под землей они проводят большую часть года и их появление над поверхностью относительно недлительно. Рябчики - типичные эфемероиды, рост которых начинается в сезон положительных температур и обилия влаги в почве т.е. весной. Растение образует стебель. листья, цветет, формирует новую луковицу и замирает, до следующего сезона. Спящую луковицу можно выкапывать, пересаживать, хранить, пересылать. Это как бы растение в упаковке с записанной программой будущего развития, которая включается в конце лета или начале осени. К этому времени у луковиц рябчиков в природе начинается подземный рост стебля и образование корней. Растения заранее выходят на старт, чтобы весной совершить резкий рывок в развитии, опережая конкурентов в борьбе за свет и пространство, стараясь использовать каждый благоприятный день для своего роста. Рябчики очень рано начинают вегетацию, некоторые из них - первые крупные растения, которые цветут в весеннем саду.
Легенда о рябчике русском
В некоторых деревнях Поволжья до сих пор можно услышать быль о том, как рябчик русский помог в трудную минуту деревенскому мальчугану. А дело было так. Играли ребятишки в лесу, и один из них решил спрятаться от своих товарищей понадёжнее. Забрался на дно оврага и притаился.
С радостью слушал паренек, как удаляются голоса его друзей, которые даже предположить не могли, где его нужно искать. И вот вокруг наступила мертвая тишина. Мальчик решил, что пора вылезать, но, как оказалось, это нелегко - овраг слишком глубок.
Испугался паренек и принялся звать своих друзей. Долго звал, охрип, и только еле слышные звуки вылетали из его горла. Отчаялся он, упал на склоне оврага и разрыдался. Но вдруг взгляд его остановился на красивых цветах, которые своими усиками цеплялись за стебли цветов, растущих рядом. И понял тогда мальчуган, как ему надо действовать, чтобы выбраться из оврага. Он стал карабкаться по склону, цепляясь за траву, ветки кустарника, корни деревьев. Наконец он перевалился через край оврага и упал на землю без сил. Здесь-то его вскоре и обнаружили прибежавшие на поиски из деревни взрослые, которых позвали ребятишки.
3. Прострел чернеющий или сон – трава.
Все виды прострела ядовиты.
Многолетник из семейства лютиковых. Стебель прямостоячий густо-мягко-волосистый. Листья прикорневые, в начале цветения очень мохнатые, почти белые. Цветет в апреле — мае. Цветки одиночные, крупные, темно-коричневые на длинной цветоножке, поникшие.
Растет на солнечных сухих песчаных и солончаковых склонах, в светлых сосновых борах, на опушках лесов.
Срывать растение без надобности не стоит.
Используется трава с цветками или собранная без цветков с 15 мая по 15 июня. В свежем растении содержатся: эфирное масло, протоанемонин, фитонциды, алкалоиды, сапонины, витамины, в сухой траве; дубильные вещества, глюкозидоподрбные, алкалондоподобные и смолистые вещества, более 20 разнообразных макро- и микроэлементов, протоанемонина не обнаружено.
Свежая трава ядовита, при нанесении ее на кожу возникает химический ожог с появлением больших водянистых или кровавых волдырей и даже язв, сопровождающихся жжением и болью.
Спустя 3—5 месяцев после сбора высушенная трава теряет свои раздражающие и токсические свойства. Траву хранить можно не более одного года.
Легенды о сон-траве
Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки Сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. И название сон пришло к ней из древности. Цветет, даже если температура воздуха нулевая. Почему? Внутри цветка температура +8 °С. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. С этим растением связано очень много легенд, сказаний и поверий.
О чем расказывают легенды про Сон-траву? Сон-трава - растение легендарное и называют его "прострел". Легенда говорит, что когда-то у него были широкие, большие листья, такие большие, что за ними прятался сатана, изгнанный из рая. Но архангел Михаил, метнув в растение громовую стрелу, выгнал сатану из укрытия... А листья сон-травы с тех пор так и остались простреленными, вот почему они рассечены на множество тонких долек.
У всех славянских народов сохраняются поэтические предания о сонном царстве, стоящие в самой тесной связи с верованием в Сон-траву. Поселяне убеждены, что Сон-трава обладает пророческою силою: если положить ее на ночь под изголовье, она покажет человеку его судьбу в сонных видениях; думают также, что всякий, заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее.
Опускали цветок в холодную воду, где она лежала до полнолуния. Согнутая, она начинала слегка шевелиться, и в это время ее клали на ночь под подушку. Старые украинские предания рассказывают, что после этого спящему снились вещие сны. Счастье представляется во сне либо молодой девушкой, либо добрым молодцем; беда - дряхлой старухой с горбом за спиной, с клюкой в руке, с развевающимися по ветру космами седых волос.
Сказка о спящем или окаменелом царстве выражает одну идею: зимний сон природы и ее весеннее пробуждение. Известен один поэтический малорусский народный рассказ о Сон-траве и его злой мачехе - рассказ, сходный с древнегреческим гомерическим сказанием о Деметре. У всех цветов есть мать, только у сон-травы злая мачеха. Именно эта злая мачеха и выгоняет ежегодно бедный цветок весной из земли ранее, чем покажутся другие цветочки.
В малорусских песнях встречается Сон-трава довольно часто. В Печерском Патерике бес в виде воина ходит по церкви и бросает в ленивых монахов цветы, и к кому цветок пристанет, на того находит сонливость, и он удаляется из церкви. Весной в Малороссии топчут Сон-траву, приговаривая - "Щеб на той год дождаты сону топтаты".
Название баснословной Сон-травы народ связывает с теми из земных злаков, сок, отвар и запах которых производят на человека одуряющее действие; таковы мандрагора, известная у нас под именем сонного зелья; одурь, белена, дурман, дрема, дремучка, горицвет.
Учитель.
- Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка? Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.
Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.
Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он греется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Цветочек всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.
Учитель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачиваются. Учитель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.
Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.
Учитель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-лепестки, наклоняются к земле.
Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошёл дальше. (Топает, затихая.)
И вот цветок снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.
Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «солнышко», улыбаются.
- Почему цветок испугался? Почему человек пожалел цветочек?
IV. Заключительная часть. Давайте, ребята проверим, как вы умеете заботиться о природе и ее обитателях? Я предлагаю вам ответить на вопросы несложного теста, из которого будет понятно ваше отношение к природе. Тест “Умеешь ли ты охранять природу”
Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным.
Вопрос №1.
Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
Выбери один из трех ответов:
1очко – полюбуюсь на него и пойду дальше;
3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии;
5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
Вопрос №2.
Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?
3 очка – покормлю птенцов;
5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;
1 очко – буду наблюдать издали.
Вопрос №3.
Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно;
3 очка – не пойду и других не пущу;
1 очко – сначала расспрошу об этом учительницу биологии.
Вопрос №4.
После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе;
5 очков – отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился;
1 очко – закопал бы в землю.
Вопрос №5.
Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
3 очка – почти все знаю и всегда ее охраняю;
1 очко – кое-что знаю, но хотел бы знать больше;
2 очка – я люблю природу, но мы еще этого не проходили.
Итак, у тебя получилось пять ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.
Составление правил бережного обращения с цветами.Ребята, давайте вместе составим правила, которые нужно знать, когда вы отдыхаете на природе.
Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в Красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.