Беседа по профилактике вредных привычек среди школьников начальных классов
Беседа по профилактике вредных привычек среди школьников начальных классов.
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
Конфуций
Устинова Л.В. учитель нач. классов, высшей категории, ГБОУ «КОШДО»
Цели:
1. Формирование ответственного отношения к своему здоровью, пропагандировать здоровый образ жизни.
2. Познакомить учащихся с опасностью, которую таят сигареты, алкоголь, наркотики.
3. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
4. Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
5. Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания
Ход занятия:
I. Вступление
- Здравствуйте, ребята! На занятии мы обсудим с вами очень интересную тему. Мы поговорим о нашем здоровье, вспомним, что нужно делать, чтобы его сберечь.
- От чего зависит здоровье человека?
- Наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.
- Какие бывают привычки?
-Какие вредные привычки вы знаете?
-длительное время проводить за компьютерными играми
- есть много сладкого
- поздно ложиться спать
- грызть ногти, есть на ходу, переедать
- отказ от прогулок на свежем воздухе
-долго проводить время перед телевизором
- грызть посторонние предметы, сосать пальцы
- есть грязными руками, брать чужие вещи
-ябедничать, ковырять в носу, сквернословить
-обманывать сверстников и старших
Почему они называются вредными?
-Наносят вред здоровью, негативно влияют на жизнь, отражаются на характере человека, приносят много неприятностей, любое действие, часто повторяющееся, вырабатывается в зависимость.
Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу.
-Послушайте отрывок из стихотворения.
«Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки,
Как же маме мне помочь?
Постирать платочки?
Мыло пениться в корыте-
Я стираю, посмотрите!»
- О каких привычках мальчика идёт речь, вредных или полезных в этом отрывке?
(полезных)
-Послушайте другой отрывок
«Коля, маленький лентяй,
За собою убирай!
У тебя ленивы руки:
Под столом ремень и брюки.
На полу рубашка,
Николай – неряшка!»
- О каких привычках Коли рассказывает автор? (о лени и неряшливости)
- Существует такая вредная привычка, как привычка лениться. Человек, который старается отодвинуть дела на потом, отлынивает от каких-то обязанностей, работать, учится спустя рукава, должен задуматься. Ведь это может стать стабильным проявлением его характера. Ленивые люди редко успешны, мало двигаются, проводят свое время в сидячем или в лежачем положении, что обязательно скажется на их здоровье.
- Есть такая очень вредная привычка – есть в сухомятку.
Когда мы обедаем в столовой, я внимательно за вами наблюдаю. И заметила, что одни с удовольствием едят суп, а другие нет. Горячее необходимо для правильного усвоения пищи и процесса переваривания, в противном случае, человек приобретает неприятные заболевания и вынужден будет отказаться от любимой пищи, соблюдать диету и появится необходимость употреблять специальные лекарства.
- Среди вредных человеческих привычек также можно выделить сквернословие, т.е. употребление нецензурных слов. Чуть ли не с самого детства нам приходится слышать скверные слова где-то на улице, из телевизора, от сверстников и т. д. Есть люди, для которых скверные слова становится привычкой.
- Также в этот список необходимо внести привычку врать. Ко лжи в той или иной мере прибегает почти каждый человек в своей жизни. Есть так называемая ложь во благо. Иногда невинная ложь применяется для того, чтобы сгладить последствия каких-то событий для человека. Однако есть и такие личности, которые врут просто потому, что им нравится говорить неправду.
- Привычка грызть какие-либо предметы является очень распространенной, как среди детей, так и взрослых.
- Микробы, которые оседают вокруг нас, могут попасть в организм. Ребенок бегает, играет, при этом постоянно трогая различные предметы. Этими же руками он берет свои письменные принадлежности и тащит их в рот. Ребенок вносит вместе с карандашом в полость рта дополнительную инфекцию, способствующую в дальнейшем появлению стоматита, фарингита, ангины, тонзиллита. Кроме того, у ребенка могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника. Канцелярские товары, школьные принадлежности содержат вредные вещества, которые накапливаются в печени ребенка, могут возникнуть проблемы с зубами.
- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания)
Так бывает в жизни, все знают, что алкоголь, курение, наркотики – это “плохо”, нехорошо и даже опасно, но всё же многие употребляют их.
-Почему?
- Очень часто в юном возрасте это происходит просто из любопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает очень трудно.
Разговор о вреде курения
-Одной из самых распространенных вредных привычек как среди взрослых, так и среди молодежи является курение.
- А как вы думаете, почему люди начинают курить? (скука, любопытство, желание быть похожими на взрослых,…)
- Вы согласны, ребята, с мнением некоторых, что курение делает подростков настоящими мужчинами?
- Сколько в мире известных личностей, про которых говорят «Какой он мужественный! Настоящий мужчина!», но не потому что он много курил. Их ценят за их хорошие поступки.
-Что происходит с курящим человеком?
- О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, растет, так как пока еще большое число людей не считает курение вредным для здоровья.
- Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьез.
- Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые.
Никотин - один из самых опасных ядов, который входит в состав табака.
Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. Получается, что человек отравляет свой организм постепенно.
- Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать занятие по душе, добиться успеха: стать летчиками, милиционерами, спортсменами.
- Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Чем раньше дети познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
- Учёные доказали, что курение сокращает жизнь человека на 6-8 лет.
- Как вы думаете, курящие люди вредят только себе?
- Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.
Разговор о вреде алкоголизма.
- Следующая опасная привычки – это алкоголь.
Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « алкоголь», что означает одурманивающий. Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Как вы думаете, почему?
- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки?
Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.
-Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Алкоголь укорачивает жизнь в среднем на 17 лет, ослабляя не только тело, но и разрушая личность.
- Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.
Разговор о вреде наркотиков.
-Наркотики – это вещества, способные вызывать состояние радостного опьянения, привыкание и зависимость. Наркотики оказывают влияние на нервную систему и головной мозг.В результате снижается умственная способност человека, он постепенно глупеет.
-Человек в состоянии наркотического опьянения перестает испытывать душевную и физическую боль, появляется ощущение легкости, комфорта. Ощущение легкости приводит к потере над собой и утрате чувства реальности. Состояние наркотического опьянения продолжается только в то время, когда наркотическое вещество содержится в крови.
Наркоманы редко переживают 30-летний возраст. Обычно наркоманами делаются люди, у которых наблюдается упадок физических и душевных сил для того, чтобы бороться в жизни за свое место под солнцем.
-Ребята, давайте вместе сформулируем законы здоровья. Что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье?
- «Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики, сигареты, пиво, водку. Мы за здоровый образ жизни. “Мы говорим-НЕТ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ!”.
Помните, вредные привычки - это невосполнимый вред вашему здоровью, вашей личности. Ребята, ваше счастье и благополучие - в ваших руках.
«Вредные привычки мне не друзья, здоровый образ жизни выбираю я»
Список литературы и ресурсов:
Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы» - СПб.: Речь, 2008.- 226с.
Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек»
Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
http://www.niibaca.ru/boooks/g_g_kulinich_vrednye_privychki_profilaktika_zavis