Без любви к детям не может быть педагога
"Папа, если бы Верочка не родилась, мы бы все были намного хуже", - такие слова произнесла старшая сестра "особого ребенка", обращаясь к своему отцу. В этой многодетной семье рождение малышки с синдромом Дауна стало не наказанием, а даром Божиим. Как такое возможно? Все просто. У этих детей есть удивительное свойство - пробуждать в человеческих душах самые лучшие качества: любовь, сострадание, доброту, внимательность к ближним. Семья с появлением Верочки стала еще более дружной и сплоченной. Значит, такие дети нужны обществу не менее, чем общество им, а может, даже в большей степени.
Мне всегда было больно наблюдать за страданиями людей, которые в силу своих ограниченных возможностей не могут жить полноценной жизнью. Для любого из них - это большое несчастье. Хотя, по закону жизни, по закону любой религии - каждый имеет право на счастье. Я понимаю, что довольно сложно организовать общественную жизнь таким образом, чтобы любой человек с ограниченными возможностями чувствовал себя комфортно где бы то ни было: в детском саду, школе, университете, во взрослой жизни. Но в то же время я знаю, что многие из них наделены большим потенциалом и могут стать успешными врачами, архитекторами, музыкантами. Нам только нужно им помочь - и в масштабах государства, и в масштабах обычной общеобразовательной школы. К сожалению, специальных школ, ориентированных на инклюзивное образование, пока очень мало. Но мы, учителя, должны делать хотя бы то, что в наших силах. Для этого нам необходима, в первую очередь, любовь к детям. Если нет любви, то любые знания, которыми мы обладаем,- ничто. Только совокупность любви к детям и знаний дает нам право называться педагогами.
За тридцать семь лет работы в школе мне довелось обучать разных учеников. В основном, это обычные здоровые дети, как и во всех остальных школах. Каких-то тяжелых ситуаций со значительным ограничением возможностей у меня не было. Но, как и везде, были те дети, которым требовался особый подход. И это не обязательно связано с физическими отклонениями. Ведь в особом отношении нуждаются и дети из неблагополучных семей, дети-интроверты, дети из малообеспеченных семей. Разные бывают ситуации. У каждого ребёнка свой внутренний мир, в котором может быть очень много комплексов и страхов. Учитель, который по-настоящему любит детей, способен увидеть и услышать такого ученика, помочь ему. Но если проявить равнодушие и пустить все на самотек, переходя от одного урока к другому, то хрупкий внутренний мир страдающего ребенка может сломаться.
Был у меня ученик. Назовем его Леша. Леша живёт с диагнозом ДЦП, он плохо ходит и у него очень слабое зрение, из-за чего ему приходилось носить очки-лупы. Я была классным руководителем класса, в который Леша был переведен, оставшись на второй год из-за неуспеваемости. Он был очень закомплексован, угрюм и замкнут в себе. Видно было, что мальчик сильно страдает, и природа его неуспеваемости, думаю, заключалась именно в этом. Его комплексы и страхи блокируют интеллектуальные способности. Вероятно, бывшие одноклассники Леши относились к нему не очень дружелюбно. А ему в такой психологически болезненной ситуации просто необходима человеческая доброта и любовь. Мне повезло с классом - все ребята были очень добры с Лешей. Никто даже и в мыслях не смел над ним насмехаться. Напротив, все старались окружить его любовью и заботой. Мальчишки вовлекали его в свои игры и забавы. Девочки помогали с трудностями в учебе. Постепенно Леша стал раскрепощаться, улыбаться, повысилась успеваемость. Я, в свою очередь, проводила с моими учениками беседы о необходимости помогать Алексею и морально его во всем поддерживать.
Аналогичная ситуация произошла с моей родственницей, Юлей. Юля тоже была очень закомплексована, всего и всех боялась, хотя у нее не было никаких физических отклонений. Она просто была ребенком-интровертом: шумным, активным играм сверстников предпочитала более спокойные вдумчивые занятия, чтение, рисование. Такое отличие от всех одноклассники восприняли негативно. Это проявилось в виде злых шуток, оскорблений и унижений. Юля такое отвержение класса восприняла крайне болезненно и совсем в себе замкнулась, считая себя ущербной и неполноценной. Как и в случае с Лешей, это душевное напряжение заблокировало ее интеллект, из-за чего успеваемость девочки резко снизилась. Из почти отличницы она превратилась в троечницу. Как Юля сама мне рассказывала, уже будучи взрослой, на фоне постоянного страха и переживания из-за своей "ущербности" она не могла ни думать, ни говорить. Какие-то учителя воспринимали это как умственную отсталость, некоторые, более чуткие, старались давать письменные задания на дом. Дома Юля чувствовала себя комфортно и поэтому все задания выполняла безукоризненно.
Иногда встречаются агрессивные дети. Их тоже можно отнести к категории "особых". Агрессия у ребенка - это какая-то душевная боль, которую он выражает таким образом. Ученикам необходимо объяснить, что ни в коем случае нельзя отвечать злом на зло. Это лишь усугубит ситуацию. Зло побеждается только добром. Я как-то сказала такому ребенку: "Дима, я не хочу никакого конфликта с тобой, потому что ты очень хороший мальчик, умный и добрый. Я не знаю, почему ты себя так ведешь, но, если тебя что-то беспокоит или тебя кто-то обидел, ты можешь мне рассказать. Если же я тебя как-то невольно обидела, то прости меня, пожалуйста!" После этих слов ученик стал совсем другим, будто пришел в себя. Ему было стыдно за свое поведение, и он искренне попросил у меня прощения. Я видела, как открылась и освободилась от чего-то тяжелого душа ребенка. Очень важно для педагога похвалить его в такой момент - за его искренность и смелость.
Как видно из вышеописанных примеров, важнейшую роль в образовании детей с особенностями играет класс, общий настрой класса. От этого прямым образом зависит жизнь человека, его дальнейшая судьба. И не только судьба особенного ребенка, но и его одноклассников. То, как они отнесутся к трудностям своего товарища, физическим или психологическим, зависит дальнейшее формирование их душевного устройства, их взаимоотношения во взрослой жизни. А это уже в наших руках. Мы, учителя, должны научить детей не только грамоте и науке, но и человечности. Кем бы ни планировал стать ученик - политиком, врачом, фермером, военным, он, в первую очередь, должен стать "Человеком". Для этого нужно просто любить наших детей! А любовь, истинная, абсолютная любовь, сама подскажет нам верное направление.