Классный час для учащихся старших классов «Безопасность в сети Интернет»

11
2
Материал опубликован 10 April 2016 в группе

То, что мы знаем - ограничено,

а то, что не знаем - бесконечно.

Ж. Жубер.

Безопасность в сети Интернет.

Классный час для учащихся старших классов.

Классный час посвящен проблеме безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз, о проблеме интернет - зависимости, о правилах поведения в социальных сетях.

Цель классного часа: обратить внимание и уберечь детей от интернет – зависимости. развить информационную компетентность учащихся.

Задачи мероприятия:

  • познакомиться с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
  • узнать о способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;
  • получить информацию о том, как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных);
  • узнать, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной информации, как распознать признаки злоупотребления доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
  • предоставление учащимся информации как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Ожидаемые результаты:

  • формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
  • повышение осведомленности детей о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;
  • повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал: тесты, памятка для школьников.

Ход мероприятия.

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что взаимодействие современного школьника с окружающим миром на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего “фона” системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Телевидение, а за ним и Интернет в конце девяностых годов становятся наиболее популярными источниками информации для российских детей и подростков. Школа оказывается на четвертом-пятом месте по «рейтингу доверия», (к середине первого десятилетия XXI века она вернется к второму-третьему месту). И не последнюю роль в этом сыграли те же самые СМИ, активно разъясняя аудитории, насколько важно, прежде всего, соблюдать права ребенка, как безграмотны нынешние учебники и учителя и насколько не соответствует современным требованиям школьное образование.

Количество информации в сетях увеличивается в геометрической прогрессии. Открытая информационная среда и в самом деле стала серьезной проблемой. Как оградить детей и подростков от информации, причиняющей вред, содержащей психологически вредные элементы, затягивающей подобно наркотику? Как остановить поток этой информации?

На примере различных интернет - сообществ, сетевых печатных изданий, тематических сайтов, блогов и прочих общедоступных ресурсов мы можем заметить, что подобный ряд вопросов будет расти быстрее, чем ряд возможных ответов. Однако один из самых простых и эффективных выходов в том, чтобы не бороться с недостатками открытой информационной среды, а научить самого потребителя использовать ее в своих целях, не позволяя бесконтрольно управлять собой. Это куда более реально, нежели создавать бесчисленные фильтры и ограничения свободного распространения информации.

В 2006 году ООН провозгласила 17 мая Всемирным днем информационного общества. Этот день призван обратить внимание сообщества на вопросы приобщения всех жителей планеты к ресурсам цифровой революции в ИКТ.

До этого 17 мая отмечался как Всемирный день электросвязи. В этот день в 1865 году был учрежден Международный телекоммуникационный coюз (ITU). В 2005 году участники Тунисского раунда Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS) обратилась с призывом к ООН о провозглашении 17 мая Всемирным днем информационного общества. Решение было одобрено Генеральной ассамблеей ООН в 2006 году.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым. Уже восьмой год, в первый вторник февраля, Россия вместе с другими европейскими странами отмечает День безопасного интернета. В этот день проводятся различные акции, тренинги, целью которых является информирование детей, их родителей и учителей об интернет-угрозах. Но главным остается обучение несовершеннолетних элементарным правилам безопасного поведения в интернете.

На сегодняшнем классном часе мы поговорим об информационном образовательном пространстве нашего города, необходимом каждому школьнику для реализации своих возможностей. Выясним, опасен ли для школьников мобильный телефон? Познакомимся с правилами Интернет безопасности.

У первой группы учащихся было домашнее задание изучить информационное пространство нашего города, которое можно использовать в образовании. Они искали информацию о СМИ г. Оренбурга, о библиотеках, информационных центрах. Сейчас мы предоставим им слово.

I группа: Средства массовой информации г. Оренбурга.

Вторая группа учащихся исследовала возможности использования мобильного телефона и искала ответы на вопросы: Опасен ли для школьников мобильный телефон? Есть ли возможности сделать так, чтобы пользование мобильной связью не мешало ему полноценно учиться и отдыхать?

II группа: Опасен ли для школьников мобильный телефон?

Новым источником информации в современном мире стал - Интернет.

Глобальное Интернет-пространство с каждым днем все быстрее покрывает нашу планету и становится источником неограниченных возможностей.

В Сети можно искать информацию, зарабатывать деньги, общаться, развлекаться и многое другое. Имея доступ в интернет и скоростной модем, можно просто жить в сети, не выходя в реальный мир, можно учиться дистанционно и читать онлайн, можно покупать и заказывать, все, что необходимо для жизни, можно делать практически все, что угодно, благодаря универсальному коммуникативному средству нашей действительности - ИНТЕРНЕТУ. Это удобно и страшно одновременно. При общении в интернете, вы отдаляетесь от простого человеческого разговора, от взгляда в глаза собеседника, от ощущения присутствия другого человека рядом. Механические удары по клавишам, и, порой, сразу нескольким собеседникам, механизирует само мышление. Не говоря уже о детском взгляде на мир и ощущение его.

В повседневной жизни мы интересуемся WEB контактами, различными Чатами, посещаем разнообразные интернет - форумы.

Так ли безопасно Интернет пространство на первый взгляд? Как влияет компьютер на ваше здоровье?

Осознавая актуальность опасности в Сети, компания Panda Software совместно с другими сообществами, негосударственными организациями и частными компаниями по всему миру организует кампанию «Ребенок в Сети». В рамках данной кампании предполагается привлечь общественное внимание, предоставив полную информацию о том, что может ожидать вас в Интернете, каким опасностям вы можете там подвергнуться, и что нужно знать родителям, чтобы обезопасить вас от этих угроз.

На сайте компании Panda Software есть специальный веб-раздел, посвященный ЭТОЙ тематике: www.viruslab.ru/deti.

ОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТА

Давайте ответим на вопрос: Чем опасен интернет?

Основные виды это:

Шпионское ПО – это программы, которые наблюдают за тем, что ты делаешь, и рассказывают это людям с плохими намерениями.

Шутки: программы, которые не красиво подшучивают над тобой.

Спам или мусорная почта: это вся та утомляющая реклама, которую тебе шлют, но о которой ты никогда не просил.

Дозвонщики: они могут заставить твой модем подключиться к Интернету, без твоего ведома.

Существует Тревожная статистика

1. 25% пятилетних детей используют Интернет.

С начала 2001 года 25% пятилетних детей в США пользовались Интернетом. Эта цифра достигла 75% среди детей возраста 15 - 17 лет. Данные, которые были собраны в результате опроса “Использование компьютера и Интернета детьми и подростками в 2001 году”, проведенного департаментом образования США, показывают, что дети начинают использование Интернета в самом раннем возрасте, и роль, которую Глобальная сеть играет в жизнях подростков, значительна.

2. В2004 году Интернетом пользовалось больше детей, чем взрослых.

“Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете”. Это одно из заключений Ассоциации исследования средств коммуникации (Association for the Research of Communication Media) после проведенного в 2004 году опроса пользователей Интернета. Конкретные данные указывают на тот факт, что только в возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета. Большинство из них выходит в Сеть из дома и самыми частыми их занятиями являются социальные сети, общение в чатах и онлайновые игры.

3. 44% детей подвергались сексуальным домогательствам в Интернете.

По данным исследования, опубликованного в 2002 году в Испании Агенством Защиты Детей (Child Protection Agency), 44 % детей, которые регулярно используют Интернет, хотя бы один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз. В других случаях Интернет воздействие может принимать форму оскорблений со стороны других Интернет - пользователей или почтовых сообщений с оскорбительным содержанием.

Тревожные данные:

  • 14,5 % детей, которые приняли участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет;
  • 10 % из них ходили на встречи в одиночку;
  • а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречаются.

4. 28% детей посещают порнографические веб-страницы.

По данным вышеупомянутого исследования, 19 % детей иногда посещают порно сайты, еще 9 % делают это регулярно. Тот же опрос обнародовал рад данных о детях, просматривающих нежелательное содержимое:

  • 38% детей, просматривающих страницы о насилии;
  • 16% детей, просматривающих страницы с расистским содержимым;
  • 26% детей, участвующие в чатах о сексе.

5. 50% детей выходят в Интернет одни без присмотра родителей.

Использование Интернета детьми без присмотра может привести к таким последствиям:

- В последнее время участились случаи, когда программы - «дозвонщики» самостоятельно набирают дорогостоящие телефонные номера, создавая новое модемное подключение. Вы узнаете об этом только тогда, когда Вам приходит крупный телефонный счет.

- Дети очень любят общение в чатах. Однако при таком общении ребенку сложно увидеть истинное лицо человека, с которым они общаются. Если же такая виртуальная беседа приводит к личной встрече, последствия могут оказаться достаточно печальными.

Факторы риска при работе ребенка на компьютере.

  • Нарушение осанки
  • Нагрузка на зрение
  • Различные виды излучений
  • Компьютерная зависимость

Чем опасен Интернет?

Убедитесь, что вы НИКОГДА.

  • НЕ сообщаете никому свою личную информацию (ФИО, адрес проживания, телефон),
  • НЕ встречаетесь с кем-либо из онлайн переписки без разрешения родителей,
  • НЕ открываете электронное письмо, которое пришло от неизвестных отправителей,
  • НЕ отправляете свою личную фотографию по Интернету незнакомцам.

Понять, страдаете ли вы интернет - зависимостью, поможет тест.

Пройдите этот тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале:

  • Никогда или крайне редко – 1 балл.
  • Иногда — 2 балла.
  • Регулярно — 3 балла.
  • Часто — 4 балла.
  • Всегда — 5 баллов.

Часто ли вы:

1. Замечаете, что проводите в online больше времени, чем планировали?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в online ?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проведенного вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9.Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?

10.Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об интернете?

11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?

12.Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13.Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в online ?

16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?

17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в online?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?

19. Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?

20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в online ?

Подсчитайте результаты.

  • 20-49 баллов. Вы — мудрый пользователь интернетом. Можете путешествовать в сети очень долго, потому что умеете контролировать себя.
  • 50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
  • 80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам нужна срочная помощь психотерапевта.

Итак: интернет — это угроза или помощь? У нас нет задачи выявить, вы мудрый пользователь интернета, или у вас некоторые проблемы, связанные с вашим чрезмерным увлечением. Это вы сможете сделать сами. Возможно, через некоторое время.

На страже информационной безопасности стоит закон.

Какие документы регламентируют информационную безопасность?

Законы

Документы РФ

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (извлечения)

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (извлечения)

Федеральный закон "О праве на информацию"

Проект федерального закона “О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера”

Федеральный закон “О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации”

Международные документы.

Конвенция о правах ребенка

Окинавская Хартия глобального информационного общества Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве)

Рекомендация № R (91) 11 комитета министров государствам-членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними

Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом (2005)

Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005) "Средства массовой информации и терроризм"

Давайте сделаем вывод: Интернет – это часть нашей жизни. Всегда помните о том, о чём мы сегодня говорили, не забывайте правила по безопасному пользованию Интернетом и тогда всемирная сеть станет вашим другом и помощником в обучении и отдыхе, как для вас, так и для вашей семьи. Я вам желаю обходить все подводные камни Интернета. Пусть он станет для вас удобным, интересным и безопасным источником информации.

Памятка Интернет - безопасности для школьников

Три основных правила безопасного поведения в сети.

  • Защитите свой компьютер.
  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать.

  • Защитите себя в Интернете.
  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Проводи больше времени с реальными друзьями, чем с виртуальными.
  • Не соглашайся на встречу с теми, кого ты не знаешь в реальной жизни.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

  • Думай о других пользователях.
  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН И ОСТОРОЖЕН!

«Мы хотим, чтоб Интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать правила, ты, эти —

Смело плавай в Интернете!»

Используемая литература:

  1. Аношина О.Г. «Чем опасен интернет». - Балаково, 2011.
  2. Библер В.С. Мышление как творчество. - М.: Мысль, 2005.
  3. Моисеенко В.В. «Классный час. Безопасный интернет». - Зерноград, 2014.
  4. Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания / Ред. - сост. Савенкова Л.Г. - М.: Изд. дом РАО, 2003.
  5. Собкин В. С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 2000-10-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2004.
  6. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
  7. Энгельмейер П.К. Теория творчества/ с предисл. Д.Н. Овсянико - Куликовского, Э.Маха. Изд.2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007
Комментарии

Какое оборудование необходимо для проведения урока? Слишком много лишней теории.

20 April 2016

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал: тесты, памятка для школьников. Спасибо, что задали этот вопрос. Я добавила в работу оборудование.

22 April 2016