Классный час «Безопасность в сети Интернет»
Межуева Марина Викторовна,
педагог-психолог МБОУ «Лицей №12 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан
Классный час «Безопасность в сети Интернет»
(занятие с элементами психологического тренинга
среди учащихся 7-8 классов).
Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир – многолик:
Он ничтожен, и он же – безмерно велик.
Омар Хайам
Форма проведение: групповое коррекционно-развивающее занятие с элементами психологического тренинга в рамках комплексного подхода по профилактики антисоциального деструктивного поведения, негативных эмоциональных состояний и суицидального риска.
Продолжительность: 45 - 60 мин.
Цель: формирование активной смыслоценностной жизненной позиции, профилактика антисоциального деструктивного поведения, негативных эмоциональных состояний, осознание ценности собственной жизни.
Задачи: получение опыта общения в группе, ощущения доверия, безопасности и возможности открытого общения; активизация психических процессов; формирование критического мышления, способность рассматривать предмет с разных точек зрения (как положительных, так и отрицательных).
Ход занятия
1. Упражнения для «ясного ума и твердой памяти» (5-10 мин)
Цель: эмоциональная разрядка, сплочение группы, развитие внимания, умения переключаться с одной задачи на другую.
А) Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Повторите несколько раз. А теперь выполните это упражнение одновременно правой и левой рукой.
Б) Возьмите 2 листа бумаги и в каждую руку – по ручке или карандашу. Начинайте одновременно рисовать обеими руками геометрические фигуры. Также можно писать буквы или слова с одинаковым количеством символов.
В) Перед вами перечень слов, написанных разным цветом (лучше данный перечень вывести на интерактивную доску). Начинайте по порядку с первого слова называть вслух цвет, которым написан текст. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке.
2. Упражнение «Плюсы и минусы» (30-35 мин)
Цель: активизация критического мышления, способность рассматривать вопросы с разных точек зрения.
Приводятся фрагменты из выступления Пола Миллера «Год без Интернета. Чему я научился» (Youtube, TED на русском).
Интернет вторгся в нашу жизнь. Хорошо это или плохо? Попробуем выяснить. Есть две точки зрения. Первая гласит, Интернет – прекрасный источник знаний, помогает в учебе, расширяет круг общения, занимает досуг. Другая предупреждает, Интернет таит в себе много опасностей.
Описание упражнения: учащиеся делятся на несколько групп; каждой группе выдается задание отразить «плюсы» или «минусы» Интернета на ватмане. Форма работы – «мозговой штурм» или «факт-карты» (при условии, что учащиеся предварительно знакомы с такими формами работы) или в свободной форме отражают свое видение полученного задания. Каждая группа представляет свое мнение. Мнения обсуждаются и дополняются.
На экране выводятся полезные интернет-ресурсы для школьников:
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Основные сведения о ЕГЭ, расписание ЕГЭ, информационные материалы по ЕГЭ.
Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Основная информация о ГИА, методические документы, демонстрационные варианты ГИА
Сайт Федерального института педагогических измерений (разработчик ЕГЭ).
Материалы по ЕГЭ, демоверсии, спецификации и кодификаторы контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена по всем предметам.
Образовательный портал
На сайте Сдам ГИА: новости образования и консультации по решению заданий, вопросы и ответы для подготовки к экзаменам, тысячи заданий с решениями для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам, система тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Имеются каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам. Учитель может сгенерировать тесты самостоятельно и оценивать результаты учеников.
Федеральный образовательный ресурс
Целью создания Коллекции является предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами начального и среднего образования. В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана.
Образовательный интернет-ресурс
ЯКласс — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Платформа содержит большое количество интерактивных заданий по разным предметам для разных возрастов. Все они также представляют собой перепечатанные тексты задач из учебников.
Курсы по школьной программе с углублением и расширением
Электронные курсы на основе лучшего педагогического опыта. Представлены видеоуроки с участием учителей московской школы «Интеллектуал», вузовскими преподавателями и учёными.
Уроки по математике
На информационном ресурсе представлены уроки по направлениям: математика начальная школа; математика 5 класс; математика 6 класс; алгебра 7 класс; алгебра старшая школа.
Уроки по физике
Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей.
Интерактивный мультимедиа учебник
Учебник предназначен учащимся старших классов средней школы и колледжей для информационно-коммуникационной поддержки изучения органической химии. Может быть полезен выпускникам средних учебных заведений для систематизации и углубления знаний при подготовке к ЕГЭ по химии, студентам, начинающим изучение органической химии в вузе, а также преподавателям.
Орфография и пунктуация
Справочный сайт, на котором собраны грамматические правила по русскому языку.
Образовательных ресурсов очень много. И это безусловный «плюс» Интернета!
3. Упражнение «Переманивания».
Цель: эмоциональная разрядка, сплочение группы, проявление личных взаимоотношений. Описание: Половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади - переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил стоящий за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, - не пустить (поймать) «своего» сидящего.
4. Рефлексия. Подведение итогов. Утверждение правил безопасного поведения в Интернете (особое внимание уделить опасности подмены реального мира виртуальным). Показать магию улыбки (демонстрация серии снимков фотографа Джэя Вэйнстайна (Jay Weinstein) под названием «А потом я попросил их улыбнуться»). Для чего нужно улыбаться чаще? Улыбаться необходимо для: профилактики плохого настроения (вырабатывается гормон «радости»), «обезоруживает» недоброжелателей, продевает жизнь (смехотерапия), это лучший способ познакомиться с противоположным полом.
Дополнительное упражнение «Рассерженные шарики».
Цель: обучение адекватному способу выражения чувств.
Описание: Попросить детей вспомнить ситуацию, когда они чувствовали раздражение, злость, гнев. Попросить надуть воздушный шарик и завязать его (при необходимости помочь). Маркером на шарике можно нарисовать злую «рожицу». Предложить детям прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался, лопнул. Спросить детей, может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?
Литература:
Современные технологии в работе психолога: учебно-методическое пособие/Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. Центр молод., инновац. и проф. программ. – Казань: РЦМИПП, 2012.
Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань: Школа, 2002.
Александров Е. Интернет. Легко и просто! – СПб: Питер, 2016.
Ющук Е. Интернет-разведка. – М: Вершина, 2018.