12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юсупова Любовь Ивановна86
3

Библиотечный урок «Использование катологов»

Библиотечный урок

 

Пояснительная записка

    Школьная  библиотека, руководя чтением школьников, учить их любить и глубоко понимать книгу. Во всех процессах работы с читателем библиотека уделяет большое внимание воспитанию культуры чтения.   

    Культура чтения – это сложный комплекс вопросов. Сюда входят и элементарные понятия о гигиене чтения, и умение обращаться с книгой, и правила пользования библиотекой, умение читать и понимать прочитанное. Культура чтения предполагает  также  воспитание «талантливых читателей», умеющих глубоко проникать в замысел писателя, тонко оценивать книгу, работать над научной книгой. Но, кроме того, очень важно, чтобы с детьми проводились библиотечные уроки, дающие им основы библиотечно-библиографических знаний.

    Пропаганда   библиотечно- библиографических знаний – составная часть и начальный этап воспитания  культуры чтения. Она проводиться постоянно и систематически. Пропаганда   библиотечно- библиографических знаний эффективна только тогда, когда ведется с учетом возрастных особенностей читателей, объёма их знаний, и, конечно, личных интересов и читательского опыта учащихся.  Начиная пропаганду   библиотечно- библиографических знаний, библиотекарь прежде всего решает вопросы: чему учить, какими навыками должен овладеть ученик? Приучая ребенка пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги, мы прокладываем ему дорогу к книжным богатствам, которыми он будет пользоваться уже взрослым читателем. 

      Самостоятельно выбрать книгу – значить разыскать её, пользуясь каталогам, картотеками, библиографическими пособиями, узнать, о чем она чем отличается от  других. Просмотр книг расширяет читательский кругозор учащихся, приучает его к активности и самостоятельности.    Практика подсказывает круг вопросов, с которыми следует знакомить учащихся. В начале учебного года составляем тематический план   библиотечно- библиографических занятий  для  учащихся 1-8 классов. Часы для проведения бесед – занятий по библиотечно- библиографической грамотности распределяются в течение всего учебного года. Для проведения этих занятий выделяются часы, отведенные на  внеклассное чтение.   Систематичность и последовательность таких уроков особенно необходимы в работе с детьми младшего школьного возраста, т.к. именно в этом возрасте вырабатываются навыки культуры чтения. Овладевая культурой чтения, дети должны познакомиться с элементами книги, понять их  значение. Младшему школьнику  свойственно  прежде всего эмоциональное восприятие; позже, становясь старше, он учиться анализировать произведение и оценивать его. Поэтому библиотечных уроков  нужно провести и в младших и в старших классах.

       Типичными  формами работы  библиотеки общеобразовательного учреждения  по распространению  библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры  чтения являются:
·        индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике  работы с       литературой;
·        групповые  консультации, беседы,  лекции об информационной системе и правилах ее использования;
·        экскурсии по библиотеке;
·        проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая  Интернет;
·       библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями.

 

Цель

    Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения  их учебной деятельности.

   Библиотечно- библиографические уроки предусматривают, чтобы к концу обучения основной школы каждый ученик испытывал:

- потребность в чтении;

- был знаком структурой книги;

-умел определять примерное содержание книги при беглом его  просмотре;

-умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, каталоги и картотеки;

-уметь применить библиотечно- библиографических знаний при изучении научных дисциплин для самообразования.

 

«Использование каталогов

 при поиске литературы"

(для учащихся 6 класса)

 

Цель:

1.     Познакомить учащихся с каталогами библиотеки.

2.     Использование каталогов при выборе литературы.

Задачи:

1.     Обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам.

Оформление и оборудование:

1.     Плакат с названием “Как пользоваться систематическим каталогом” (заполняется впоследствии изучения самими учащимися).

2.     Увеличенная каталожная карточка.

3.     Мультимедийный проектор.

Библиотекарь:

Ребята, вы уже не первый год являетесь читателями нашей библиотеки. До сих пор я помогала вам найти нужную книгу или подобрать книги по заданной теме. Но читателей библиотеки много, книг живущих в ней еще больше. Библиотекарь одна не в силах быстро удовлетворить запросы всех читателей. Вы уже перешли в среднее звено школы, запросы ваши увеличились. И вот настало время научить вас самим находить необходимую информацию в этом большом книжном мире. Сейчас мы с вами проведем небольшую поисковую работу.

Происходит деление на 3  группы по 4 человек.

Каждая группа получает:

Задание № 1 (Карточки-задания).

Заведомо в каждой карточке указана 1 книга, которой нет в библиотеке.

В процессе работы задаются вопросы:

1.     По какому принципу вы искали книги?

2.     Все ли книги нашли?

3.     На одной ли полке находились книги авторов однофамильцев?

4.     Как вы искали книги, где не были известны фамилии авторов?

5.     Где вы нашли книги для 4 задания, что вам в этом помогало?

Библиотекарь:

Ребята, всех книг человек не в состоянии прочесть, если даже очень хочется. Читать нужно интересные и нужные книги. С каждым годом у вас появляются новые предметы в школьной программе. Но вы можете узнать еще очень многое, чего нет в учебниках. Как же быстро найти нужную вам информацию?

Посмотрите, что за ящик стоит у нас в библиотеке на видном месте?

(Дети подходят к каталожному ящику).

Как вы думаете, что там находится (дети читают названия “Алфавитный каталог”, “Систематический каталог”… и т.д.).

Задание № 2

Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и сделайте вывод:

1.     Что же такое каталог?

2.     Чем отличается алфавитный каталог от систематического?

3.     Какую закономерность вы увидели в алфавитном каталоге?

4.     Что общего между этими каталогами?

5.     Как еще можно сгруппировать произведения печати?

6.     Что кроме описания книги вы увидели на каталожных карточках?

7.     Что обозначают цифры в верхнем левом углу карточки?

8.     Что означает знак ниже (буква и цифры)?

9.     Для чего нужен этот шифр?

10. Найдите определение слова “каталог” в словаре и сравните со своим выводом.

11. Обратите внимание на увеличенную форму каталожной карточки, заполните, что обозначают значения, указанные стрелочками.

 

 

Задание № 3

По тем же карточкам-заданиям, по которым вы уже работали, найдите данные книги в каталогах и перенесите шифр книги и авторский знак на свою карточку-задание.

1.     В каком каталоге вы искали каталожную карточку на каждую книгу?

2.     На все ли книги вы нашли карточки в каталогах?

3.     Что означает отсутствие карточки в каталоге?

4.     С чего вы начали поиск литературы?

5.    Как помогли вам в поиске каталоги?

6.  К какому каталогу вы обращались?

7. Что нужно сделать, чтобы быстрее вести поиск по систематическому каталогу?

Заполнение плаката: “Как пользоваться систематическим каталогом” (заносят данные основных разделов систематического каталога)

Для закрепления знаний полученных по данной теме, записываем в словарик библиотечных терминов те, что узнали сегодня.

Дети называют новые термины, услышанные при изучении темы, они параллельно проецируются на экран и дети записывают их в свой индивидуальный словарик:

1.     Библиотечный каталог – это перечень книг, составленный по определенной схеме.

2.     Шифр книг – условное обозначение места книг на полке (адрес книги).

Шифр книги состоит из индекса и авторского знака.

Выводы:

Каталоги ускоряют поиск литературы:

Алфавитный каталог?

Помогает вести адресный поиск. Если мы знаем автора и название книги алфавитный каталог поможет нам её найти. Поэтому важно запоминать автора и название книги.

 

Систематический каталог?

Помогает вести тематический поиск т.е. если необходима литература по определенной теме, нужно обращаться к систематическому каталогу.

На каждую книгу в библиотеке ведется столько каталожных карточек, сколько имеется каталогов в данной библиотеке. Т.е. если их два, как в нашей библиотеке, то и карточек заводится две.

Творческое задание:  Что нужно знать, собираясь поехать в Испанию?

1. Изготовьте буклет-памятку

2. Составьте схему-кластер для уточнения запроса

3. Отберите источники, где будете искать информацию. Определитесь, какая информация вам нужна. Отсортируйте найденные источники. Выберите информацию нужную для выполнения вашего задания.

(Т.к. мы готовим буклет,  нам не нужна подробная информация об Испании. Информацию нужно очень сильно сжать. Для того чтобы буклет был привлекательным важно украсить его картинками, фотографиями с видами Испании. Обязательно укажите адреса,  где можно узнать подробную информацию).

4. Переработайте информацию и оформите буклет.

5. Проведите презентацию своей работы при этом не забудьте ответить на вопросы:

1.     Достигли ли вы своей цели?

2.     Что нового узнали, работая над заданием?

3.     Какими критериями пользовались при отборе информации?

4.     Какие источники вы не использовали и почему?

5.     Какие трудности вызвала работа?

6.     Что было самым сложным при выполнении работы?

7.     Хотелось бы поработать над аналогичным проектом?

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.