Библиотечный урок «Художники - иллюстраторы» (3 класс)
Тоцкая Ольга Викторовна
педагог-библиотекарь,
ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»
«Художники – иллюстраторы»
Библиотечный урок для обучающихся 3-х классов
Цель урока: Углубление знаний о книге, знакомство читателя с иллюстрациями в книге.
Задачи: Помочь юному читателю увидеть работу художников, познакомить читателей с художниками – иллюстраторами детских книг.
Оборудование: плакаты-портреты художников и их иллюстраций к книгам, карточки с заданиями, стенд с книгами:
А. Волков «Волшебник Изумрудного города» с иллюстрациями В. Чижикова;
А. Волков «Волшебник Изумрудного города» с иллюстрациями Л. Владимирского;
К. Чуковский «Доктор Айболит» с иллюстрациями В. Чижикова;
К. Чуковский «Доктор Айболит» с иллюстрациями В. Сутеева;
Сказки В. Сутеева
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с иллюстрациями Л. Владимирского
А. Милн «Винни Пух и все-все-все» с иллюстрациями В. Чижикова
Другие книги с иллюстрациями В. Чижикова, Л. Владимирского, В. Сутеева
Ход урока:
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о книге, но сначала давайте разгадаем кроссворд:
(Повторение знаний о структуре книги, разгадывание кроссворда «Структура книги»)
Кроссворд "Структура книги"
DOCX / 29.08 Кб
У меня в руках две книги, скажите они одинаковые? Кто их автор? Как называется книга? В чём различие этих двух книг? Правильно, в этих книгах разные картинки, а разные они потому, что рисовали их разные художники. Вспомните, как называются картинки в книге? (Иллюстрация). А художники, которые оформляют книгу, называются художники – иллюстраторы. Сегодня мы узнаем некоторых из них.
Рассмотрите плакаты, и найдите иллюстрации к знакомым вам книгам.
(При изучении плакатов можно обратить внимание детей на иллюстрации к сказке «Доктор Айболит» художников В. Сутеева и В. Чижикова и сравнить их.)
Библиотекарь: Давайте, ребята разделимся на команды (разбить класс на 3 группы) и каждая команда выберет себе художника-иллюстратора. А теперь задание командам: на стенде выбрать книги с иллюстрациями этих художников.
(Узнать, как дети выбирали книги – с помощью титульного листа или по иллюстрациям на обложке).
Библиотекарь: А теперь задание каждому из вас: посмотрите внимательно на свою карточку и найдите автора этого рисунка (раздаёт каждому ребёнку картинку-иллюстрацию с вопросом «Я чей (чья)?», дети подходят к плакатам и определяют чья это иллюстрация, при необходимости помогают друг другу).
Карточки для проведения игры "Я чей?"
DOCX / 2.36 Мб
Библиотекарь: Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки «Волшебник Изумрудного города», а вы найдите иллюстрацию к прочитанному.
« Бастинда свистнула дважды, и в воздухе закружилась стая хищных ворон с железными клювами. Волшебница крикнула:
– Летите к западу! Там чужестранцы! Заклюйте их до смерти! Скорей! Скорей!
Вороны со злобным карканьем понеслись навстречу путникам. Завидев их, Элли перепугалась. Но Страшила сказал:
– С этими управиться – моё дело! Ведь недаром же я вороньё пугало! Становитесь сзади меня! – И он нахлобучил шляпу на голову, широко расставил руки и принял вид заправского пугала.
Вороны растерялись и нестройно закружились в воздухе. Но вожак стаи хрипло прокаркал:
– Чего испугались? Чучело набито соломой! Вот я ему сейчас задам!
И вожак хотел сесть Страшиле на голову, но тот поймал его за крыло и мигом свернул ему шею. Другая ворона бросилась вслед, и ей также Страшила свернул шею. Сорок хищных ворон было у злой Бастинды, и всем свернул шеи храбрый Страшила и побросал их в кучу».
(художник Л.Владимирский)(художник В. Чижиков)
Сравнить и обсудить иллюстрации, отвечая на вопросы:
Рисунок какого художника вам понравился больше?
Почему к одному отрывку рисунки оказались разными?
Как помогают иллюстрации художников читателю?
Зачем иллюстрировать книги повторно?
Выработать с учениками вывод об индивидуальности каждого художника-иллюстратора и индивидуальном восприятии и вкусе каждого человека.