12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаркова Елена Анатольевна167

Меценат Павел Михайлович Третьяков.

Цель урока: 

Знакомство с меценатом П.М.Третьяковым и основанной им галереей.

Задачи:

 учебная – познакомить учащихся с историей создания Третьяковской галереи; сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства;

воспитательная – воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру; сформировать эстетическое восприятие произведений искусства;

развивающая – развивать интерес учащихся к изобразительному искусству; развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать.


1 слайд

Словарь русского языка поясняет: меценат – богатый покровитель наук и искусств.

Павел Михайлович Третьяков на свои средства создал и подарил Москве картинную галерею.

В наши дни Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Чтобы увидеть ее сокровища, люди приезжают в Москву, в тихий Лаврушинский переулок. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в его историю или были тесно связаны с ним. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым, 190-летию со дня рождения которого посвящен наш сегодняшний урок.


Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 году в купеческой семье. В детстве он получил отличное домашнее образование. Повзрослев, помогал отцу в коммерческих делах.

2 слайд

После смерти отца братья Третьяковы продолжили его дело и смогли во много раз увеличить капитал, полученный в наследство. Много денег Павел и Сергей тратили на благотворительность.

П.М.Третьяков стал попечителем школы для глухонемых детей, оказывал финансовую помощь в организации исследовательских экспедиций, принимал участие в сборе средств для семей воинов-участников Крымской и Русско-Турецкой войн.

Но в историю России он вошел, прежде всего, как основатель картинной галереи, носящей его имя.

Получив финансовую независимость, Павел Третьяков стал покупать картины для своей коллекции.

Он собирал произведения современников - приобретал их на художественных выставках, заглядывал в мастерские, где покупал только что написанные картины. В коллекции Третьякова представлены работы лучших русских мастеров. Большинство из них было удостоено различных наград — от серебряной медали до звания профессора исторической живописи. Пополняя и расширяя коллекцию, Павел Михайлович руководствовался, в первую очередь, собственным воззрением на развитие искусства, доверял интуиции и не зависел от чужого мнения.

Третьяков собирал разносторонне, выбирал произведения, характерные для русской художественной школы. В работах художников он ценил индивидуальность, неповторимость. Собранные вместе, картины отражают «дух» времени.

3 слайд

С конца 1860-х гг. Третьяков приступает к созданию портретной галереи композиторов, писателей, художников для того, чтобы сохранить для будущих поколений «живые лица» выдающихся деятелей русской культуры.

Он не только покупает уже созданные произведения, но и заказывает портреты.

Например, Василий Григорьевич Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, И.С. Тургенева; 

4 слайд

Иван Николаевич Крамской – портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова.

Павлу Михайловичу хотелось иметь портрет Л. Н.Толстого, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ. Лишь в 1873 году Ивану Николаевичу Крамскому удалось уговорить Льва Николаевича. Так в галерее появился портрет известного писателя.

   Сначала все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах было невозможно.

В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов, первое помещение Третьяковской галереи. Оно располагалось в саду замоскворецкой усадьбы Павла Михайловича и соединялось с его жилым домом, но имело также отдельный вход для посетителей. С первого дня галерея была открыта для широкого круга знакомых, а спустя 4 года - для всех желающих, и приобрела большую популярность. Посещение галереи было бесплатным.

Быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов возросло до 14, а двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом.

Павел Михайлович обращает внимание на древнерусскую живопись. Коллекцию начинают пополнять иконы.

Брат Сергей разделял его увлечения и тоже собирал картины, но отдавал предпочтение работам европейских художников. В 1892 году Сергей умер. Свою коллекцию он завещал Павлу.

 Так Третьяковская галерея пополнилась залами художников западной школы.

Коллекция становилась все более и более значительной. Слава о галерее разнеслась не только по Российской Империи, но и по Европе. Иностранцы, приезжавшие в Россию, обязательно посещали ее.


5 слайд

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою коллекцию и здание

галереи в собственность Московской городской думы.

Свое решение он объяснил так: « Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

В этом решении звучала зрелая гражданская позиция человека: заработанный капитал определен на создание музея русской живописи.

После того, как коллекция стала государственной, Третьяков не бросил любимого дела, продолжал покупать картины и всячески помогал художникам,  пополняя музей новыми произведениями.

В 1893 году Третьяков выпустил подробный каталог, в котором было отражено более 3 000 картин, рисунков, скульптур и икон.

Павел Михайлович занимался собирательской деятельностью более 40 лет. В течение этого времени его иногда посещали сомнения. «Дело ли я делаю?» — задавался вопросом Третьяков. И продолжал пополнять коллекцию. Павел Михайлович сознательно посвятил себя созданию музея русского искусства.

Меценат Павел Третьяков оставил огромный след в русской истории, собрав великолепную коллекцию картин. Он помогал художникам найти в жизни применение своего таланта. Судьба многих талантливых живописцев была непростой, а Павлу Михайловичу удавалось сделать её чуть лучше.

6 слайд

В начале 20 века, уже после смерти Третьякова, для галереи было построено новое здание.

Проект фасада для него придумал художник Виктор Михайлович Васнецов, многие работы которого Павел Михайлович с удовольствием покупал для своей коллекции.

7 слайд

Виктор Михайлович Васнецов родом из Вятской губернии. Еще в детстве зародилась у него любовь к народной сказке, к эпосу. Тогда и стал Васнецов брать уроки рисования, отражая в работах свои интересы. Уже будучи студентом Петербургской Академии художеств, он понял, что фольклорные образы интересны ему больше всего. Поэтому и появляются на его картинах Иван–царевич на сером волке, сиротинка Алёнушка, Баба – Яга в ступе, былинные богатыри.

8 слайд

Почти у каждого художника есть главная картина. У Васнецова - «Богатыри». Около 20 лет трудился Виктор Михайлович над созданием этого шедевра. Он стал центральным произведением на первой персональной выставке художника и получил высокую оценку публики и критиков.

По данным социологического опроса 37 % наших современников считают эту картину Васнецова символом отечественного искусства.

Стоит в поле богатырская застава. По словам художника, богатыри «примечают - нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». В центре – Илья Муромец. Он зорко смотрит вдаль из-под ладони. Открытое лицо его спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны. Слева от Ильи - Добрыня Никитич. Он весь – порыв и смелость. Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он чаще побеждает не силой, а догадкой. В правой руке молодой богатырь держит гусли. Он не только воевать может, но и песни петь.

Кони богатырские под стать хозяевам. Вороной конь Ильи Муромца волнуется, грозно косит черным глазом, он готов ринуться в сечу. Белый конь Добрыни суров и горделив. Он настороженно смотрит вдаль. Золотистой масти конь Алёши спокойно пощипывает травку, но и его не захватить врасплох.

Богатыри наделены всеми качествами, которые приписывает им народный эпос. Они могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Поэтому так едина и цельна их группа, воспринимаемая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. И все же это не фантастические великаны, а живые реальные люди. Васнецов писал богатырей со своих современников – с крестьян, знакомых, родственников. Например, для создания образа Ильи Муромца Васнецов использовал черты крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, портрет которого сохранился в архиве художника.

Картина не получилась бы такой сильной, если бы не пейзаж. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, седые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим небо – осеннее, тревожное. Просто, скупо, вроде бы и нет ничего, а сразу отзывается в сердце – Родина.

Богатыри на картине олицетворяют русский народ, а пейзаж – представление художника о России.

9 слайд

В.М.Васнецов считал своим учителем нашего земляка – П.П.Чистякова.

Павел Петрович родился в 1832 году в селе Пруды. Его родители были крепостными помещика Афанасия Петровича Тютчева. Отец будущего художника выполнял обязанности управляющего и пользовался благосклонностью хозяина, поэтому все его дети получали при крещении вольную. Это открывало перед ними большие возможности. Павел Петрович сначала учился в приходском училище в Красном Холме, потом – в Бежецком уездном училище, а продолжил образование в императорской Академии художеств в Петербурге. Через несколько лет Чистяков стал преподавателем этого учебного заведения, поэтому многие известные русские художники являются его учениками.

Павел Михайлович Третьяков часто обращался к нему за советом, покупая картины для галереи.

Чистякова больше всего привлекала историческая живопись. За свои работы в этом жанре он часто получал различные награды. Это дало ему право на длительную пансионерскую поездку за границу. Большую часть командировки Чистяков провел в Италии. Там он много работал над изображением различных человеческих типажей.

Павел Петрович написал в Италии несколько картин, две из которых - «Римский нищий» и «Итальянец-каменотес» - впоследствии купил П.М Третьяков. 10 слайд

В Третьяковской галерее есть и еще одна картина нашего знаменитого земляка. Это одна из последних его работ. Она называется «Боярин».

На картине изображен пожилой человек. Мастер акцентирует внимание на лице и руках своего героя. Очень точно написал о картине Всеволод  Михайлович Гаршин: «Изборожденное морщинами лицо, кажется, заснуло, умерло, только в глазах осталась и сосредоточилась жизнь. Написан „Боярин“ превосходно, освещение удачно выбрано для типа, изображенного художником».

Цветовая гамма «Боярина» выстроена на оттенках коричневого — охристого, зеленовато-коричневого, красноватого, передающего фактуру бархатного кафтана и шапки, отороченных соболем. Изображая человека, жившего несколько веков назад, Чистяков обратился к манере письма старых мастеров, но это вовсе не делает полотно стилизацией. В ней есть собственный психологический образ, дух, национальная характерность. Эта работа близка работам передвижников.

11 слайд

П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, поэтому часто покупал пейзажи.

В 1861 г. он произнес слова, ставшие хрестоматийными: «…мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес — дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия. Поэзия во всем может быть, это дело художника».

Эта фраза относилась, в первую очередь, к картинам И.И.Шишкина.

Родился Иван Шишкин в Елабуге, небольшом городке Вятской губернии. Удивительная природа в этом краю. Кто-то замечает её красоты, кто-то проходит мимо, спеша по своим важным делам. А Ваня Шишкин полюбил всей душой. Семилетний мальчик часто уходил в заповедный Афанасовский бор к леснику, слушал его рассказы о деревьях и лесных обитателях и рисовал. Это занятие доставляло Ване огромное удовольствие. Свои детские рисунки он использовал впоследствии в работе над полотнами. Больше всего любил Шишкин сосны и дубы. Сосны – за изящество, дубы – за могучую силу. Об этой любви говорят многие его картины.

Решительный шаг к исполнению заветного желания был сделан в 20-летнем возрасте. Иван уехал в Москву и поступил в Училище живописи и ваяния. Потом был Петербург, Академия художеств, Серебряные медали разных степеней, Малая и Большая Золотые медали. Мало кому из выпускников Академии удавалось их получить. Золотые медали ценны были для Шишкина, прежде всего, тем, что открывали перед ним возможность стажировки за границей и получение пенсиона. Конечно, пенсион Академии тоже был невелик, поэтому Иван Шишкин продавал свои рисунки и этюды. Торговцы произведениями искусства и владельцы выставочных залов с радостью покупали у русского художника все, что он приносил.

Вернувшись на родину, Иван Иванович много работал. Его картины неизменно пользовались успехом.

Они часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим в глубь леса прозрачным ручьем, исхоженной дорогой или полевой тропинкой, протоптанной в густой траве. Художник словно зовет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глушь или пройти по раздольному полю, такому как на картине «Рожь».

12 слайд

Этот шедевр художник впервые показал зрителю на 6 передвижной выставке. Тему для него он нашел на родине, в Елабуге. На первом карандашном наброске Шишкин написал «Раздолье, простор. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда, золотится на солнце густая рожь. Ветер легко колышет налитые колосья. Исчезает во ржи извилистая дорога. Могучие сосны – великаны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажутся просторы золотого поля.

Мы смотрим на знаменитую картину и думаем о бескрайних просторах родной земли, о ее богатстве и щедрости.

13 слайд

Третьяков искал работы, в которых раскрывается подлинное лицо художника: «…дайте мне только Вашу волшебную воду, — обращается Третьяков к И.К.Айвазовскому, — такую, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант».


Иван Константинович Айвазовский родился в Крыму, в Феодосии. В детстве он любил рисовать морские пейзажи, поэтому неудивительно, что он стал маринистом. Главной темой творчества Айвазовского стала вечно изменчивая, грозная стихия моря. Даже самые первые работы студента Петербургской Академии художеств были одобрены преподавателями и критиками. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюлов. Нередко он изображал героизм людей, спасающихся при кораблекрушении. Среди картин Айвазовского много полотен на темы подвигов русского флота. Именно поэтому ему была предложена должность живописца Главного морского штаба. В Петербурге Иван Константинович жить не захотел. Он поселился в Феодосии, писал картины и преподавал. В 1880 году Айвазовский основал в родном городе картинную галерею, которая сейчас носит его имя.

14 слайд

В Третьяковской галерее среди произведений Ивана Константиновича особенно выделяется «Радуга».

Картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ художника: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» Айвазовский выбрал более мягкие тона.

Грозное море выкинуло умирающий корабль к скалам. К мачте нагоняется огромное количество туч, образуя тьму. Ураганный ветер и высокие волны препятствуют спасению выживших, стараются выбить из людей последние силы. Но радуга дарит надежду на спасение. Она, словно мираж, неожиданно появляется и пропадает – явно идет ее борьба с бурей. Судя по преобладающей световой гамме и выделению радуги – опасность минует. Колоритности произведению придают расположенные на водной поверхности прозрачные солнечные лучи.

Несмотря на ноту трагичности, сама картина несет положительный посыл: люди побеждают непогоду, увидев свет и радужный след, они из последних сил гребут к берегу.

Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения.


15 слайд

Конечно, у Третьякова были любимые художники и любимые картины. Так, например, Павел Михайлович считал, что «…в будущем первое место займут работы Репина». В его коллекции было более пятидесяти живописных и графических произведений художника.

Илья Ефимович Репин родился в Харьковской губернии. Первые художественные навыки он получил еще в детстве у иконописца Ивана Михайловича Бунакова. Чтобы накопить деньги на учебу в Академии художеств, Илья соглашался на работу в артели иконописцев, принимал участие в росписи церквей. Мечта сбылась. 19-летним юношей он приехал в Петербург, сначала поступил в школу рисовальщиков, потом стал студентом Академии.

Репин много времени проводил в мастерской. Однажды друзья уговорили его сделать выходной и поехать за город. Там произошло событие, послужившее причиной долгих раздумий и большой работы. Результатом этой работы стала картина «Бурлаки на Волге».

16 слайд

Впервые бурлаков Репин увидел на Неве. Здесь же он сделал первый набросок. А спустя несколько месяцев Илья Ефимович поехал на Волгу.

Мимо деревни, где остановился художник, часто проходила бурлацкая артель. В ней было 11 человек. Репин подружился с ними, часто разговаривал во время привалов. Каждый по-своему относился к жизни, к своей работе, к людям. И Репин понял, что это не бессловесное, измученное стадо, как показалось ему на Неве, а сильные, смелые, умные люди. Он почувствовал, что не жалость к бурлакам теперь толкает его написать картину, а любовь и уважение к ним.

Илье Ефимовичу пришлось долго уговаривать бурлаков позировать. Суеверные мужики считали, что за каждым, кто позволит себя рисовать, явится дьявол.

Только через несколько лет закончил Репин картину. Сначала работа шла быстро, но вдруг художник понял, что многое в ней надо изменить, и снова поехал на Волгу.

И вот перед нами одиннадцать человек, запряженные в лямки, шагающие по раскаленному песку. Впереди добрый и мудрый Канин. Художник показал и его сильные плечи, и его душевную силу. Рядом с ним – нижегородский боец. Он напрягся в лямке, тянет без устали и увлекает за собою остальных. По другую сторону от Канина - Илька-матрос. Он смотрит прямо в глаза зрителю. Чуть позади - высокий бурлак с коротенькой трубкой в зубах. Он бредет не спеша и не слишком налегает на ремень. Больной бурлак вытирает пот со лба. Юный Ларька вцепился руками в хомут, будто хочет сбросить его. А его сосед – старик спокоен, на ходу набивает трубку табаком. Между Ларькой и стариком виден калмык. Тень от картуза почти скрывает его лицо. Солдат пока не приноровился к бурлацкому делу, но еще сотня, другая верст – и пообвыкнет. Высокий грек нервно оглядывается: там, на барже устроились те, кого в разговорах с Репиным бурлаки называли кровопийцами. Последний бурлак отстал от остальных – то ли горе его согнуло, то ли нет больше сил.

«Эти одиннадцать человек, шагающих в одну ногу, натянувши лямки и натужившись грудью – могучие, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню «Дубинушку» - написал о картине известный критик Владимир Васильевич Стасов.

«Бурлаки на Волге» стала одной из первых картин в ряду замечательных произведений художника.


17 слайд

Третьяков смотрел на художественный процесс как исследователь, несколько отстраненно. Его не интересовали споры и интриги, не волновала принадлежность художника к тому или иному направлению в искусстве. Его, прежде всего, занимали произведения талантливые, разносторонне представляющие процесс развития отечественного искусства.

Он выбирал разные произведения. Они могли не нравиться художникам, критике, публике и не всегда отвечали его личным вкусам, но, по его мнению, должны были быть в галерее, потому что, так или иначе, отражали эволюцию русского искусства.

И до сих пор почти все, что было приобретено П.М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

18 слайд

Не каждый из нас имеет возможность посетить галерею, созданную Павлом Михайловичем. Но увидеть репродукции картин, узнать о них и их авторах нам помогут книги.


Порудоминский В.И.

Первая Третьяковка: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1979. – 127с., илл.

Прочитать вступление стр.5

Переходя из зала в зал, читатель на только рассматривает картины, но и узнает историю их создания. В одном из залов автор книги поместил 2 картины и портрет. (Прочитать пояснение автора) На портрете - Павел Михайлович Третьяков. (Прочитать с.63) Так в галерее появился портрет ее создателя. Картины Николая Шильдера и Василия Худякова расположены рядом с ним не случайно – именно с них началась Третьяковская галерея.


Большая Советская Энциклопедия. Т. 43. – М.: Большая Советская Энциклопедия, 1956. – 670с., карты, илл.

Информацию о жизни П.М.Третьякова можно найти в этом томе Большой Советской Энциклопедии на стр. 207.

В 1982 году издательство «Изобразительное искусство» совместно с Государственной Третьяковской галереей приступило к выпуску серии альбомов, посвященных русскому искусству.

Каждый альбом – рассказ о художнике и его картинах, вошедших в коллекцию П.М.Третьякова. Статьи о жизни и творчестве художников готовили к печати специалисты галереи.

В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / сост. В.А.Петров. – М.: Изобразительное искусство,1984.- 48с., илл.

Виктор Михайлович Васнецов – сравнить портрет Ивана Петрова с образом Ильи Муромца.

А.Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / сост. В.А.Петров. – М.: Изобразительное искусство,1983.- 48с., илл.

Я говорила о том, что у многих художников есть главная картина. У Алексея Кондратьевича Саврасова – «Грачи прилетели». Уже в самом названии слышится радостное сообщение о наступлении весны. Серенький весенний денек, корявые березки на окраине села, грачи галдят и суетятся, воздух свеж и прозрачен. Незатейливый, но радостный пейзаж. Помните, что говорил Третьяков о пейзажах?

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес — дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия». Вот и в этой картине – радость весеннего обновления природы.

Ф.Рокотов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / сост. В.А.Петров. – М.: Изобразительное искусство,1986.- 48с., илл.

Федор Степанович Рокотов – известный портретист. О его таланте говорит тот факт, что Екатерина II заказала ему свой портрет. Художник изобразил императрицу сидящей в кресле. Она словно повернулась к кому-то и ведет доброжелательную беседу. Этот портрет принес Рокотову большой успех и признание.

Интересную информацию о русских живописцах дают журналы «50 великих художников. Шедевры русской живописи», выпущенные издательством «DeAGOSTINI» в 2010 году. Каждый номер посвящен одному художнику и знакомит читателя с лучшими работами мастера. Одна из рубрик журнала называется «Музеи мира». В ней рассказывается о доме- музее или картинной галерее, связанных с жизнью и деятельностью художника.

50 великих художников. Шедевры русской живописи. Вып. 1. Шишкин.- М.: DeAGOSTINI, 2010.- 31 с., илл.

Дом – музей И.И.Шишкина в Елабуге.

50 великих художников. Шедевры русской живописи. Вып. 2. Айвазовский.- М.: DeAGOSTINI, 2010.- 31 с., илл.

Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского в Феодосии. ​​​​​​​


презентация "Меценат П.Третьяков"PPTX / 3.03 Мб

50 великих художников. Шедевры русской живописи. Вып. 3. Васнецов.- М.: DeAGOSTINI, 2010.- 31 с., илл.

Дом-музей В.М.Васнецова в Москве.


Это имена лишь нескольких художников, работы которых представлены в коллекции П.М.Третьякова. Сегодня в историческом здании Третьяковской галереи размещается экспозиция русского искусства XII — начала ХХ века. Она занимает 62 зала на двух этажах, построена по хронологическим разделам и даёт представление о развитии национальной художественной традиции.


Литература и интернет-источники:


Большая Советская Энциклопедия. Т. 43. – М.: Большая Советская Энциклопедия, 1956. – 670с., карты, илл.

А.Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / сост. В.А.Петров. – М.: Изобразительное искусство,1983.- 48с., илл.

В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / сост. В.А.Петров. – М.: Изобразительное искусство,1984.- 48с., илл.

Ф.Рокотов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / сост. В.А.Петров. – М.: Изобразительное искусство,1986.- 48с., илл.

Край Краснохолмский: Исследования краеведов. –Тверь: Тверской Печатный Двор, 2014 – 264с.

Пистунова А.М.

Родник в лесу. Повесть о художнике И.И.Шишкине. – М.: Дет.лит., 1987. – 88с., илл.

Порудоминский В.И.

Первая Третьяковка: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1979. – 127с., илл.

50 великих художников. Шедевры русской живописи. Вып. 1. Шишкин.- М.: DeAGOSTINI, 2010.- 31 с., илл.

50 великих художников. Шедевры русской живописи. Вып. 2. Айвазовский.- М.: DeAGOSTINI, 2010.- 31 с., илл.

50 великих художников. Шедевры русской живописи. Вып. 3. Васнецов.- М.: DeAGOSTINI, 2010.- 31 с., илл.


Юденкова Т.

 Неустанное служение: К истории коллекции П.М.Третьякова

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7803.php


https://www.culture.ru/persons/8244/ilya-repin


https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/istoricheskoe-zdanie/


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.