Цель: формирование у первоклассников интереса к чтению и библиотеке, а также первичных навыков культуры чтения.
Задачи, направленные на достижение планируемых результатов:
Личностные:
Формирование положительного отношения к чтению и библиотеке как к месту получения знаний и удовольствия.
Развитие чувства ответственности за сохранность книг.
Воспитание уважения к труду библиотекаря.
Регулятивные:
Формирование умения планировать свою деятельность на уроке (под руководством педагога-библиотекаря).
Развитие умения оценивать результаты своей работы (в ходе мастер-класса).
Познавательные:
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой.
Ознакомление с различными видами детской литературы (книги с иллюстрациями, книги-панорамы).
Формирование умения ориентироваться в библиотечном пространстве (знакомство с абонементом и читальным залом).
Коммуникативные:
Развитие умения слушать и понимать речь других.
Формирование умения выражать свои мысли в устной форме.
Развитие навыков сотрудничества в группе (при выполнении мастер-класса).
Предметные:
Знание основных правил пользования библиотекой.
Знание основных правил обращения с книгой.
Различать виды детских книг (книги с иллюстрациями, книги-панорамы).
Формировать умение бережно относиться к книгам.
Оборудование:
Книги для выставки (разные виды детской литературы, книги-панорамы).
Заготовки для мастер-класса (бумага, ножницы, клей, заранее подготовленные иллюстрации).
Карточки с правилами пользования библиотекой (в картинках).
Ход урока:
Организационный момент (1 мин):
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Введение в тему (3 мин):
Беседа: Ребята, любите ли вы читать книги? Почему? (Ответы детей, обсуждение)
Загадка: "Дом, где книги живут, всех ребят к себе зовут." (Библиотека)
Объявление темы урока: Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир книг и станем настоящими читателями!
Знакомство с библиотекой (10 мин):
Рассказ библиотекаря о библиотеке, ее структуре (абонемент, читальный зал, книгохранилище).
Игра "Найди книгу" (поиск определенной книги на полке).
Правила поведения в библиотеке (3 мин):
Беседа о правилах поведения в библиотеке:
В библиотеке нужно соблюдать тишину.
Книги нужно брать чистыми руками.
Книги нужно возвращать вовремя.
Бережное отношение к книге (5 мин):
Беседа о бережном отношении к книге:
Почему важно беречь книги?
Как правильно обращаться с книгой?
Презентация "Книжкина больница" (примеры поврежденных книг и способы их ремонта).
Игра "Закончи предложение" (закончить предложения о правильном обращении с книгой).
Знакомство с детскими книгами (7 мин):
Выставка книг: знакомство с различными видами детских книг (книги со сказками, стихами, рассказами, энциклопедии).
Особое внимание уделить книгам-панорамам: показать, как они устроены, как с ними правильно обращаться.
Игра "Угадай сказку" (по иллюстрации из книги).
Мастер-класс "Книжка-малышка" (10 мин):
Показ образца книжки-малышки.
Инструктаж по изготовлению книжки-малышки (складывание бумаги, наклеивание иллюстраций).
Самостоятельная работа учеников под руководством педагога-библиотекаря.
Подведение итогов (3 мин):
Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось?
Список использованной литературы:
1. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов / И. Б. Голуб. - Москва: Логос, 2002. - 432 с.
2. Громова, О. Н. Методика библиотечных уроков в начальной школе: практическое пособие / О. Н. Громова. - Москва: Айрис-пресс, 2006. - 176 с.
3. Иванова, Г. А. Библиотечные уроки в начальной школе: 1-4 классы: методическое пособие / Г. А. Иванова. - Москва: Глобус, 2008. - 160 с.
4. Матвеева, Е. И. Я учусь создавать проект: методические рекомендации для учителей начальной школы / Е. И. Матвеева, Н. В. Павлова. - Москва: Первое сентября, 2003. - 96 с. (Для подготовки презентаций).
5. Пименова, Т. Г. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учебно-методическое пособие / Т. Г. Пименова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 304 с.