12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хорунжий Татьяна Ивановна56
Россия, Саратовская обл., с. Теликовка

Муниципальное учреждение культуры

«Межпоселенческая центральная библиотека

Управления культуры и кино администрации

Духовницкого муниципального района Саратовской области»

Теликовский филиал


 

«Главное сокровище библиотеки»

Библиотечный урок с читателями младшего возраста

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Библиотекарь Теликовского филиала

Хорунжий Т.И.

2017год.


 

Цели урока:

-познакомить учащихся с каталогами и картотеками библиотеки;

-научить работать с каталогами и картотеками при выборе литературы, воспитывать бережное отношение к книге.

Задача:

- обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам и картотекам.


Оборудование: алфавитный и систематический каталоги, карточки с изображением ключа, сундук с «сокровищами библиотеки».

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с структурой каталога, научимся как пользоваться каталогом и на практике попытаемся осуществить поиск книги в фонде с помощью каталога.

Ребята, все ли возможности книжного собрания библиотеки вы используете? Хорошо, если знаешь, какая книга нужна: пришел – попросил – получил или прошелся вдоль полок и взял, что понравилось. А если нужно написать реферат, подготовить обзор, а ты не в курсе, какая существует литература на эту тему, как её искать. Как найти нужный источник информации. Как найти книгу, если не знаешь автора или название. Как быстро, потратив минимум времени, определить, нужна ли тебе эта книга.

Основными средствами поиска необходимой информации в библиотеке являются каталоги и картотеки. Они признаны раскрывать читателю книжные богатства библиотеки, сделать их доступными.

Ребята, а что означает слово «каталог»?

Каталог – это слово пришло к нам из Древней Греции, означает «список», «перечень» чего-либо. Это перечень книг или других источников информации, имеющихся в библиотеке. Мы убедились с вами, как мало знаем о каталоге. Хотите узнать больше? Для начала перенесемся в другую страну – Волшебную и познакомимся с Царем III и братьями Системом и Алфавитом.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил поживал царь Горох III. Любил книги собирать со всех концов света. Были у него книги и про моря-океаны, про птиц и животных, про дальние страны, чудесные и невиданные, и про то, как горох растет. Вышел он однажды на крыльцо терема своего расписного свежим воздухом подышать, да на горох свой полюбоваться. Смотрит, а на поле его любимом – гороховом – воронья видимо-невидимо, и горох они царский клюют. Испугался царь: можно ведь и совсем без гороха остаться! Беда! И побежал царь в палаты царские, к книгам умным, чтобы отыскать книгу деда своего, Гороха I. В той книге сказано было, как от воронья спастись, и горох сохранить. Проискал царь книгу целую неделю. Насилу нашел её в самом дальнем углу, в самой большой стопке, в самом низу. Открыл её, нашел нужное место и почитал, что от ворон поможет чучело-пугало избавиться. Тотчас отдал приказ: «Чучело изготовить и посреди поля поставить». Испугалось воронье и разлетелось в разные стороны. Но призадумался царь: неужели теперь каждый раз нужную книгу по целой неделе искать? Стал думать царь, но ничего придумать не смог. И тогда выпустил он указ: «Кто сумеет книги царские, коих набралось великое множество, так разложить, чтобы можно было нужную книгу быстро отыскать, того царь наградит золотом, серебром и горохом». Откликнулись на царский указ два брата – Алфавит и Систем. Пришли к царю они говорят:

Систем: Прикажи ты, царь-батюшка, сделать полки крепкие, на коих твои книги умные стоять будут, поставь полки эти в горницу в самую светлую, а на дверях напиши: «Библиотека».

Алфавит: Предлагаю тебе, царь-батюшка, расположить книги, в порядке алфавита – по заглавным буквам фамилий авторов и заглавий. И сделать каталог из множества карточек, на каждую написать фамилию автора, название книги, её выходные данные и где её искать.

Систем: А я, царь-батюшка, предлагаю все книги расположить по отраслям знаний, по отделам. Про моря-океаны в один раздел, про птиц и зверей в другой, а про то, как лучше горох растить – в третий. И тоже на каждую книгу карточку написать.

Рассказали они все царю и давай между собой спорить, у кого лучше придумано. Алфавит говорит : - по-моему каталогу быстрее можно сказки найти, Систем перебивает его : Зато, по-моему, быстрее про моря-океаны разыскать. Долго спорили братья. Остановил их царь Горох III. И говорит: -понравились мне ваши задумки. Повелеваю вам вместе книги по полкам разложить и сделать каждому каталог, назвав его своим именем. Так появились в царстве Гороха III библиотека, систематический и алфавитный каталоги. А царь Горох III прослыл в своем царстве умнейшим человеком. Потому что с помощью каталогов он теперь мог быстро нужную ему книгу найти и почитать то, о чем другие в его царстве не ведают.

Каталог состоит из каталожных карточек, на которые записывают каждую вновь поступившую в библиотеку книгу. Каталожная карточка несет информацию о книге, о её содержании. Эти сведения записываются в определенном порядке и называются «библиографическим описанием». На каталожной карточке указывается фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, число страниц, наличие иллюстраций и другие данные. Эти данные берутся с титульного листа книги.

Наш каталог тоже состоит из карточек. Посмотрите, ребята, вот они – каталожные карточки. (Дети знакомятся с каталожными карточками)

- Ребята, прочитайте все внимательно. Давайте научимся читать записи на карточке вслух. (Зачитывают вслух 5 карточек). Рассмотрите книгу, которую вам выдали вместе с карточкой. Сравните титульный лист и написание на карточке. Совпадают?

- Да.

- Итак, что мы узнали из карточки?

- Автора книги. Как она называется. В каком городе её издали. В каком издательстве. Сколько в книге страниц.

Карточки с описанием книг, собранные в определенном порядке, составляют каталог.

Основные каталоги и картотеки в библиотеке: алфавитный и систематический. Если расставить такие карточки по алфавиту авторов или заглавий, то каталог будет алфавитным. Помните, так советовал брат Алфавит расставить книги на полках царю Гороху. Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Главное – помнить алфавит. С помощью алфавитного каталога можно узнать есть ли в библиотеке нужная вам книга, если вы знаете автора и название.

Карточки на книги авторов однофамильцев расставляются в алфавитном порядке по фамилии авторов или заглавий, независимо от содержания книги. Карточки на книги авторов-однофамильцев расставляются в алфавитном порядке по их инициалам. Карточки на книги – авторов с двойными фамилиями ставятся после карточек авторов с одной фамилией. Описание книг одного автора начинается с собрания его сочинений, потом идут карточки, описывающие его отдельные произведения. Расстановка карточек разных изданий одной и той же книги производится в обратнохронологическом порядке, т.е. самые новые издания впереди.

А теперь ответьте на вопрос: «Чем нам может помочь алфавитный каталог»? (Ребята отвечают.)

Библиотекарь: Правильно. Если мы знаем автора и название книги, то каталог поможет нам найти её, а также сообщит, какие книги этого автора есть в библиотеке. Поэтому очень важно запомнить автора и точное заглавие книги. Но совсем иначе будет с систематическим каталогом. Помните, ребята, как предлагал брат Систем расположить книги в царской библиотеке? (Ребята отвечают).

Библиотекарь: Правильно, по отраслям науки. Начиная с давних пор, люди свои накопленные знания старались как-то классифицировать. Путешествовали, открывали материки, и появилась география, люди постигали счет – родилась математика, потом появились физика, химия…

В основу разделов систематического каталога и положена классификация наук.

Теперь попробуем определить, к какому из отделов относятся розданные вам книги (ребята выполняют вслух это задание).

Ещё вопрос: «Чем нам может помочь систематический каталог»? (Ребята отвечают).

Совершенно верно, если нам необходима литература по определенной теме, мы обратимся за помощью к систематическому каталогу. А алфавитный каталог нам в этом поможет? (Ребята отвечают).

Действительно, алфавитный каталог бессилен нам помочь.

А теперь, ребята, взглянем снова на книгу и каталожную карточку, точнее на верхний левый угол карточки и книги. Здесь мы видим, условно говоря, дробь. Как бы числитель и знаменатель. Рассмотрим числитель. Он называется «полочный индекс», так как указывает, в каком отделе библиотеки книга стоит.

А знаменатель – это авторский знак. Для чего он? (Возможно, кто-нибудь ответит). Для алфавитной расстановки книг на книжных стеллажах внутри отдела. Индекс и авторский знак – это шифр книги. Он един и на книге, и на каталожной карточке.

Теперь вы все знаете о каталогах, и сейчас мы закрепим практически пройденный материал.

(Библиотекарь вносит и показывает детям запечатанный сундук «с сокровищами».)

Библиотекарь: Ребята, вы любите искать клады? Сейчас мы, разделившись на 2 команды, будем искать ключи, чтобы открыть клад с сокровищами библиотеки. Чьей команде удастся быстрее найти два ключа, отпирающие этот сундук, та и получит главное сокровище библиотеки. Итак, в путь за сокровищем!

(Дети делится на 2 команды)

Библиотекарь: Перед тем как отправиться в путь я вам напомню еще раз, как нужно ориентируетесь в библиотечной терминологии и где расположены в библиотеке следующие предметы: алфавитный каталог, систематический каталог, картотека, каталожная карточка, шифр и индекс книги, открытый доступ к фонду, полочный разделитель.


Задание 1. Команды получают карточки с написанными на них ключевыми словами (например, Носов Н., В траве сидел кузнечик). Ребята должны сами догадаться, что искать ключ нужно в Алфавитном каталоге. На одной из каталожных карточек будет изображение ключа.

Задание 2. Найдя эту карточку, ребята отыскивают по шифру данную книгу на полке, а в книге карточку с изображением ключа. Найденный ключ отдаётся библиотекарю. 


 


Библиотекарь: я предоставляю право открыть сундук команде, которая первой нашла 2 ключа.

(В сундуке лежат книги - главное сокровище библиотеки).

Библиотекарь: Ну что ж, ребята, вы убедились сегодня, что только тем, кто умеет пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, открываются её сокровища. А сокровищами библиотеки, конечно же, являются книги. В этом сундуке - новые книги, которые недавно пришли в нашу библиотеку. Вам первым, как настоящим кладоискателям, предоставляется право прочитать эти книги.


 

Спасибо за внимаение!


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

, 23.01.18 в 19:26 1Ответить Пожаловаться
Замечательно.
Логовских Татьяна Ивановна, 25.03.18 в 15:23 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Ивановна, урок интересный.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.