Статья «Простые приёмы ручного труда позволяют развить полезные практические навыки и интерес к деятельности в целом»

12
4
Материал опубликован 1 November 2023 в группе

       В этом году в учебный план моего класса (1 класс) в часть, формируемую участниками образовательных отношений  был включен факультатив «Ручной труд». Моё сердце ликовало! Ведь продуктивная деятельность для учеников, которые учатся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, позволяет создать основу для овладения алгоритмом любой деятельности - от принятия цели до получения результата, развивать мотивацию к общению и деятельности с педагогом и одноклассниками, корректировать психическое и эмоциональное состояние обучающихся.

На занятиях по ручному труду мы с ребятами работаем с разными материалами: соленым тестом, бросовым материалом, деталями конструктора, сыпучими продуктами, но наибольший интерес ученики класса проявляют к работе с нитками и пряжей. Их увлекают манипуляции с цветными пушистыми клубочками, облачками нарезанной пряжи, которые обогащают  сенсорный опыт первоклассников. А простые практические действия с нитками позволяют почти самостоятельно изготовить картинку или игрушку. Простые? Возможно. Но это видимая простота скрывает в себе взаимодействие всех органов чувств (сенсорная интеграция). А когда у учеников есть нарушения сенсорной интеграции, педагогу нужно находить сенсорные стимулы ученикам для нормальной работы их нервной системы.

      Итак, переходим к практике ручного труда в части работы с нитками и пряжей.  Для создания картинки берем готовый шаблон для раскрашивания или рисуем контур, после этого наносим внутрь контура клей ПВА и на него прикладываем нарезанную пряжу, слегка прижимаем. 

h1698843837.jpg

/data/files/h1698843837.jpg (1280x851)

Для того, чтобы сделать игрушку, нужно вырезать из коробочного картона основу, сделать несколько засечек, чтобы нитки не скатывались с основы, и начать обматывать заготовку ниткой от клубка, можно использовать нитки разных цветов, выбор за Вами и за детьми.

v1698843863.jpg
i1698843875.jpg

Когда мы научились этим двум приёмам работы, то смогли их объединить и стали делать картины-панно. И да, ученики 1 класса начали участвовать в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству! 

f1698843903.jpg

​​​​​​​

o1698843929.jpg

Они, конечно, пока не осознают, что способны создавать конкурентоспособные работы, но их родители…представьте себе, что чувствуют они, как они радуются успехам своих чад! Для них даже самый маленький шаг в развитии-большое достижение. Да еще, когда они видят, что ребенок включился в совместную деятельность (ведь работы коллективные) не только с педагогом, но и со сверстниками, что и процесс социализации не стоит на месте- это дает им надежду и уверенность на дальнейшее развитие и успех их детей.

Таким образом, понимание особенностей учеников с интеллектуальными нарушениями может помочь в построении эффективной коррекционной работы по организации деятельности обучающихся на уроках и на внеурочных занятиях. Простая деятельность, понятная и доступная детям с ментальными нарушениями, помогает педагогу эффективно организовать учебный процесс, сформировать базовые учебные действия и алгоритм деятельности у обучающихся.  А работа по принципу «просто в сложном» приносит свои результаты и закладывает основы развития личности во всех направлениях.


Комментарии

Замечательные творческие работы! Благодарю за интересный ресурс!

2 November 2023

Спасибо за оценку!

3 November 2023

Спасибо за интересный опыт. Красивые оригинальные работы.

2 November 2023

Благодарю за проявленный интерес! Эти работы, правда, очень ценные для нас!

3 November 2023

Похожие публикации