Статья «Простые приёмы ручного труда позволяют развить полезные практические навыки и интерес к деятельности в целом»
В этом году в учебный план моего класса (1 класс) в часть, формируемую участниками образовательных отношений был включен факультатив «Ручной труд». Моё сердце ликовало! Ведь продуктивная деятельность для учеников, которые учатся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, позволяет создать основу для овладения алгоритмом любой деятельности - от принятия цели до получения результата, развивать мотивацию к общению и деятельности с педагогом и одноклассниками, корректировать психическое и эмоциональное состояние обучающихся.
На занятиях по ручному труду мы с ребятами работаем с разными материалами: соленым тестом, бросовым материалом, деталями конструктора, сыпучими продуктами, но наибольший интерес ученики класса проявляют к работе с нитками и пряжей. Их увлекают манипуляции с цветными пушистыми клубочками, облачками нарезанной пряжи, которые обогащают сенсорный опыт первоклассников. А простые практические действия с нитками позволяют почти самостоятельно изготовить картинку или игрушку. Простые? Возможно. Но это видимая простота скрывает в себе взаимодействие всех органов чувств (сенсорная интеграция). А когда у учеников есть нарушения сенсорной интеграции, педагогу нужно находить сенсорные стимулы ученикам для нормальной работы их нервной системы.
Итак, переходим к практике ручного труда в части работы с нитками и пряжей. Для создания картинки берем готовый шаблон для раскрашивания или рисуем контур, после этого наносим внутрь контура клей ПВА и на него прикладываем нарезанную пряжу, слегка прижимаем.
/data/files/h1698843837.jpg (1280x851)
Для того, чтобы сделать игрушку, нужно вырезать из коробочного картона основу, сделать несколько засечек, чтобы нитки не скатывались с основы, и начать обматывать заготовку ниткой от клубка, можно использовать нитки разных цветов, выбор за Вами и за детьми.
Когда мы научились этим двум приёмам работы, то смогли их объединить и стали делать картины-панно. И да, ученики 1 класса начали участвовать в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству!
Они, конечно, пока не осознают, что способны создавать конкурентоспособные работы, но их родители…представьте себе, что чувствуют они, как они радуются успехам своих чад! Для них даже самый маленький шаг в развитии-большое достижение. Да еще, когда они видят, что ребенок включился в совместную деятельность (ведь работы коллективные) не только с педагогом, но и со сверстниками, что и процесс социализации не стоит на месте- это дает им надежду и уверенность на дальнейшее развитие и успех их детей.
Таким образом, понимание особенностей учеников с интеллектуальными нарушениями может помочь в построении эффективной коррекционной работы по организации деятельности обучающихся на уроках и на внеурочных занятиях. Простая деятельность, понятная и доступная детям с ментальными нарушениями, помогает педагогу эффективно организовать учебный процесс, сформировать базовые учебные действия и алгоритм деятельности у обучающихся. А работа по принципу «просто в сложном» приносит свои результаты и закладывает основы развития личности во всех направлениях.
Кияйкина Наталья Федоровна
Подоксёнова Елена Анатольевна
Медведева Татьяна Петровна
Подоксёнова Елена Анатольевна