ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
программа проведения
БИНАРНОЙ олимпиады
по финансовой математике
И СТАТИСТИКЕ
воронеж
2015
Программа проведения Бинарной олимпиады по финансовой математике и статистике составлена в соответствии с требованиями ФГОС специальности 38.02.07 Банковское дело и рабочими программами дисциплин ЕН.02 «Финансовая математика» и ОП.02 «Статистика». Предназначена для организации внеурочной работы студентов 3-го курса по данным дисциплинам.
Разработчики: Н.Л. Латышева, И.Н. Строкова
Бинарная олимпиада по дисциплинам ЕН.02 «Финансовая математика» и ОП.02 «Статистика» проводится с 23 по 28 октября 2015 г
Цели проведения олимпиады:
Развивающие:
развитие навыков анализа финансово-экономической информации;
развитие логического мышления студентов;
развитие навыков творческой работы.
Обучающие:
выработка навыков анализа условия прикладной задачи и поиска математических методов ее решения.
-
закрепление и углубление знаний по дисциплинам ЕН.02 «Финансовая математика» и ОП.02 «Статистика»;
формирование умения связать данную учебную дисциплину с другими предметами;
Воспитательные:
стимулирование познавательной активности студентов.
Условия проведения олимпиады
Олимпиада проводится в 2 тура. По итогам проведения олимпиады производится награждение студентов, набравших наибольшее количество баллов.
В олимпиаде принимают участие студенты 2 курса специальности 38.02.07 Банковское дело, группы БД-131, БД-132.
Длительность проведения 1 тура - 2 часа.
Длительность проведения 2 тура - 2 часа.
Во второй тур проходят 10 студентов, набравших наибольшее количество баллов по итогам проведения первого тура.
По итогам проведения второго тура присваиваются 1, 2, 3-е места.
Задания 1 тура представлены в двух вариантах и состоят из 5 вопросов и задач.
Каждое задание оценивается в 1 балл. Общее максимальное количество баллов за 1 тур – 5 баллов.
Задания 2 тура разработаны в 10 индивидуальных вариантах для каждого из участников, прошедших во 2 тур, и состоят из расчетно-графической задачи, аналитической задачи и творческого задания.
Задание 1 максимально оценивается в 3 балла;
Задание 2 – в 2 балла;
Задание 3 – в 4 балла (1 балл по каждому критерию).
Общее максимальное количество баллов за 2 тур – 9 баллов.
Рабочая группа
Для составления заданий, проверки правильности ответов и их оценки создается жюри в составе:
Латышева Н.Л.
Строкова И.Н.
Шилова Т.В.
Контроль за организацией и проведением олимпиады возлагается на зав. кафедрой Экономики Шилову Т.В.
Задания олимпиады
1 тур
1 вариант
Первоначально цену товара снизили на 20%, затем – на 10%, а потом еще на 25%. На сколько всего процентов снизили цену?
Предприятие в течение года получило два кредита по 500 тыс. р. каждый. Первый кредит получен на срок 3 мес. под простую ставку 10% годовых, а второй на 9 мес. под 16% годовых. Определите среднюю ставку процента и наращенную сумму долга.
Два платежа 100 000 р. и 50 000 р. со сроками 150 и 180 дней заменяются одним со сроком 200 дней. Стороны согласились на замену при использовании простой ставки 16% годовых. Какой должна быть сумма заменяющего платежа, чтобы замена была эквивалентной?
Какими количественными и атрибутивными признаками и статистическими показателями можно охарактеризовать совокупность студентов колледжа?
Имеются данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные, млн. руб.)
№ п/п |
Сумма активов |
Собственный капитал |
Привлеченные ресурсы |
Балансовая прибыль |
1 |
645,6 |
12,0 |
27,1 |
8,1 |
2 |
636,9 |
70,4 |
56,3 |
9,5 |
3 |
629,0 |
41,0 |
95,7 |
38,4 |
4 |
619,6 |
120,8 |
44,8 |
38,4 |
5 |
616,4 |
49,4 |
108,7 |
13,4 |
6 |
614,4 |
50,3 |
108,1 |
30,1 |
7 |
608,6 |
70,0 |
76,1 |
37,8 |
8 |
601,1 |
52,4 |
26,3 |
41,1 |
9 |
600,2 |
42,0 |
46,0 |
9,3 |
10 |
600,0 |
27,3 |
24,4 |
39,3 |
11 |
592,9 |
72,0 |
65,5 |
8,6 |
12 |
591,7 |
22,4 |
76,0 |
40,5 |
13 |
585,5 |
39,3 |
106,9 |
45,3 |
14 |
578,6 |
70,0 |
89,5 |
8,4 |
15 |
577,5 |
22,9 |
84,0 |
12,8 |
16 |
553,7 |
119,3 |
89,4 |
44,7 |
17 |
543,6 |
49,6 |
93,8 |
8,8 |
18 |
542,0 |
88,6 |
26,7 |
32,2 |
19 |
517,0 |
43,7 |
108,1 |
20,3 |
20 |
516,7 |
90,5 |
25,2 |
12,2 |
Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив не более 5 групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе остальные показатели.
2 вариант
Первоначально цену товара снизили на 10%, затем – на 20%, а потом еще на 15%. На сколько всего процентов снизили цену?
Банк предоставил физическому лицу кредит на 5 лет в сумме 300 тыс. р. под сложные проценты: в первые 2 года – 9% годовых, в следующие 3 года – 9,25% годовых. Определите среднюю ставку процента и наращенную сумму долга.
Два платежа 30 000 р. и 25 000 р. со сроками 150 и 100 дней заменяются одним платежом 60 000 . Стороны согласились на замену при использовании простой ставки 18% годовых. Через сколько дней должна быть выплачена эта сумма, чтобы замена была эквивалентной?
Какими количественными и атрибутивными признаками и статистическими показателями можно охарактеризовать совокупность работников предприятия?
Имеются данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные, млн. руб.)
№ п/п |
Сумма активов |
Собственный капитал |
Привлеченные ресурсы |
Балансовая прибыль |
1 |
645,6 |
12,0 |
27,1 |
8,1 |
2 |
636,9 |
70,4 |
56,3 |
9,5 |
3 |
629,0 |
41,0 |
95,7 |
38,4 |
4 |
619,6 |
120,8 |
44,8 |
38,4 |
5 |
616,4 |
49,4 |
108,7 |
13,4 |
6 |
614,4 |
50,3 |
108,1 |
30,1 |
7 |
608,6 |
70,0 |
76,1 |
37,8 |
8 |
601,1 |
52,4 |
26,3 |
41,1 |
9 |
600,2 |
42,0 |
46,0 |
9,3 |
10 |
600,0 |
27,3 |
24,4 |
39,3 |
11 |
592,9 |
72,0 |
65,5 |
8,6 |
12 |
591,7 |
22,4 |
76,0 |
40,5 |
13 |
585,5 |
39,3 |
106,9 |
45,3 |
14 |
578,6 |
70,0 |
89,5 |
8,4 |
15 |
577,5 |
22,9 |
84,0 |
12,8 |
16 |
553,7 |
119,3 |
89,4 |
44,7 |
17 |
543,6 |
49,6 |
93,8 |
8,8 |
18 |
542,0 |
88,6 |
26,7 |
32,2 |
19 |
517,0 |
43,7 |
108,1 |
20,3 |
20 |
516,7 |
90,5 |
25,2 |
12,2 |
Постройте группировку коммерческих банков по величине балансовой прибыли, выделив 4 группы банков. Рассчитайте по каждой группе остальные показатели.
2 тур
Задание 1.
Для вариантов 1 – 5: Распределение кредитных организаций по удельному весу просроченной задолженности в кредитном портфеле представлено в таблице.
Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме размещенных средств |
Количество кредитных организаций, единиц |
||||
1.01.14 |
1.01.15 |
1.04.15 |
1.07.15 |
1.08.15 |
|
Просроченная задолженность отсутствует |
96 |
72 |
58 |
54 |
53 |
от 0 до 5% |
598 |
508 |
476 |
442 |
422 |
от 5 до 10% |
126 |
131 |
151 |
155 |
152 |
от 10 до 15% |
37 |
40 |
43 |
53 |
59 |
от 15 до 20% |
10 |
19 |
22 |
20 |
22 |
от 20 до 60% |
8 |
23 |
31 |
27 |
27 |
от 60 до 90% |
1 |
2 |
1 |
4 |
4 |
более 90% |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Размещенные средства отсутствуют |
45 |
37 |
37 |
41 |
38 |
Рассчитать:
1 вариант
показатели динамики по организациям с удельным весом просроченной задолженности от 0 до 5%;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.01.14;
представить информацию в графической форме.
2 вариант
показатели динамики по организациям с удельным весом просроченной задолженности от 5 до 10%;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.01.15;
представить информацию в графической форме.
3 вариант
показатели динамики по организациям с удельным весом просроченной задолженности от 10 до 15%;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.04.15;
представить информацию в графической форме.
4 вариант
показатели динамики по организациям с удельным весом просроченной задолженности от 15 до 20%;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.07.15;
представить информацию в графической форме.
5 вариант
показатели динамики по организациям с удельным весом просроченной задолженности от 20 до 60%;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.08.15;
представить информацию в графической форме.
Для вариантов 6 – 10: Концентрация активов по банковскому сектору России (действующие кредитные организации) представлено в таблице.
Распределение кредитных организаций, ранжированных по величине оборота (по убыванию) |
Величина активов, млн. р. |
||||
1.01.14 |
1.01.15 |
1.04.15 |
1.07.15 |
1.08.15 |
|
Первые 5 |
30 235 131 |
41 593 833 |
39 739 334 |
39 096 568 |
40 411 253 |
С 6 по 20 |
10 905 104 |
16 674 162 |
15 986 891 |
15 819 234 |
15 951 580 |
С 21 по 50 |
6 383 544 |
8 259 743 |
8 073 416 |
8 089 706 |
8 226 817 |
С 51 по 200 |
6 982 880 |
8 406 233 |
8 012 523 |
7 964 177 |
7 785 677 |
С 201 по 500 |
2 376 786 |
2 309 299 |
2 237 380 |
2 184 811 |
2 133 044 |
С 501 |
539 625 |
409 725 |
397 687 |
358 882 |
332 931 |
Итого |
57 423 070 |
77 652 994 |
74 447 231 |
73 513 379 |
74 841 302 |
Рассчитать:
6 вариант
показатели динамики величины активов по первым 5 организациям;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.01.14;
представить информацию в графической форме.
7 вариант
показатели динамики величины активов по организациям с 6 по 20;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.01.15;
представить информацию в графической форме.
8 вариант
показатели динамики величины активов по организациям с 21 по 50;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.04.15;
представить информацию в графической форме.
9 вариант
показатели динамики величины активов по организациям с 51 по 200;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.07.15;
представить информацию в графической форме.
10 вариант
показатели динамики величины активов по организациям с 201 по 500;
проанализировать структуру кредитных организаций на 1.08.15;
представить информацию в графической форме.
Задание 2. Решите задачу.
Вариант 1
У Вас есть вклад 100 000 р. По истечении года банк начисляет 12% годовых. Если Вы решите забрать деньги раньше срока, банк их вернет, но без начисленных процентов. За три месяца до истечения срока Вам срочно понадобилось 50 000 р. Вы можете досрочно закрыть вклад или взять в банке кредит на 3 месяца, а по истечении установленного срока вклада рассчитаться за кредит. Какими должны быть проценты по банковскому кредиту, чтобы Вам было выгоднее:
досрочно закрыть вклад;
взять кредит.
Проценты простые.
Вариант 2
Клиент открыл счет в банке 15 марта. Ставка процентов 13% годовых. Первоначальный взнос 10 000 р. Ежемесячно на счет вносятся еще по 1 000 р. Какова будет сумма вклада вместе с начисленными процентами 1 января следующего года при условии начисления:
простых процентов;
сложных процентов.
Вариант 3
Банк предоставил господину Иванову кредит с 4 марта по 16 июля того же года под 30% годовых по простой ставке. Номинальная величина кредита составляет 45 000 р. Затраты банка по обслуживанию долга в размере 1% от суммы кредита были удержаны вместе с начисленными процентами в момент выдачи кредита. Господин Иванов 16 июля выплатил банку только 25 000 р. Банк согласился на продление кредита до 16 августа под 36% годовых с начислением процентов за период отсрочки в конце срока. Какова реальная величина кредита, и какую сумму должен выплатить господин Иванов 16 августа?
Вариант 4
Фермеру предлагают продать находящийся в его владении участок земли, на котором он выращивает в среднем 600 т картофеля в год. Цена 1 кг картофеля из года в год одна и та же – 0,3 долл. Банковский процент устойчиво держится на уровне 15% годовых. Ниже какой цены фермеру не имеет смысла продавать землю, если затраты на выращивание, сбор и реализацию картофеля оцениваются в 60 000 долл. в год?
Вариант 5
У женщины, работающей секретарем с годовой зарплатой 96 000 р., есть возможность окончить годовой курс обучения стоимостью 40 000 р. и занять должность бухгалтера. Насколько выше должна быть зарплата бухгалтера, чтобы обучение было целесообразным, если она считает приемлемой для себя нормой отдачи от вложения 15% годовых и собирается работать в новой должности:
до пенсии (30 лет);
5 лет?
Вариант 6
Рассмотрите два варианта вложения денежных средств. Первый: вносить на счет в банке 500 долл. каждые полгода под 7% годовых, начисляемых раз в полгода. Второй: вносить на счет в банке 1000 долл. каждый год под 7,5% годовых, выплачиваемых раз в год. Определить:
какой вариант предпочтительнее, если оценивать стоимость вложений через 10 лет;
изменили бы вы свой совет при изменении ставки второго варианта до 7%?
Вариант 7
Ваш друг имеет 100 долл. и решает, сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долл. Инфляция составляет 14% год. Определить номинальную и реальную процентную ставку.
Что бы Вы посоветовали другу?
Как повлияло бы на Ваш совет снижение темпа инфляции до 10% при неизменной номинальной ставке процента?
Вариант 8
В развивающейся стране в результате инфляционных процессов цены выросли на 300%. Оппозиция потребовала от правительства возвращения цен на прежний уровень, для чего предложила двухлетнюю программу снижения цен на одно и то же число процентов каждый год. В ходе переговоров правительству удалось смягчить это требование до 40% и достичь соглашения об увеличении срока антиинфляционной программы. Определить:
предусмотренный двухлетней программой темп дефляции;
срок скорректированной программы.
Вариант 9
Банк предлагает следующие варианты вкладов: в рублях 15%, в долларах 6%, в евро 5% годовых. Текущий курс доллара – 64 руб., евро – 69 руб.
Определите наиболее выгодный способ помещения капитала в размере 1000 долларов на год, если рост евро 0,6% в месяц; рост доллара 0,5% в месяц.
Вариант 10
Определить номинальную сложную учетную ставку, эквивалентную номинальной сложной процентной ставке, равной 18% при ежемесячном начислении дисконта и процентов. Какую сумму необходимо поставить в векселе, чтобы вексель был эквивалентен кредиту, выданному на 5 лет с наращенной суммой 100 000 р. при данных ставках.
Задание 3. (для всех вариантов)
Представить следующие табличные данные с помощью разновидности статистических графиков – фигурных диаграмм:
Банки |
«Регион» |
«Агробизнес» |
«Проминвест» |
Выданные кредиты, млн. руб |
1200 |
2500 |
600 |
Размещённые вклады, млн. руб. |
700 |
900 |
300 |
Правила построения:
В этом виде диаграмм статистические величины изображаются при помощи фигур-символов, характерных для данного явления. Объекты представляются определёнными художественными образами (например, дома, деревья, легковые автомобили и пр.).
Для построения диаграммы устанавливается определенный масштаб.
Первый метод построения: сравниваемые статистические величины изображаются фигурами разных размеров, площадь которых в масштабе соответствует значению изучаемого признака.
Второй метод построения: сравниваемые статистические величины изображаются фигурами одинакового размера разной численности.
Преимущества такой формы представления информации: Такие диаграммы являются наиболее выразительными и зрительно легко воспринимаются т.к. статистические данные выражены символическими рисунками, соответствующими экономической сущности отображаемых явлений. При первом же взгляде фигурные диаграммы фиксируют на себе внимание, потому что представляют определенную числовую информацию в наиболее доходчивом виде. Усиление наглядности обеспечивается тем, что изображаемый показатель представлен и размером и условным художественным образом.
Критерии оценки задания:
соответствие выбранного художественного образа сути экономического явления;
соответствие масштаба и численности значению изучаемого признака;
эстетичность, художественная выразительность;
оригинальность идеи.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело, М., 2014.
Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Росстат - M., 2015 - 543 с.
Капитоненко В.В. Задачи и тесты по финансовой математике: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. – М : ИНФРА-М, 2010. – 236 с.
Статистика: учебное пособие для вузов / А.Д. Батуева, Е.П. Петецкая, М.А. Кокарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 255 с.
Методические указания к выполнению самостоятельных работ по дисциплин ЕН.02 «Финансовая математика»: учебное пособие для студентов 3 курса специальности 38.02.07 Банковское дело оч. формы обучения / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. Н.В.Десятниченко, Н,Л.Латышева]. – Воронеж : ВГПГК, 2016. – 55 с.
Методические указания к практическим работам по дисциплине ОП.02 «Статистика» : учебное пособие для студентов 2 курса экономических специальностей оч. формы обучения / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. И.Н. Строкова]. – Воронеж : ВГПГК, 2014. – 91 с.
Раздаточный материал - 1 тур
DOCX / 19.62 Кб
Раздаточный материал - 2 тур
DOCX / 68.89 Кб
Протокол олимпиады
DOC / 42.5 Кб