Бинарная олимпиада по математике и статистике

6
0
Материал опубликован 6 July 2017 в группе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

программа проведения

БИНАРНОЙ олимпиады

по МАТЕМАТИКЕ И СТАТИСТИКЕ

воронеж

2017

Программа проведения Бинарной олимпиады по математике и статистике составлена в соответствии с требованиями ФГОС специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и рабочими программами дисциплин ЕН.01 «Математика» и ОП.02 «Статистика». Предназначена для организации внеурочной работы студентов 2-го курса по данным дисциплинам.

Разработчики: Н.Л. Латышева, И.Н. Строкова

Бинарная олимпиада по дисциплинам ЕН.01 «Математика» и ОП.02 «Статистика» проводится с 21 по 25 марта 2017 г

Цели проведения олимпиады:

Развивающие:

развитие навыков анализа финансово-экономической информации;

развитие логического мышления студентов;

развитие навыков творческой работы.

Обучающие:

выработка навыков анализа условия прикладной задачи и поиска математических методов ее решения.

  • закрепление и углубление знаний по дисциплинам ЕН.01 Математика и ОП.02 Статистика;

    формирование умения связать данную учебную дисциплину с другими предметами;

Воспитательные:

стимулирование познавательной активности студентов.

Условия проведения олимпиады

Олимпиада проводится в 2 тура. По итогам проведения олимпиады производится награждение студентов, набравших наибольшее количество баллов.

В олимпиаде принимают участие студенты 2 курса специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), группа КМ-151

Длительность проведения 1 тура - 2 часа.

Длительность проведения 2 тура - 2 часа.

Во второй тур проходят 10 студентов, набравших наибольшее количество баллов по итогам проведения первого тура.

По итогам проведения второго тура присваиваются 1, 2, 3-е места.

Критерии оценки ответов

Задания 1 тура представлены в двух вариантах и состоят из 10 вопросов и задач.

Задание 1 максимально оценивается в 5 баллов;

Задания 2 - 7 – по 1 баллу;

Задания 8 - 10 – по 2 балла.

Общее максимальное количество баллов за 1 тур – 17 баллов.

Задания 2 тура разработаны в 10 индивидуальных вариантах для каждого из участников, прошедших во 2 тур, и состоят из расчетно-графической задачи, аналитической задачи и творческого задания.

Задание 1 максимально оценивается в 3 балла;

Задание 2 – в 2 балла;

Задание 3 – в 4 балла (1 балл по каждому критерию).

Общее максимальное количество баллов за 2 тур – 9 баллов.

Рабочая группа

Для составления заданий, проверки правильности ответов и их оценки создается жюри в составе:

Латышева Н.Л.

Строкова И.Н.

Шилова Т.В.

Контроль за организацией и проведением олимпиады возлагается на зав. кафедрой Экономики Шилову Т.В.

Задания олимпиады

1 тур

1 вариант

Установите соответствие:

1. Сколько различных двузначных чисел с разными цифрами можно записать, используя цифры 6, 7, 8, 9?

А. 12

2. Сколькими способами могут занять места 5 учащихся за пятью одноместными партами?

Б. 24

3. Сколькими способами может разместиться семья из трех человек в четырехместном купе, если других пассажиров в купе нет?

В. 45

4. Покупатель из имеющихся в питомнике 10 саженцев хочет выбрать 2. Сколькими способами он может это сделать?

Г. 120

5. Вычислить:

Д. 182

Из колоды карт вынимается одна карта. Пусть событие А – изъятие из колоды карты с картинкой, В – изъятие карты червовой масти. Пояснить, в чем заключаются события: А+ В, АВ.

События А и В изображены с помощью кругов Эйлера. Большим кругом изображены все элементарные исходы испытания, с которыми связаны события А и В. С помощью штриховки проиллюстрировать событие, состоящее в том, что произошли оба события А и В.

Какова вероятность, что при изъятии одной карты из колоды в 36 карт игрок вынет короля пик?

а) 1/36 б) 1/18 в) 1/9 г) 2/9

Брошены две игральные кости. Найти вероятность того, что на первой кости выпало число 2, а на второй – нечетное число.

а) 1/36 б) 1/12 в) 1/6 г) 1/18

Формулу средней геометрической величины целесообразно применять, если:

информация задана в виде произведений вариантов и частот (объемов явлений);

значения вариантов повторяются;

необходимо рассчитать средний темп роста;

значения вариантов не повторяются.

Найти размах, моду, медиану и среднее выборки -1, 12, -6, -7, 13, -2, 10, -2, -9.

Таблица частот характеризует наличие бракованных деталей в контрольной партии ящиков. Восстановите пропущенные значения, зная, что ящиков с двумя бракованными деталями вдвое больше, чем с тремя, а в среднем в каждом ящике по 1,85 бракованных деталей.

Число бракованных деталей

0

1

2

3

4

5

Число ящиков

12

28

   

7

2

В ряду данных, состоящем из 12 чисел, наибольшее число увеличили на 6. Изменятся ли при этом и как а) среднее арифметическое; б) размах.

Решите уравнение:

2 вариант

Установите соответствие:

1. Сколько различных двузначных чисел с разными цифрами можно записать, используя цифры 4, 5, 6?

А. 6

2. Сколькими способами можно рассадить четырех детей на четырех стульях в столовой детского сада?

Б. 24

3. Сколько существует способов для обозначения с помощью букв A, B, C, D, E, F вершин данного треугольника?

В. 120

4. Сколько существует способов выбора двух карт из колоды в 36 карт?

Г. 132

5. Вычислить:

Д. 630

Двадцать карточек пронумерованы от 1 до 20. Из них произвольно выбирается одна карточка. Пусть событие А – на карточке записано число, кратное 4, В – число, кратное 6. Пояснить, в чем заключаются события: А+ В, АВ.

События А и В изображены с помощью кругов Эйлера. Большим кругом изображены все элементарные исходы испытания, с которыми связаны события А и В. С помощью штриховки проиллюстрировать событие, состоящее в том, что произошло или событие А, или событие В.

Какова вероятность, что при изъятии одной карты из колоды в 36 карт игрок вынет семерку черной масти?

а) 1/36 б) 1/18 в) 1/9 г) 2/9

Брошены две игральные кости. Найти вероятность того, что сумма выпавших чисел равна 4.

а) 1/36 б) 1/12 в) 1/6 г) 1/18

Формулу средней арифметической взвешенной величины целесообразно применять, если:

значения вариантов повторяются;

необходимо рассчитать средний темп роста;

значения вариантов не повторяются;

информация задана в виде произведений вариантов и частот (объемов явлений).

Найти размах, моду, медиану и среднее выборки 4, -10, 13, 8, -6, -3, -1, 13, -6.

В таблице частот, характеризующей распределение рабочих бригады по числу изготовленных изделий, восстановите пропущенное значение, зная, что среднее число изготовленных изделий = 14,2.

Число изделий

12

13

14

15

16

Количество рабочих

1

3

 

6

2

В ряду данных, состоящем из 12 чисел, наибольшее число увеличили на 6. Изменятся ли при этом и как а) мода; б) медиана.

Решите уравнение:

2 тур

Задание 1.

Для вариантов 1 – 5: Распределение торговых организаций по удельному весу дебиторской задолженности представлено в таблице.

Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме реализации

Количество торговых организаций, единиц

1.01.14

1.01.15

1.04.15

1.07.15

1.08.15

Дебиторская задолженность отсутствует

96

72

58

54

53

от 0 до 5%

598

508

476

442

422

от 5 до 10%

126

131

151

155

152

от 10 до 15%

37

40

43

53

59

от 15 до 20%

10

19

22

20

22

от 20 до 60%

8

23

31

27

27

от 60 до 90%

1

2

1

4

4

более 90%

1

1

2

1

2

Реализация отсутствует

45

37

37

41

38

Рассчитать:

1 вариант

показатели динамики по организациям с удельным весом дебиторской задолженности от 0 до 5%;

проанализировать структуру торговых организаций на 1.01.14;

представить информацию в графической форме.

2 вариант

показатели динамики по организациям с удельным весом дебиторской задолженности от 5 до 10%;

проанализировать структуру торговых организаций на 1.01.15;

представить информацию в графической форме.

3 вариант

показатели динамики по организациям с удельным весом дебиторской задолженности от 10 до 15%;

проанализировать структуру торговых организаций на 1.04.15;

представить информацию в графической форме.

4 вариант

показатели динамики по организациям с удельным весом дебиторской задолженности от 15 до 20%;

проанализировать структуру торговых организаций на 1.07.15;

представить информацию в графической форме.

5 вариант

показатели динамики по организациям с удельным весом дебиторской задолженности от 20 до 60%;

проанализировать структуру торговых организаций на 1.08.15;

представить информацию в графической форме.

Для вариантов 6 – 10: Концентрация активов по банковскому сектору России (действующие кредитные организации) представлено в таблице.

Распределение кредитных

организаций, ранжированных по величине оборота (по убыванию)

Величина активов, млн. р.

1.01.14

1.01.15

1.04.15

1.07.15

1.08.15

Первые 5

30 235 131

41 593 833

39 739 334

39 096 568

40 411 253

С 6 по 20

10 905 104

16 674 162

15 986 891

15 819 234

15 951 580

С 21 по 50

6 383 544

8 259 743

8 073 416

8 089 706

8 226 817

С 51 по 200

6 982 880

8 406 233

8 012 523

7 964 177

7 785 677

С 201 по 500

2 376 786

2 309 299

2 237 380

2 184 811

2 133 044

С 501

539 625

409 725

397 687

358 882

332 931

Итого

57 423 070

77 652 994

74 447 231

73 513 379

74 841 302

Рассчитать:

6 вариант

показатели динамики величины активов по первым 5 организациям;

проанализировать структуру кредитных организаций на 1.01.14;

представить информацию в графической форме.

7 вариант

показатели динамики величины активов по организациям с 6 по 20;

проанализировать структуру кредитных организаций на 1.01.15;

представить информацию в графической форме.

8 вариант

показатели динамики величины активов по организациям с 21 по 50;

проанализировать структуру кредитных организаций на 1.04.15;

представить информацию в графической форме.

9 вариант

показатели динамики величины активов по организациям с 51 по 200;

проанализировать структуру кредитных организаций на 1.07.15;

представить информацию в графической форме.

10 вариант

показатели динамики величины активов по организациям с 201 по 500;

проанализировать структуру кредитных организаций на 1.08.15;

представить информацию в графической форме.

Задание 2. Используя взаимосвязь показателей динамики, определить недостающие значения показателей.

1 вариант

год

Производство продукции,

млн. р.

По сравнению с предыдущим годом

Абс. прирост, млн. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

92,5

     

2012

 

4,8

   

2013

   

104,0

 

2014

     

5,8

2015

       

2016

 

7,0

 

6,1

2 вариант

год

Производство продукции,

млн. р.

По сравнению с базисным годом

Абс. прирост, млн. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

55,1

     

2012

 

2,8

   

2013

   

110,3

 

2014

     

14,9

2015

     

17,1

2016

   

121,1

 

3 вариант

год

Производство продукции,

млн. р.

По сравнению с базисным годом

Абс. прирост, млн. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

63,3

     

2012

 

9,4

   

2013

   

121,1

 

2014

     

24,5

2015

     

25,4

2016

 

14,0

   

4 вариант

год

Производство продукции,

млн. р.

По сравнению с 2011 годом

Абс. прирост, млн. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

507

     

2012

 

38

   

2013

   

115,9

 

2014

     

26,2

2015

 

182

   

2016

     

46,7

5 вариант

год

Производство продукции,

млн. р.

По сравнению с 2011 годом

Абс. прирост, млн. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

 

182

   

2012

     

46,7

2013

   

159,7

 

2014

 

350

   

2015

915

     

2016

 

61

   

6 вариант

год

Производство цемента,

млн. т

По сравнению с предыдущим годом

Абс. прирост, млн. т

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

72,4

     

2012

 

5

   

2013

     

3,5

2014

   

102,2

 

2015

     

5,5

2016

   

104,3

 

7 вариант

год

Производство продукции,

куб. м

По сравнению с предыдущим годом

Абс. прирост, куб. м

Темп роста, %

Темп прироста, %

2012

289

     

2013

 

32

   

2014

   

107,8

 

2015

     

7,5

2016

 

35

   

8 вариант

год

Производство продукции,

куб. м

По сравнению с базисным годом

Абс. прирост, куб. м

Темп роста, %

Темп прироста, %

2012

289

     

2013

   

111,1

 

2014

 

57

   

2015

     

28,7

2016

   

140,8

 

9 вариант

год

Объём перевозок грузов, млн. т.

По сравнению с предыдущим годом

Абс. прирост, млн. т.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

520,6

     

2012

   

105,4

 

2013

 

-9,0

   

2014

     

5,8

2015

 

26,4

   

2016

   

101,7

 

10 вариант

год

Производство продукции,

млн. р.

По сравнению с предыдущим годом

Абс. прирост, млн. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2011

22,3

     

2012

 

1,3

   

2013

     

2,4

2014

   

104,1

 

2015

   

108,5

 

2016

     

1,9

Задание 3. (для всех вариантов)

Представить следующие табличные данные с помощью разновидности статистических графиков – фигурных диаграмм:

Торговые фирмы

«Регион»

«Агробизнес»

«Промторг»

Закупки, млн.руб

700

1900

300

Продажи, млн.руб.

1200

2500

600

Правила построения:

В этом виде диаграмм статистические величины изображаются при помощи фигур-символов, характерных для данного явления. Объекты представляются определёнными художественными образами (нап­ример, дома, деревья, легковые автомобили и пр.).

Для построения диаграммы устанавливается определенный масш­таб.

Первый метод построения: сравниваемые статистические величины изображаются фигурами разных размеров, площадь которых в масштабе соответствует значению изучаемого признака.

Второй метод построения: сравниваемые статистические величины изображаются фигурами одинакового размера разной численности.

Преимущества такой формы представления информации: Такие диаграммы являются наиболее выразительными и зрительно легко воспринимаются т.к. статистические данные выражены символическими рисунками, соответствующими экономической сущности отображаемых явлений. При первом же взгляде фигурные диаграммы фиксируют на себе внимание, потому что представляют определенную числовую информацию в наиболее доходчивом виде. Усиление наглядности обеспечивается тем, что изображаемый показатель представлен и размером и условным художественным образом.

Критерии оценки задания:

соответствие выбранного художественного образа сути экономического явления;

соответствие масштаба и численности значению изучаемого признака;

эстетичность, художественная выразительность;

оригинальность идеи.

Список литературы

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), М., 2014.

Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Росстат - M., 2015 - 543 с.

Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение, 2014.

Алгебра : элементы статистики и теории вероятностей : учеб. пособие для учащихся 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – 6-е изд. – М : Просвещение, 2008. – 78 с. : ил.

Статистика: учебное пособие для вузов / А.Д. Батуева, Е.П. Петецкая, М.А. Кокарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 255 с.

Методические указания к выполнению самостоятельных работ по дисциплинам ЕН.01 «Математика» и ЕН.01 «Элементы высшей математики»: учебное пособие для студентов 2 курса экономических специальностей оч. формы обучения / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. Н.В.Десятниченко, Н,Л.Латышева]. – Воронеж : ВГПГК, 2016. – 55 с.

Методические указания к практическим работам по дисциплине ОП.02 «Статистика» : учебное пособие для студентов 2 курса экономических специальностей оч. формы обучения / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. И.Н. Строкова]. – Воронеж : ВГПГК, 2014. – 91 с.


Раздаточный материал - 1 тур
DOCX / 41.1 Кб

Раздаточный материал - 2 тур
DOCX / 71.79 Кб

Протокол олимпиады
DOC / 45 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.