12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заковряжина Вера Борисовна102
Учитель начальных классов первой квалификации.
Россия, Хакасия респ., рп. Бискамжа
0

Выступление «Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования»

МБОУ Бискамжинская СОШ

учитель начальных классов

Заковряжина Вера Борисовна

 

БИНАРНЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слово «преемственность» часто можно услышать на педсоветах, различных совещаниях. Одни педагоги, работающие в 5–11 классах, благодарят учителей начальной школы за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, ругают за плохую подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и учащиеся, и учителя в 5–11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им, на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.

Переходя на новые образовательные стандарты, многие школы выбирают в качестве одного из важных аспектов своей деятельности обеспечение преемственности начального и среднего общего образования. Одним из средств, обеспечивающих плавный, постепенный и нетравматичный переход учащихся из начальной школы в основную, является образовательная технология бинарного урока. Бинарный урок - это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Два педагога разных ступеней образования, проводя такие уроки, чувствуют себя командой единомышленников, корректируют свои позиции. А ученики начальных классов знакомятся со своими будущими учителями-предметниками, что делает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным. Сущность бинарных уроков заключается в том, что создаётся многогранная связь между отдельными дисциплинами школьного учебного процесса. Обращаясь к бинарности как целостному восприятию учебного материала, есть ряд преимуществ:

Окружающий мир познаётся учащимися в многообразии и единстве. В результате школьники могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, а также продуктивно использовать их при решении проблем комплексного характера. В случае одновременного рассмотрения программного материала в рамках двух учебных предметов получаемая информация приобретает практическое значение, а усвоение новых знаний идёт как бы путём их наложения на базовые знания и навыки

Форма проведения бинарного урока нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке даёт возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

Бинарные уроки дают возможность самореализовываться в творческом процессе учителю, способствуют раскрытию талантов учеников.

Формы проведения бинарного урока:

урок – театр

урок – путешествия

урок – концерт

урок – экскурсия

урок - исследования

Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Такие уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.

Требования к структуре бинарного урока:

четкость

компактность

сжатость

логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе

ПОДГОТОВКА БИНАРНЫХ УРОКОВ

Технология подготовки и проведения бинарных уроков.

1.Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока

2.Определив тему и задачи урока, мы определяем состав и структуру содержания урока.

Желательно, чтобы бинарный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нём необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках

Работа над содержанием урока.

- Процедура конструирования содержания урока связана с определением оснований интеграции. Для этого необходимо ответить на вопрос: на базе, каких знаний будет осуществляться интеграция?

- На первом этапе конструирования урок моделируется в общих чертах. Необходимо разработать композицию урока, определить её основные части.

- Следующий этап работы над содержанием урока - этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению, предлагает различные варианты, методы и формы работы. Затем педагоги приступают к созданию плана-конспекта урока. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную картину урока.

3.При подготовке необходимо помнить, что урок ограничен временными рамками, поэтому необходимо определить роли учителей, переходы от монолога одного учителя к монологу другого, при этом импровизация не исключается. Практика показывает, что необходимо проводить хронометраж урока, который поможет уложиться в установленные временные рамки. Важно избегать излишней суеты, неловкости, скованности, непродуманности, так как это может испортить общее впечатление.

Новые технологии позволяют экономить время, а это значит, что увеличивается плотность урока. С одной стороны, это хорошо: больше узнали, успели сделать. Но нельзя забывать, что перенасыщение урока приводит к нарастанию напряжения учащихся и учителя. Лучший отдых - это смена деятельности. Бинарный урок позволяет реализовать этот принцип, что играет немаловажную роль в здоровье-сберегающих технологиях.

Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребёнка, дают возможность организовать коррекционное сопровождение учащихся

Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед учителем новые возможности, а главное заставляет его выступать в роли экспериментатора.

Существует «золотое правило» Я. А. Каменского, которое гласит: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки ... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению» Бинарные уроки и являются реализацией этого «золотого правила». Все формы совместной работы подчинены главнейшей задаче - созданию атмосферы Добра, Красоты, понимания Красоты и Гармонии мира.

Интернет ресурсы:

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=986694692.

http://www.rostov-gorod.ru/?ID=247383.

http://www.zankov.ru/exp/article=14844.

http://otherreferats.allbest.ru/pedago-gics/ 00247927_0.htm

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.