Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

1
0
Материал опубликован 14 October 2016 в группе

Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы основного общего образования

Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №2 (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования.

Система оценки призвана способствовать обеспечению преемственности в системе

непрерывного образования. Еѐ основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МОУ СОШ №2 являются оценка образовательных достижений обучающихся ( с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности педагогических кадров ( с целью аттестации).

Основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся , т.е. является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними органами, т.е. является внешней оценкой.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне основного общего образования выступают планируемые результаты , составляющие содержание блока «Выпускник научиться» всех изучаемых предметов.

При оценке результатов деятельности педагогических работников МОУ СОШ №2 основным объектом оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научиться» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых предметов. Основными процедурами этой оценки служат аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые исследования разного уровня.

В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижений планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

МОУ СОШ №2 разрабатывает:

1.Описание организации и содержание:

а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

в) оценки проектной деятельности обучающихся.

2.Адаптированный инструментарий для итоговой оценки достижения планируемых результатов, в целях организации:

а) оценка достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля;

б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга);

в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию;

3.Адаптированный инструментарий для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым в Учебный план МОУ СОШ №2;

4. Адаптированный инструментарий для проведения стартовой диагностики;

5.Адаптированный инструментарий для оценки деятельности педагогов в целях организации системы внутришкольного контроля.

Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе освоения их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

сформированность основ гражданской идентичности личности;

готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности МОУ СОШ №2. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в МОУ СОШ №2;

участии в общественной жизни школы и города;

прилежании и ответственности за результаты обучения;

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на уровне среднего общего образования;

ценностно-смысловых установках обучающихся.

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся. В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

способность и готовность к освоению систематических знаний;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно- и социально- значимых проблем;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты проверочных работ по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведется также в рамках системы промежуточной аттестации. МОУ СОШ №2 разрабатывает:

а) программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) систему промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

в) систему итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

г) инструментарий для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации по предметам, на выносимым на государственную итоговую аттестацию.

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений в МОУ СОШ №2 являются материалы:

стартовой диагностики (входные контрольные работы и др.);

текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических заданий; способности к сотрудничеству и коммуникации; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

защиты итогового индивидуального проекта.

Особенности оценки индивидуального проекта

Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта желательно для каждого обучающегося.

В соответствии с целями подготовки проекта, МОУ СОШ №2 разработаны рекомендации подготовки проекта, которые включают требования по следующим рубрикам:

организация проектной деятельности;

содержание и направленность проекта;

защита проекта;

критерии оценки проектной деятельности.

Требования к организации проектной деятельности

Обучающийся сам выбирает тему проекта и руководителя проекта.

Тема проекта утверждается соответствующим школьным межпредметным методическим объединением педагогов (далее – ШММО) и фиксируется протоколом заседания ШММО.

План реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.

Защита проекта производиться в присутствии рецензента и руководителя проекта.

Требования к содержанию и направленности проекта

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Это письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа; материальный объект; макет, иное конструкторской изделие; отчетные материалы по социальному проекту

Типы проектов: исследовательские (включая реферативные), конструкторские, творческие, социальные и др.

Результаты проектной деятельности: продукт проектной деятельности, кратка пояснительная записка к проекту, краткий отзыв руководителя, рекомендации по использованию продукта проекта, отзывы о проекте.

Защита проекта

Защита проект осуществляется на итоговом занятии, других формах организации проектной деятельности, в том числе и на общешкольной научно-практической конференции: «Есть идея!». Это дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Критерии оценки индивидуального проекта

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

Сформированность способности практического использования предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы.

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта, являются задачей оценочной деятельности.

Содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно, с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения;

продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения;

Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе, приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы, отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялась самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

Такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений.

Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

Ни один из обязательных элементов проекта(продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает основания для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

Такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявленных критериев;

Продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу; список используемых источников, положительный отзыв руководителя; презентация проекта;

Даны ответы на вопросы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предполагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу: «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

Для оценки результатов проектной деятельности может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели:

1 балл – допущены ошибки;

2 балла – выполнено без ошибок, с помощью руководителя;

3 балла – работа выполнена без ошибок и самостоятельно.

Максимальная оценка по каждому критерию -3 балла. Достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенного уровня соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов ( отметка «отлично»).

Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, ревалентных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ в МОУ СОШ №2, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону повышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней: базовый; уровни выше базового - повышенный, высокий и уровни ниже базового – пониженный и низкий.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить два уровня, превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (или отметка «4», отметка «зачтено»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (или отметка «5», отметка «зачтено»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные образовательные траектории обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему, такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.

При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.

Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению.

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), созданию и использованию моделей изучаемых объектов;

выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов (или об освоении или неосвоении учебного материала) принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня: выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации