Статья «Формирование навыков решения текстовых задач на уроках математики в рамках преемственности начального и основного общего образования»

1
0
Материал опубликован 17 April 2018 в группе

Дорофеева Лилия Ильинична, учитель математики высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ №6» НМР РТ

Мастер-класс

«Формирование навыков решения текстовых задач на уроках математики в рамках преемственности начального и основного общего образования»

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я приглашаю вас на свой мастер-класс. Внимание на экран. Идет фрагмент (Мальвина учит Буратино).

Согласны ли Вы с Мальвиной, что математика из Буратино не выйдет?

Я, как учитель математики, с Мальвиной не согласна. Я считаю, что она поторопилась с выводом. Этот деревянный человечек, который ни разу не был в школе, начал совершенно правильно решать задачу: он внимательно проанализировал ее условие и, исходя из этого, предложил свое решение.

Как вы, наверное, поняли, речь пойдёт о математике. Математика –сложная наука, а роль задач в математике чрезвычайно велика. Умение решать задачи является одним из показателей математической компетентности.

Уважаемые коллеги, определите тему мастер-класса. (Формулируют тему).

Послушайте притчу : «Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.

Один ответил:

Я вижу дерево и мишень на нем.

Другой сказал:

Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе...

Остальные отвечали то же самое.

Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:

А ты что видишь?

Я не могу видеть ничего, кроме мишени, — последовал ответ.

Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:

Только такой человек может стать попадающим в цель».

Как вы считаете, какова цель мастер-класса? (Участники формулируют цель). (Действительно, необходимо уметь сосредоточиться на главном, чтобы попасть в цель!Чтобы дойти до цели, надо видеть только ее и не обращать внимания на все остальное).

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня

математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи .Следует учесть, что научиться решать задачи школьники смогут, лишь решая их.

Решение текстовых задач является для учащихся одним из трудных моментов в усвоении математики. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе научатся решать задачи, то в 5 классе они легко решают задачи.

 

Решение задачи - это выполнение определенной последовательности действий. И я вам докажу, что решать задачи – это интересно, не скучно.

Для проведения мастер-класса нам потребуется группа поддержки из двух команд , состоящих из 4 человек.

Уважаемые коллеги, наглядность помогает детям визуально воспринимать задачу и, как правило, трудности при решении задач не возникают. Китайская пословица гласит:

Услышал - забыл.

Увидел - запомнил.

Сделал - понял.

Например, идет урок математики в 5 классе, изучаем тему «Углы». Детям дается задание ;нарисовать треугольник , измерить его углы и сложить их. И у многих получатся разные ответы. У детей возникает вопрос , а на самом деле сколько должно быть. Делаем следующую работу: Берем нарисованный на листе треугольник, отмечаем углы 1 , 2 ,3 .Разрезаем этот треугольник по линиям и собираем вершины треугольника А,В,С в одну точку – получится развернутый угол (180 градусов).(помогает группа поддержки)

С

АВ

 

А именно какими задачами будем сегодня работать, узнаем ,когда поиграем в следующую игру:

Я Вам называю прилагательные, а вы отвечаете, к какой величине они относятся.

Быстрее – медленнее (v)

Длиннее - короче ( s)

Раньше - позже (t)

--- Кто догадался, с какими величинами будем знакомиться и решать задачи?

-Правильно, задачами на движение.

На своем мастер-классе покажу, как мы с детьми решаем задачи на движение.

Очень часто учащиеся 5, 6 классов не помнят, как находить скорость, время и расстояние. Я в своей работе применяю такой прием запоминания формул.

Итак, в путь

Работа в группах

Предлагаю нам начать действовать (на столах лежат фломастеры,треугольники, листы ватмана)

-Перед вами лежат треугольники, они помогут познакомиться с новыми величинами.

- Кто был в горах? Легко или тяжело подниматься в гору?

- Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени. Начало нашего пути обозначим буквой t-это время , затраченное для того, чтобы подняться в гору.

-Обозначьте у себя на треугольнике.

-Поднимаясь в гору мы проходим какое- то расстояние, путь. Обозначим его S

- При спуске с горы скорость будет такой, когда поднимались или изменится? Как изменится? Обозначим v .

-Мы получили треугольник, который обозначили буквами v, t, S


 

- Этот «волшебный» треугольник поможет решать задачи на движение

И впишите в него формулу следующим образом:

Закройте карточкой или рукой то, что нужно найти (например, время) Тогда сразу найдется «нужная формула»

Горизонтальная черта в треугольнике обозначает деление. Вертикальная — умножение. Ребенку можно поставить точку (знак умножения), что будет для него подсказкой. Первое время нужно показывать этот треугольник, а в дальнейшем достаточно будет только сказать: «Вспомните наш треугольник» и уверяю вас, ни один из учеников его не забудет и всегда без проблем будет решать любые задачи на движение.

Применение приема моделирования в процессе решения задач позволяет учебную информацию довести до учащихся в доступной для учащихся форме и служит средством реализации преемственности в обучении математике, вызывает интерес к математике. Моделирование  это исследование объектов путем построения и изучения моделей (рисунок, схема, таблица, чертеж, опорные слова)

Любую задачу на движение нужно начинать с чертежа и краткой записи. Однако следует помнить о том, что краткая запись служит интересам ребенка при решении задачи, а не целью при решении (т.е условие - вспомогательное средство, и при оценивании правильного решения задачи не следует осуждать ребёнка за то, что он сделал краткую запись не по образцу, показанному учителем, а так, как ему удобно, главное, что задача решена правильно)

Работа в группах

-- Прочитать задачу на экране.

«Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км шли 2 поезда. Скорость одного 80 км/ч, а скорость другого -90 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 4 часа?»

--- Всё ли вам понятно?Какого условия тут не хватает?

--В каком направлении могут двигаться объекты?

-- Ваше предположение, одинаковое ли будет решение и ответ в задаче, если условие будет всё одинаковое, но поменяется направление движения?

( каждая группа выбирает карточку с задачей)

-Смоделировать задачу и записать решение

Давайте вспомним, какими могут быть ситуации в задачах на движение, если за основу взять направление движения.

1)При решении задач на встречное движение  и движение в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов.

2)При решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов

Мы с вами повторили все необходимые понятия и можем переходить к решению задач

Пока группы решают задачи, с остальными математически по-улыбаемся (презентация «Математическая викторина»)


 

4 класс

5 класс

Из дома вышли и одновременно пошли в одном направлении два пешехода; мальчик и девочка. Скорость мальчика – 100 м/мин, скорость девочки- 60 м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты

1) От двух пристаней, расстояние между которыми 90 км, одновременно вышли навстречу друг другу два теплохода. Первый теплоход шёл со скоростью 20 км/час, второй со скоростью 25 км/час. Через сколько часов они встретились?

Решение 100-60=40 м/мин

40*4=160 м(скорость вдогонку)

Решение:20+25=45 км/час

90:45=2 часа (встречное движение)

9 класс-ОГЭ

11 класс-ЕГЭ

Две пчелы одновременно взлетели с одного и того же цветка и разлетелись в противоположных направлениях. Скорость первой пчелы 18 км/ч, что в 1,2 раза меньше, чем скорость второй пчелы. Через 9 секунд они сели на ромашки, растущие на противоположных сторонах лужайки. Каково расстояние  между ромашками?

1)Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 65 км/ч, проезжает мимо идущего в том же направлении параллельно путям со скоростью 5 км/ч пешехода за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

Решение.  Переведем скорость первой пчелы в м/с: 18 км/ч = 5 м/с. Скорость второй пчелы – 5×1,2 = 6 (м/с). Скорость «удаления пчел друг от друга» равна 11 м/с. Значит, расстояние между ромашками – 99 м.

Решение:65-5=60 км\ч=100/6 м/с

100/6*30=500м(движение вдогонку)

- 1 группа, решили задачу? Что у вас получилось? Молодцы!

-2 группа? Молодцы!

Какой способ рациональнее?

Схема помогает выявить более рациональный способ решения.

(работа с группой поддержки)

Вывод:

Молодцы, теперь проведем итог нашего мастер-класса. Для этого нужно составить кластер. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, дают свободу творческой деятельности.

Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Для этого нам нужно будет вспомнить что это такое. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Например,

Сегодня мы коснулись преемственности в обучении математике лишь на примере решения задач на движение.

Как нам стало ясно, работу по преемственности необходимо начинать с начальной школы, продолжать её в среднем и старшем звеньях и тогда, сформированные в началь­ной школе знания получат в курсе V класса закрепление и развитие на новом числовом материале. Ведь ученик в школе не только получает знания, но и учится учиться, учится подходу к проблеме, задаче.

Так что, давайте, уважаемые учителя, сотрудничать. А тесное сотрудничество учителей начальных классов с учителями – предметниками среднего звена приведёт к успешному продвижению учащихся в средней школе.

Ну и в заключении я хочу сказать, что каждый из нас должен работать так, чтобы их ученики, решив какую-нибудь задачу, хотели решить другую более интересную и более сложную задачу как учебную, так и жизненную

Огромное спасибо за работу!

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации