Статья «Формирование навыков решения текстовых задач на уроках математики в рамках преемственности начального и основного общего образования»
Дорофеева Лилия Ильинична, учитель математики высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Мастер-класс
«Формирование навыков решения текстовых задач на уроках математики в рамках преемственности начального и основного общего образования»
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я приглашаю вас на свой мастер-класс. Внимание на экран. Идет фрагмент (Мальвина учит Буратино).
Согласны ли Вы с Мальвиной, что математика из Буратино не выйдет?
Я, как учитель математики, с Мальвиной не согласна. Я считаю, что она поторопилась с выводом. Этот деревянный человечек, который ни разу не был в школе, начал совершенно правильно решать задачу: он внимательно проанализировал ее условие и, исходя из этого, предложил свое решение.
Как вы, наверное, поняли, речь пойдёт о математике. Математика –сложная наука, а роль задач в математике чрезвычайно велика. Умение решать задачи является одним из показателей математической компетентности.
Уважаемые коллеги, определите тему мастер-класса. (Формулируют тему).
Послушайте притчу : «Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один ответил:
— Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой сказал:
— Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе...
Остальные отвечали то же самое.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
— А ты что видишь?
— Я не могу видеть ничего, кроме мишени, — последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:
— Только такой человек может стать попадающим в цель».
Как вы считаете, какова цель мастер-класса? (Участники формулируют цель). (Действительно, необходимо уметь сосредоточиться на главном, чтобы попасть в цель!Чтобы дойти до цели, надо видеть только ее и не обращать внимания на все остальное).
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня
математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи .Следует учесть, что научиться решать задачи школьники смогут, лишь решая их.
Решение текстовых задач является для учащихся одним из трудных моментов в усвоении математики. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе научатся решать задачи, то в 5 классе они легко решают задачи.
Решение задачи - это выполнение определенной последовательности действий. И я вам докажу, что решать задачи – это интересно, не скучно.
Для проведения мастер-класса нам потребуется группа поддержки из двух команд , состоящих из 4 человек.
Уважаемые коллеги, наглядность помогает детям визуально воспринимать задачу и, как правило, трудности при решении задач не возникают. Китайская пословица гласит:
Услышал - забыл.
Увидел - запомнил.
Сделал - понял.
Например, идет урок математики в 5 классе, изучаем тему «Углы». Детям дается задание ;нарисовать треугольник , измерить его углы и сложить их. И у многих получатся разные ответы. У детей возникает вопрос , а на самом деле сколько должно быть. Делаем следующую работу: Берем нарисованный на листе треугольник, отмечаем углы 1 , 2 ,3 .Разрезаем этот треугольник по линиям и собираем вершины треугольника А,В,С в одну точку – получится развернутый угол (180 градусов).(помогает группа поддержки)
С
АВ
А именно какими задачами будем сегодня работать, узнаем ,когда поиграем в следующую игру:
Я Вам называю прилагательные, а вы отвечаете, к какой величине они относятся.
Быстрее – медленнее (v)
Длиннее - короче ( s)
Раньше - позже (t)
--- Кто догадался, с какими величинами будем знакомиться и решать задачи?
-Правильно, задачами на движение.
На своем мастер-классе покажу, как мы с детьми решаем задачи на движение.
Очень часто учащиеся 5, 6 классов не помнят, как находить скорость, время и расстояние. Я в своей работе применяю такой прием запоминания формул.
Итак, в путь
Работа в группах
Предлагаю нам начать действовать (на столах лежат фломастеры,треугольники, листы ватмана)
-Перед вами лежат треугольники, они помогут познакомиться с новыми величинами.
- Кто был в горах? Легко или тяжело подниматься в гору?
- Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени. Начало нашего пути обозначим буквой t-это время , затраченное для того, чтобы подняться в гору.
-Обозначьте у себя на треугольнике.
-Поднимаясь в гору мы проходим какое- то расстояние, путь. Обозначим его S
- При спуске с горы скорость будет такой, когда поднимались или изменится? Как изменится? Обозначим v .
-Мы получили треугольник, который обозначили буквами v, t, S
- Этот «волшебный» треугольник поможет решать задачи на движение
И впишите в него формулу следующим образом:
Закройте карточкой или рукой то, что нужно найти (например, время) Тогда сразу найдется «нужная формула»
Горизонтальная черта в треугольнике обозначает деление. Вертикальная — умножение. Ребенку можно поставить точку (знак умножения), что будет для него подсказкой. Первое время нужно показывать этот треугольник, а в дальнейшем достаточно будет только сказать: «Вспомните наш треугольник» и уверяю вас, ни один из учеников его не забудет и всегда без проблем будет решать любые задачи на движение.
Применение приема моделирования в процессе решения задач позволяет учебную информацию довести до учащихся в доступной для учащихся форме и служит средством реализации преемственности в обучении математике, вызывает интерес к математике. Моделирование – это исследование объектов путем построения и изучения моделей (рисунок, схема, таблица, чертеж, опорные слова)
Любую задачу на движение нужно начинать с чертежа и краткой записи. Однако следует помнить о том, что краткая запись служит интересам ребенка при решении задачи, а не целью при решении (т.е условие - вспомогательное средство, и при оценивании правильного решения задачи не следует осуждать ребёнка за то, что он сделал краткую запись не по образцу, показанному учителем, а так, как ему удобно, главное, что задача решена правильно)
Работа в группах
-- Прочитать задачу на экране.
«Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км шли 2 поезда. Скорость одного 80 км/ч, а скорость другого -90 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 4 часа?»
--- Всё ли вам понятно?Какого условия тут не хватает?
--В каком направлении могут двигаться объекты?
-- Ваше предположение, одинаковое ли будет решение и ответ в задаче, если условие будет всё одинаковое, но поменяется направление движения?
( каждая группа выбирает карточку с задачей)
-Смоделировать задачу и записать решение
Давайте вспомним, какими могут быть ситуации в задачах на движение, если за основу взять направление движения.
1)При решении задач на встречное движение и движение в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов.
2)При решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов
Мы с вами повторили все необходимые понятия и можем переходить к решению задач
Пока группы решают задачи, с остальными математически по-улыбаемся (презентация «Математическая викторина»)
4 класс |
5 класс |
Из дома вышли и одновременно пошли в одном направлении два пешехода; мальчик и девочка. Скорость мальчика – 100 м/мин, скорость девочки- 60 м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты |
1) От двух пристаней, расстояние между которыми 90 км, одновременно вышли навстречу друг другу два теплохода. Первый теплоход шёл со скоростью 20 км/час, второй со скоростью 25 км/час. Через сколько часов они встретились? |
Решение 100-60=40 м/мин 40*4=160 м(скорость вдогонку) |
Решение:20+25=45 км/час 90:45=2 часа (встречное движение) |
9 класс-ОГЭ |
11 класс-ЕГЭ |
Две пчелы одновременно взлетели с одного и того же цветка и разлетелись в противоположных направлениях. Скорость первой пчелы 18 км/ч, что в 1,2 раза меньше, чем скорость второй пчелы. Через 9 секунд они сели на ромашки, растущие на противоположных сторонах лужайки. Каково расстояние между ромашками? |
1)Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 65 км/ч, проезжает мимо идущего в том же направлении параллельно путям со скоростью 5 км/ч пешехода за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах. |
Решение. Переведем скорость первой пчелы в м/с: 18 км/ч = 5 м/с. Скорость второй пчелы – 5×1,2 = 6 (м/с). Скорость «удаления пчел друг от друга» равна 11 м/с. Значит, расстояние между ромашками – 99 м. |
Решение:65-5=60 км\ч=100/6 м/с 100/6*30=500м(движение вдогонку) |
- 1 группа, решили задачу? Что у вас получилось? Молодцы!
-2 группа? Молодцы!
Какой способ рациональнее?
Схема помогает выявить более рациональный способ решения.
(работа с группой поддержки)
Вывод:
Молодцы, теперь проведем итог нашего мастер-класса. Для этого нужно составить кластер. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, дают свободу творческой деятельности.
Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Для этого нам нужно будет вспомнить что это такое. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Например,
Сегодня мы коснулись преемственности в обучении математике лишь на примере решения задач на движение.
Как нам стало ясно, работу по преемственности необходимо начинать с начальной школы, продолжать её в среднем и старшем звеньях и тогда, сформированные в начальной школе знания получат в курсе V класса закрепление и развитие на новом числовом материале. Ведь ученик в школе не только получает знания, но и учится учиться, учится подходу к проблеме, задаче.
Так что, давайте, уважаемые учителя, сотрудничать. А тесное сотрудничество учителей начальных классов с учителями – предметниками среднего звена приведёт к успешному продвижению учащихся в средней школе.
Ну и в заключении я хочу сказать, что каждый из нас должен работать так, чтобы их ученики, решив какую-нибудь задачу, хотели решить другую более интересную и более сложную задачу как учебную, так и жизненную
Огромное спасибо за работу!