Статья «Обеспечение преемственности с программами начального образования»
«Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения»
Тема:
«Обеспечение преемственности с программами начального образования»
Автор статьи:
учитель начальных классов
Ошвинцева Лариса Николаевна
2021 г.
В современном мире образование для человека имеет ключевую роль.
Формирование и развитие жизненно-важных компетенций у дошкольников является основной целью образовательного процесса.
Согласно ФГОС программы дошкольного образования должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социальных компетенций.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход.
Данный подход включает — воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических концепциях П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
В основе данного подхода лежат дидактические принципы:
- принцип целостности, направленный на формирование у детей представлений об окружающем мире как системе;
- принцип вариативности, дающий детям возможность выбора собственной деятельности;
- принцип деятельности, обеспечивающий включение каждого ребенка познавательную деятельность;
- принцип минимакса, обеспечивающий возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
- принцип психологической комфортности, направленный на выстраивание самостоятельной деятельности детей по интересам,
- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах.
В связи с этим для педагогов особую актуальность приобретает проблема выбора образовательной программы, основанной на системно-деятельностном подходе и обеспечивающего решение современных задач дошкольного образования с позиций непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.
Одним из вариантов решения данной проблемы на дошкольном уровне является образовательная система Л.Г. Петерсон, представленная в программе дошкольного образования «Мир 5 открытий» и парциальной образовательной программой математического развития детей дошкольного возраста «Игралочка» под научным руководством Л.Г. Петерсон.
Реализация новых образовательных стандартов зависит от педагога. Важной компетенцией современного педагога является знание и изучение образовательных программ, взаимодействие с педагогами как дошкольного, так и начального образования.
Интернет-ресурсы
ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru)
Комплексные образовательные программы дошкольного образования (ranepa.ru)
Важное о программе математики Игралочка (sch2000.ru)
ЗАНКОВ.RU - официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В. Занкова (zankov.ru)