Задачи:
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма, переедания на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека
Оборудование: таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты., презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, работа в парах., индивидуальная
План урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование.( 3 варианта дифференцированных заданий)
III. Изучение нового материала.
1. Заболевания сердечно - сосудистой системы и их причины .
2. Значение тренировки сердца.
3. Виды кровотечений и первая помощь при кровотечениях.
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.Добрый день! Мы рады видеть гостей на сегодняшнем уроке. У нас необычный урок, проводят урок 2 учителя.Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в работе, настроимся на поиск и творчество.
II.Актуализация знаний.
Учитель биологии: В организме человека нет самых главных и самых важных органов, все органы важны и нужны. Сегодня мы будем говорить об одном из них.: Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как этот. Но этот орган все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные по сей день. Во все века он был в почёте у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!
Ребята, как вы думаете о каком органе идет речь? Конечно, это сердце.
Э. Межелайтис “Сердце”. Что такое сердце? (Проекция на компьютере.Раздается звук биения сердца) Слайд 1
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
1.Вопрос к классу: “Что такое сердце?” Предполагаемый ответ: “Сердце — центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий движение её по сосудам”.
Сердце - это мышечный орган, состоящий из четырех камер: двух предсердий (левого и правого) и двух желудочков (левого и правого). Стенка сердца состоит из 3 оболочек: внутренней — эндокарда, наружной — эпикарда и средней, мышечной оболочки — миокарда. (Показать модель сердца, отделы сердца на интерактивной доске).
2.Что еще относится к органам кровообращения? (сосуды)
3 Какие виды кровеносных сосудов знаете?
4. Учитель: Ученые рассчитали, что если все капилляры вытянуть в одну линию, то получится расстояние от Земли до Луны.Раз у человека 2 предспрдия и 2 желудочка, значит сколько кругов кровообращения? (2.Малый круг начинается в правом желудочке, омывает легкие и заканчивается в левом предсердии.Большой круг начинается в левом желудочке, омывает голову, конечности и заканчивается в правом предсердии.)
5 Учитель: Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За час оно перекачивает около триста литров крови. За одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти 20- этажного дома.
Но оно подвержено различным воздействиям и в следствие этого возникают серьёзные изменения в его работе. Как можно назвать эти изменения? (Сердечно-сосудистые заболевания).
Учитель: Что мы будем изучать на уроке? Какая цель нашего урока? А целом какая тема урока? Слайд 2 (называю тему урока "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях"
Эпиграфом к этому уроку будут такие слова: "У нас только одно сердце и только одна жизнь и необходимо заботится об этих сокровищах. (Г.Бретт)
Какая цель нашего урока? Слайд 3 (Изучить заболевания сердечно-сосудистой системы и причины их возникновения;
Научиться оказывать первую помощь при кровотечениях, задачи вы видите на слайде)
Итак, что же такое сердечно-сосудистые заболевания ? Предполагаемый ответ: это группа болезней сердца и кровеносных сосудов
Учитель биологии: Сердечно- сосудистые заболевания занимают 1 место не только в Архангельской области, но и во всем мире среди других заболеваний. Число их постоянно растет. Не случайно день 26 сентября объявлен Всемирным днем Сердца. В этод день кардиологи и кардиохирурги всего мира обсуждают проблемы лечения заболеваний сердца и сосудов.
Раньше не знали причин сердечно - сосудистых заболеваний и поэтому не могли их лечить. Медицина сегодняшнего дня пошла далеко.
Ребята, какие сердечно - сосудистые заболевания вы знаете? (называют, потом даем расшифровку каждого заболевания)
(Примерные сообщения учащихся). Слайд 4
Дети называют заболевания:
1. Гипертоническая болезнь (Гипертония) - болезнь, при которой повышается артериальное давление и поражается сердечно - сосудистая система.
2. Гипотоническая болезнь (Гипотония) – это состояние организма, при котором понижается артериальное давление (ниже 100/60) и снижен тонус артерий.
3. Ишемическая Болезнь Сердца (ИБС) - болезнь кровеносных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу. Кровь, приносящая кислород и питательные вещества, не проходит в нужном количестве через сосуды сердца из-за их сужения или закупорки. Происходит кислородное “голодание” сердца.
4. Стенокардия (грудная жаба) — недостаточное питание сердца проявляется сильной болью за грудиной при физической нагрузке, стрессе, выходе на холод или переедании. Осложнением Ишемической Болезни Сердца -инфаркт миокарда.
5. Инфаркт миокарда — отмирание участка сердечной мышцы, вызванное ее “голоданием”.
Инфаркт миокарда - это тяжелое заболевание, вызывающее частую гибель людей. Он является первым по частоте “убийцей” людей во всем мире.
6. Ишемический инсульт (инфаркт мозга) — острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга.
7. Тахикардия — это увеличение частоты сердечных сокращений более 90 уд в мин.
8. В последнее время распространено такое заболевание, как аритмия (Слайд 5 )
Фактором риска аритмии является не только болезни сердца, но и физическая и психическая усталость
- стрессы
- курение
злоупотребление алкоголем
-чрезмерное употребление кофеина.
Учитель: Сейчас прослушайте стихотворение. Ваша задача: Перечислить факторы, отрицательно влияющие на работу сердца.
Сердце – мышечный насос
Никогда не отдыхает.
От рожденья и до смерти
Нашу кровь качает.
Отдых в меру, крепкий сон,
Спорт и физкультура,
Сердце бьется как часы, стройная фигура
Будешь ты всегда здоров
Без больниц и докторов.
Алкоголь, табак, наркотик,
Стресс, перееданье –
Это сердцу страшный враг,
Просто наказанье.
Если ты здоровью враг,
То живи на свете так. .
Учитель: Ребята! Назовите причина сердечно-сосудистых заболеваний, которые прозвучали в этом стихотворении.
(Предполагаемые ответы)
- снижение физической активности,
- избыточное питание,
- курение,
- употребление алкоголя,
- неблагоприятна экологическая обстановка,
- чрезмерные психические нагрузки. Слайд
Учитель Отгадайте загадку: что на свете самое дорогое?(ответы учащихся).
Самое дорогое на свете - это здоровье. Если человек болен, ему никакие богатства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье.
(Проведение практической работы.)
Здесь очевидна связь работы сердца и здорового образа жизни. Движение - это жизнь.Сейчас мы проведем физкультминутку и одновременно выполним практическую работу. Сначала мы с вами посчитаем пульс в состоянии покоя. Назовите где лучше услышать пульс? (Ответы учащихся: запястье,бедренная и сонная артерия) Мы измерим пульс на запястье.
(инструкция прилагается) Учитель биологии предлагаю выполнить подсчет пульса в спокойном состоянии и после физкультминутки.
1.Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте измерения за 10 с, значение умножьте на 6. 2.Сделайте физкльтминутку, сядьте и тут же измерьте пульс за 10 с. 3.Результаты запишите в инструктивную карту. Оценка результатов. Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если – наполовину – результаты средние, а если больше чем наполовину – результаты неудовлетворительные.
Учитель ОБЖ: Одной из причин сердечно - сосудистых заболеваний являются употребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце покрывается жиром и увеличивается 1,5 - 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о вредном влиянии спиртных напитков.
«Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно - сосудистой системы . По наблюдениям медиков, сердечно - сосудистые заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций сердечно - сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц, страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными неприятными ощущениями - давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио -карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе появляются сердцебиение, одышка, слабость».
Учитель биологии: 2 проблема -курение. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови.
Сообщение учащегося о вредном влиянии курения.
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение - источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей, желудочно - кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка».
Никотин вызывает устойчивый спазм сосудов, инфаркт миокарда.
3 Учитель биологии: Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие - отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечно - сосудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отношениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Стрессовые ситуации истощают сердечную мышцу.
Волнение, испуг, гнев (особенно сдерживаемый) и другие отрицательные эмоции немедленно ведут к повышению артериального давления, а в дальнейшем при определенных условиях - и к гипертонической болезни.
Очень часто инфаркт или инсульт происходят в результате тяжелого стресса.
4. Разумеется, нельзя обойти стороной такую важную часть нашей жизни, как питание. Доказано, что обилие в нашем рационе жирной, острой, соленой пищи, не только вызывает ожирение, но и плохо влияет на эластичность сосудов, а это нарушает кровоток.
Учитель ОБЖ: «Мы едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», - сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно - сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн литр крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20 - 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде - залог здоровья и долго - летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе могилу зубами».
Учитель ОБЖ: Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, физический труд, активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питательными веществами. У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше, чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту составляет до 40, иногда до 28 ударов.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать кровь в малом объеме.
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку. Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент глобальная проблема - сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.- работа с презентаций
Учитель ОБЖ: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь чело- века. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.
Вопрос: Какие виды кровотечений вам известны?
В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Учитель обращает внимание учеников на слайд, там характеристика кровотечения. Задача учеников его назвать.
Повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани. - Капиллярное кровотечение
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
Характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку -Венозное кровотечение
Цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.-Артериальное кровотечение
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
Кровь попадает в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый. -Внутреннее кровотечение:
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».
Учитель на учениках показывает как правильно накладывает жгут на плечо и давящую повязку на предплечье. Объясняет, как это надо делать.
Работа учащихся в парах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.
Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).
Заполните таблицу:
Вид кровотечения Характеристика кровотечения Меры первой помощи
IV.Подведение итогов урока:
Учитель биологии : Татарская народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с уважением.
Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.
Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!
Учитель ОБЖ: Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной. Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами. Вернулся он к богачу и вернул ему корзину.
Богач удивился и спросил: «Зачем ты мне даёшь эту корзину, наполненную красивыми цветами, если я дал тебе мусор?» А бедняк ответил:
- «Каждый даёт другому то, что имеет в своём сердце.»
V. Вывод.
Учитель биологии: Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!
Учитель ОБЖ; Роль сердца нельзя переоценить — это один из самых важных и требующих особой заботы органов! Именно сердце ответственно за доставку питательных веществ и кислорода в каждую клетку, за стабильную работу системы кровообращения, а значит, и всего организма. Каждый человек должен сохранить здоровье сердца, поддержать в соответствующем состоянии стенки сосудов. Всем известно, что занятия физкультурой и спортом оказывают положительное воздействие на организм. Берегите сердце, тренируйте его. Занимайтесь физическим трудом, физкультурой, спортом, и тогда сердце будет здоровым и крепким.
Сердце – это душа, настроение, взгляд,
Это ум, это мысль, это Света заряд;
Избегайте тоски и чрезмерных волнений!
Берегите сердца от любых поражений
Рефлексия
- Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
- Что произвело на вас наибольшее впечатление?
- Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что вас удивило?
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответ?
- Понравился вам результат вашей работы?
Дети складывают в вазу смайлики а) смеющийся b) грустный
Учитель биологии и ОБЖ комментируют оценки учащихся.
VI. Домашнее задание. а) повторить тему «Кровеносная система»; б) Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения", начиная словом «Сердце» в)подготовить сообщение (Темы сообщений:
1.Значение физических упражнений для укрепления ССС.
2.Зачем нужны прививки.)
Подведение итогов.Хочется закончить урок словами.
«Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда»
На экране:
Заповеди оказания помощи знай,
Четко и грамотно их выполняй!
- Не паникуй!
- Не навреди!
- Страдания облегчи!
- Непременно спаси!
Будьте здоровы и заботьтесь о здоровье своих близких.
1.Выставление оценок за термины.
2.Выставление оценок за конкурсы.
3.Общие итоги и выводы.
V. Обобщение и систематизация знаний.( задания на слайде).
V! Работа с инструктивной картой
Инструктивная карта
Вариант 1. 1.Практическая работа.
1.Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте измерения за 10 с, значение умножьте на 6. 2.Сделайте физкльтминутку, сядьте и тут же измерьте пульс за 10 с.
3.Результаты запишите в инструктивную карту.
Пульс в состоянии покоя ..............
Пульс после выполнения физических упражнений ........
Вывод:
2. Выберите один правильный ответ.
1. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
2. . Самая крупная артерия называется:
A. Легочная артерия
Б. Сонная артерия
B. Аорта
3. Большой круг кровообращения начинается:
A. В правом желудочке
Б. В левом предсердии
B. В левом желудочке
4). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
5).Наименьшая скорость движения крови наблюдается:
A. В аорте
Б. В крупных венах
B. В капиллярах
6). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
3.Решите кроссворд.
3.Составить кроссворд. По вертикали: 2. Ритмичные сокращения сердца.
По горизонтали: 1. Ритмичное колебание стенок артерий. 3. Сосуды, несущие кровь от сердца. 4. Вещество, суживающее просвет кровеносных сосудов. 5. Состояние, причиной которого является недостаточная физическая активность. 6. Чувствительные нервные окончания, расположенные в стенках кровеносных сосудов.
7. Увеличение числа лейкоцитов в крови. 8. Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови. 9. Пониженное кровяное давление. 10. Особый белок, благодаря которому эритроциты могут переносить кислород. 11. Временное снижение работоспособности. 12. Состояние организма, при котором в крови уменьшается содержание гемоглобина. 13. Привычка, оказывающая вредное действие на сердце и кровеносные сосуды.
Инструктивная карта
Вариант 2.
1.Практическая работа.
1.Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте измерения за 10 с, значение умножьте на 6. 2.Сделайте физкльтминутку, сядьте и тут же измерьте пульс за 10 с. 3.Результаты запишите в инструктивную карту.
Вариант 2. Выберите один правильный ответ.
1. Мельчайшие кровеносные сосуды:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
2.. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
3. . Продолжительность паузы в работе сердца составляет:
А. 0,1с
Б. 0,4 с
В. 0,3 с
4.. Прочными и упругими стенками обладают:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
5. Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
6. В малом круге кровообращения кровь насыщается:
A. Кислородом
Б. Углекислым газом
B. Азотом
3.Решите кроссворд
По вертикали: 2. Ритмичные сокращения сердца.
По горизонтали: 1. Ритмичное колебание стенок артерий. 3. Сосуды, несущие кровь от сердца. 4. Вещество, суживающее просвет кровеносных сосудов. 5. Состояние, причиной которого является недостаточная физическая активность. 6. Чувствительные нервные окончания, расположенные в стенках кровеносных сосудов.
7. Увеличение числа лейкоцитов в крови. 8. Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови. 9. Пониженное кровяное давление. 10. Особый белок, благодаря которому эритроциты могут переносить кислород. 11. Временное снижение работоспособности. 12. Состояние организма, при котором в крови уменьшается содержание гемоглобина. 13. Привычка, оказывающая вредное действие на сердце и кровеносные сосуды.