Технологическая карта к уроку биологии «Гигиена сердечно-сосудистой системы» (8–9 классы)
ТЕМА. ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЦА И СОСУДОВ.
ЦЕЛИ.
Предметные: раскрыть материал о резервах сердца, необходимости постоянного обеспечения сердца кислородом и питательными веществами, о влиянии вредных привычек, гиподинамии, стресса, экологии и питания на кровеносную систему
метапредметные: формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты исследований, анализировать, сравнивать и делать выводы развивать культуру речи, речевой этикет
личностные: пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью, развитие коммуникабельных способностей учащихся.взаимоотношения,.
ОБОРУДОВАНИЕ: слайды для мультимедийного проектора
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организа-ционный момент Приветствие,
Проблема Тема Цели |
Приветствие: «Добрый день. У нас сегодня очень интересная, актуальная и полезная тема. Начать урок я хочу со стихотворения, которое мне очень понравилось» Чтение стихотворения «Что такое сердце?» Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе – все земное Умещается в его пределы, Потому-то нет ему покоя До всего ему есть дело! Наше сердце с одной стороны - уникальный орган, а с другой – самый уязвимый. Сердечно-сосудистые заболевания – серьезная проблема всего человечества. Смертность от болезней ССС составляет 35-40% населения Земли! В 2000 г в г.Комсомольске н/А смертность от болезней системы кровообращения составила – 46%. Представьте себе только, какую колоссальную работу выполняет наше сердце. За 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови, значит за урок – 240 литров! А за сутки?.. При такой активной работе понятна уязвимость ССС, но есть и другие факторы, которые оказывают влияние на сердце и сосуды. Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми! Итак, тема нашего урока – Мы узнаем, какие причины вызывают сердечно-сосудистые заболевания, научимся оказывать первую помощь… |
Запись темы в тетрадь Мы сегодня работаем в группах, каждая группа работает над определенной проблемой, а руководят ими специалисты в области медицины. Давайте познакомимся Специалисты встают и представляются: 1 группа под руководством врача-Нарколога – врача, который спасает людей от разных зависимостей. Вот одна из них: Её имя – Сигарета, И красива и сильна И знакома с целым светом Может многим и нужна. Мозг и сердце одурманит Молодым и старикам Независимо от знаний Скажем прямо – слабакам. 2 группа под руководством врача – Кардиолога (врач, занимающийся лечением заболеваний сердца) День и ночь в груди оно Как часы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук К нам присоединилась 3 группа – под руководством Врача скорой помощи 4 группа – под руководством Врача лечебной физкультуры Великая мудрость звучит в словах Горация «Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» Я напоминаю руководителям, что в конце урока они подводят итоги работы своей группы, участие каждого на уроке. |
||
Актуализа-ция знаний |
Достанем из тайников памяти ценные знания, которые помогут в усвоении нового материала. |
Ответы на вопросы и задания (фронтальная работа) |
||
Объяснение нового материала |
||||
А) факторы риска для ССС |
||||
вступление |
Как сказано было в начале – сердце выполняет колоссальную работу, да еще и человек накладывает дополнительную нагрузку. - какие причины (факторы) подвергают риску ССС? |
Ребята называют факторы риска
|
||
Выступление нарколога |
Предоставим слово 1 группе, которая работала над проблемой «Влияние вредных привычек» и ее руководителю – Наркологу. В конце выступлений вам предстоит составить схему «Факторы риска для ССС», чтобы ничего не забыть, записывайте те лозунги со слайдов, которые мы вам представим. Обратите внимание: во время выступлений специалисты и я будем называть заболевания, к которым приводят все факторы риска. По возможности фиксируйте их в тетради. |
Рассказ о 1 )влиянии вредных привычек на ССС (по слайду) |
||
Выступление социолога |
Табакокурение, употребление алкоголя и наркомания – проблемы в первую очередь социальные. Ребята в группе проводили социальное исследование и расскажут вам о своих результатах. |
Проблема среди подростков школы (результаты анкетирования) – 1 социолог (по слайду) Вывод- 2 социолог |
||
Объяснение учителя и фронтальная беседа |
Я предлагаю рассмотреть другие факторы: 2) экология города Угарный газ - ослабляется сердцебиение Оксиды азота – ишемическая болезнь Свинец – малокровие, гипертония 3) особенности ДВ климата внезапные и резкие перепады погоды – ухудшение самочувствия у 60% гипертоников, в зависимости от сезонов изменяется формула крови – летом эритроцитов на 4% меньше, чем зимой 5) питание - Расскажите, какое питание является здоровым для сосудов и сердца? 4) стрессы - Как вы понимаете смысл этого лозунга? Ухудшение экономической, социальной, криминогенной обстановки в стране сопровождается увеличением стрессов. А они ведут к быстрому росту сердечно-сосудистых заболеваний и особенно к увеличению смертности от ишемической болезни сердца. 6) гиподинамия Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности. Работа с учебником: найдите в тексте учебника статью «Гиподинамия». Что это такое и к каким последствиям она приводит? Почему сейчас эта проблема наиболее актуальна?
Я думаю, что сейчас самым уместным действием будет небольшая физкультурная зарядка! Вновь у нас физкультминутка, наклонитесь ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два: думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка! А теперь заполните схему «Факторы риска для ССС» и проверьте правильность ее заполнения. |
Запись лозунгов и заболеваний в тетрадь. Фронтальная беседа Работа с учебником Ответы на вопросы Делают зарядку с врачом ЛФК Заполнение схемы |
||
Б) Заболевания сердца и первая помощь при них |
||||
Выступление кардиолога и ребят 2 группы |
Вы уже услышали ряд заболеваний, которые подстерегают любого, назовите их. Над этим вопросом работала 2 группа, и мы предоставляем ей слово |
1 кардиолог - рассказ о заболеваниях: 2 кардиолог - Рассказ по видеослайду |
||
Выступление врача скорой помощи |
Сценка-ситуация «Звонок 03» Рассказ о первой помощи при заболевании стенокардия |
|||
В) Сердце тренированного и нетренированного человека |
||||
Объяснение учителя |
Итак, мы знаем , что подвергает опаснос-ти наше сердце, к каким заболеваниям это приводит. Но мало что-то знать, надо что-то делать! Выход есть – тренировка сердца. Что это такое, какой эффект она дает? Объяснение по слайду: При любой физнагрузки организм требует повышенного количества кислорода. Как в этом случае реагирует наше сердце? Рассмотрим два случая. |
Ответы на вопросы: 1) к каким последствиям приводит первый способ удовлетворения потребностей? 2) Что-то происходит с сердцем во втором случае? 3) Будет ли внешне отличаться тренированное сердце от нетренированного? 4)Всегда ли размер сердца говорит о его тренированности? |
||
Исследование «Степень тренированности сердца» 4 группа |
За несколько дней до урока мы провели физиологическое исследование и ребята из 4 группы обработали результаты и расскажут, что у них получилось |
Рассказывают о цели, ходе и результатах исследования.
|
||
Выступление врача ЛФК |
Правила тренировки сердца |
|||
Закрепление нового материала |
||||
В начале урока мы поставили проблемный вопрос: «Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми?» Мы услышали сегодня достаточно информации и рекомендаций. Ваша задача – показать, какие знания вы получили. Подведение итогов (по группам) |
Ответ на проблемный вопрос Работа по группам с тестами: 1 группа – «Вредные привычки» 2 группа – «Заболевания сердца» Проверка правильности выполнения задания. Выставление оценок за урок (только «4» и «5»!) |
|||
Заключение и дача ДЗ |
В начале урока я привела тяжелую статистику. Но уверена, что знания, полученные вами на уроках, и умения, которыми вы овладели, позволят вам укрепить свое сердце, не подвергнуть его ненужным испытаниям! Большое спасибо за урок, мне, как всегда, было приятно работать с вами! |
Параграф 24. Проведите исследование: изучите свою двигательную активность за сутки. Сделайте выводы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТЫ-ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ТЕСТ «Вредные привычки»
Какое утверждение неверное:
а) Курение приводит к увеличению частоты сердцебиения
б) У курящего человека возникают проблемы с сосудами ног
в) Курение не оказывает вредного влияния
Влияние алкоголя на сердце и сосуды:
а) частота сердечных сокращений остается в норме
б) происходит замена сердечной мышцы жировой тканью
в) не оказывает вредного влияния
У больного обнаружены жировые отложения в мышце сердца. Наиболее вероятная причина этого:
а) курение;
б) алкоголизм;
в) чрезмерные физические нагрузки
ТЕСТ «Заболевания сердца»
Инфаркт миокарда – это:
а) учащенное сердцебиение;
б) заболевание сердечной мышцы (омертвение тканей
в) нарушение функции створчатых клапанов
Значительное повышение кровяного давления, приводящее к кровоизлиянию в мозг может вызвать:
а) инсульт
б) инфаркт
в) стенокардию
Человек жалуется на болевые приступы в левой части грудной клетки, боль распространяется в левую руку, чувство слабости и страха, - это симптомы:
а) стенокардии
б) гипертонического криза
в) инсульта
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «Первая помощь при стенокардии и гипертоническом кризе»
заболевание |
симптомы |
Что надо делать |
Чего нельзя делать |
Стенокардия Гипертонический криз |
ТЕСТ «ТРЕНИРОВАННОЕ И НЕТРЕНИРОВАННОЕ СЕРДЦЕ»
1. Тренированное сердце обеспечивает увеличившуюся потребность организма в кислороде с помощью:
а) увеличения частоты сердечных сокращений
б) с помощью увеличения количества крови за одно сокращение
2. Более экономно работает сердце:
а) тренированное б) нетренированное
3. Нетренированное сердце при физических нагрузках чаще сокращается. Время какой фазы при
этом сокращается:
а) фаза сокращения предсердий
б) фаза сокращения желудочков
в) пауза (время расслабления и отдыха)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
НАРКОЛОГ: Среди факторов риска выделяют вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков и наркотиков!
По слайду: Для начала статистика: «Уровень смертности среди курящих выше на 70%!. Продолжительность жизни сокращается на 7-8 лет! Курильщик в 12 раз чаще заболевает стенокардией и в 13 раз чаще инфарктом, чем некурящий человек!
А как воздействуют вещества табачного дыма на сердечно-сосудистую систему?
- Сердце сокращается сильнее, сосуды суживаются, повышается артериальное давление, наступает гипертонический криз
- Происходит спазм артерий ног, омертвение тканей (гангрена), ампутация конечности
По слайду: Обратите внимание на следующее исследование: «В Японии самая высокая продолжительность жизни, т.к. среди японцев не знают вкуса спиртных напитков 30% мужчин и 70% женщин!»
- Поступая в кровь, алкоголь заставляет сердце работать в неблагоприятном ему режиме
- При злоупотреблении спиртными напитками, в т.ч.пивом у человека сердечная мышца заполняется жиром, масса сердца увеличивается, но обладает малой мощностью!
По слайду: Наркомания – дорога, ведущая в пропасть… Защита от наркотиков одна - ЗНАНИЯ!
- Психические нарушения сочетаются с тяжелыми изменениями внутренних органов, в т.ч. и ССС (изменение давления, частоты пульса, кровоснабжение мозга)
- Велик риск заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом.
СОЦИОЛОГ: Мы провели исследование с целью выявления количества ребят, подверженных вредному влиянию. И вот, что у нас получилось:
Задумайтесь, насколько правильный выбор делают эти ребята. Я очень хочу, чтобы вы не подвергали свое здоровье опасности и убедили своих друзей отказаться от вредных привычек.
1 КАРДИОЛОГ: По слайду: Вследствие влияния выше перечисленных факторов наш организма, а именно ССС, подвержена различным заболеваниям, например: стенокардия, ишемия, инсульт, инфаркт, гипертонический криз, атеросклероз – это самые распространенные болезни.
2 КАРДИОЛОГ: по видео-слайду: Ишемическая (коронарная) болезнь сердца развивается вследствие спазма (сужения) просвета коронарных артерий. В начале болезни при обычных нагрузках особых изменений не происходит, но стоит нагрузку увеличить, человек чувствует давящую боль в левой половине груди. Эти симптомы говорят о том, что в миокард поступает мало крови с кислородом из-за сужения коронарных артерий (стенокардия). В результате развивается омертвение сердечной мышцы – инфаркт миокарда. Вовремя не оказанная помощь приводит к смерти.
ВРАЧ СКОРОЙ ПОМОЩИ:
Сценка
- Алло! Скорая помощь? Мой друг жалуется на боль в левой части грудной клетки, эта боль распространяется в левую руку. Что делать?
- Симптомы, которые вы назвали, больше похожи на стенокардию. Мы высылаем вам машину скорой помощи, но до приезда врача обеспечьте больному полный покой, доступ кислорода и удобное неподвижное положение тела, можете дать препарат, расширяющий сосуды сердца – положить под язык валидол или нитроглицерин. Главное – никакого движения и физических нагрузок!
4 группа (по слайду): С целью выявления степени тренированности сердца среди учащихся вашего класса, мы провели исследование «Функциональная (нагрузочная) проба». Ход опыта: измерили пульс в состоянии покоя за 1 минуту, сделали 20-30 приседаний в быстром темпе, и тут же повторно измерили пульс. Далее определили коэффициент тренированности по формуле. Зная коэффициенты по средним показателям определили, что
(по слайду): больше всего ребят с удовлетворительной степенью тренированностью - ____15___чел (_52_%), но есть и ребята с плохой тренированностью (16%)
ВРАЧ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ:
Проанализировав данные, я считаю, что многим ребятам класса было бы не лишним заняться тренировкой сердца через спорт, но помните основные правила тренировки:
-
физическая нагрузка должна возрастать постепенно.
Нагрузка должна правильно дозироваться – слабые нагрузки эффекта не дадут
Необходимо чередовать работу и отдых.
И тогда вы не только сможете улучшить свои спортивные достижения, но и укрепить свое сердце, сделать его выносливым и работоспособным!