Бинарное занятие на тему «Автоматизация производства. Использование информационных технологий в горной промышленности»

1
0
Материал опубликован 10 February 2019 в группе

Министерство образования и науки ЛНР

ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия на тему:

Автоматизация производства.

Использование информационных

технологий в горной промышленности

Дисциплины:

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Механизация и электроснабжение горных работ, электропривод и автоматизация горных машин и комплексов

Преподаватели:

Квитка Елена Ивановна

Губарев Владимир Викторович

 

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………

2

1

Карта открытого занятия …………………………….…………..

4

2

Ход занятия …………………………………………………………

5

ВЫВОДЫ………………………………………………………………....

10

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

12

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...

13

 


 

 


 


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Качество подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т. д. Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении среднего профессионального образования.

Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой полноправное место при подготовке специалистов среднего звена занимает бинарная модель обучения. Методика бинарного занятия отличается от методики традиционного тем, что два преподавателя одновременно ведут занятие по какой-либо завершающей теме по двум различным учебным дисциплинам. В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателей и студентов, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения. Преподаватели, используя данный проект интегрируют теоретические и практические знания студентов. Таким образом, такое  бинарное занятие позволяет рационализовать образовательный процесс. Большинство студентов не до конца осознают  значимость изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

Без использования современных средств, информационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. На данном занятии учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» выступает в роли интегрирующей дисциплины, способствует развитию метапредметных связей и формированию компетенций. При использовании компьютера и ИКТ в учебном процессе обучающийся становится полноправным его участником. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает студентов к самостоятельному поиску.

Формой проведения занятий выбрана учебная конференция, позволяющая обобщить материал, углубить знания студентов по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Занятия-конференции учат студентов сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал.

В ходе проведения конференции студенты предлагали к обсуждению свои творческие проекты, основанные на региональном компоненте и сопровождаемые для наглядности компьютерными презентациями.

С целью формирования у студентов навыков выделять главное и характерное, сжимать текст а также развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли студентам было предложено во время выступления одного из докладчиков составить опорный конспект.

Для организации контроля знаний было выбрано несколько методов: блиц-тестирование, интеллектуальный баттл, экспертная оценка.

Своеобразным подведением итогов учебной деятельности, неким самоанализом, позволяющим преподавателю зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу, является оценка студентами своего эмоционального состояния на занятии.

Министерство образования и науки ЛНР

ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»

СОГЛАСОВАНО

Методист колледжа

______________Е.А. Паленчук

«__» ________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

_______________ О.Н. Каранда

«__» ________ 2018 г.

Дисциплина: Информационные технологии в профессиональной деятельности, Механизация и электроснабжение горных работ, электропривод и автоматизация горных машин и комплексов.

Преподаватели: Квитка Е.И., Губарев В.В.

Группа 1ПР-15

Дата проведения: 07.12.2018 г.

Тема занятия: Автоматизация производства. Использование информационных технологий в горной промышленности.

Цели занятия:

образовательные:

обобщить и систематизировать знания студентов об использовании механизации и комплексной автоматизации технологических процессов в горном производстве;

совершенствование и расширение знаний об использовании ресурсов Интернет в профессиональной деятельности;

развивающие:

развивать культуру письменной и устной речи, логическое мышление;

обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное;

оказывать содействие развитию интереса к предмету;

воспитательные:

воспитывать понимание роли информационных технологий в функционировании современного производства;

воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;

развитие культуры эстетического восприятия окружающего мира;

создание атмосферы сотрудничества преподавателя и студентов.

Тип занятия: бинарное, обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия: практическое занятие, учебная конференция.

Оборудование: ПК, экран, мультимедийный проектор, компьютерные презентации, карты эксперта, шаблоны опорных конспектов, задания для блиц-опроса, карточки для рефлексии, памятки.

Место проведения: аудитория ПД-14.

Время проведения: 955

План занятия

Этапы занятия

Распределение времени

 

Организационный момент

3

 

Формулирование темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности

5

 

Актуализация опорных знаний

8

 

Обобщение и систематизация знаний:

55

 

Заслушивание докладов студентов

30

 

Обсуждение и анализ выступлений студентов

15

 

Обзор информационных ресурсов

10

 

Подведение итогов, оценка работы студентов

7

 

Рефлексия

2

Литература:

Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ.- М.: Радио и связь, 1989.-176 с.: ил.

Батицкий В.А. Куроедов В.И. Рыжков Н.А. «Автоматизация производственных процессов. АСУТП в горной промышленности ». - М., Недра 1991г.

Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2011

Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. Л., 1988.

Дёмин В.В. «Лабораторный практикум по рудничной автоматике и телемеханике» - М., Недра 1990г.

Информационные технологии в профессиональной деятельности. Михеева Е.В. 14-е изд. - М.: 2016. — 384 с.

Медведев Г.М. "Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий" учебник для техникумов. М. Недра, 1988 - 360 с.

Поспелов Л.П. «Основы автоматизации производства». Учеб. Пособие для техникумов. - М., Недра 1988г.

Преподаватели:

____________Е.И. Квитка

 

____________ В.В. Губарев

 

Тема занятия: Автоматизация производства. Использование информационных технологий в горной промышленности.

Цели занятия:

образовательные:

обобщить и систематизировать знания студентов об использовании механизации и комплексной автоматизации технологических процессов в горном производстве;

совершенствование и расширение знаний об использовании ресурсов Интернет в профессиональной деятельности;

развивающие:

развивать культуру письменной и устной речи, логическое мышление;

обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное;

оказывать содействие развитию интереса к предмету;

воспитательные:

воспитывать понимание роли информационных технологий в функционировании современного производства;

воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;

развитие культуры эстетического восприятия окружающего мира;

создание атмосферы сотрудничества преподавателя и студентов.

Литература:

Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ.- М.: Радио и связь, 1989.-176 с.: ил.

Батицкий В.А. Куроедов В.И. Рыжков Н.А. «Автоматизация производственных процессов. АСУТП в горной промышленности ». - М., Недра 1991г.

Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2011

Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. Л., 1988.

Дёмин В.В. «Лабораторный практикум по рудничной автоматике и телемеханике» - М., Недра 1990г.

Информационные технологии в профессиональной деятельности. Михеева Е.В. 14-е изд. - М.: 2016. — 384 с.

Медведев Г.М. "Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий" учебник для техникумов. М. Недра, 1988 - 360 с.

Поспелов Л.П. «Основы автоматизации производства». Учеб. Пособие для техникумов. - М., Недра 1988г.

Структура занятия

Этапы занятия

Распределение времени

 

Организационный момент

3

 

Формулирование темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности

5

 

Актуализация опорных знаний

8

 

Обобщение и систематизация знаний:

55

 

Заслушивание докладов студентов

30

 

Обсуждение и анализ выступлений студентов

15

 

Обзор информационных ресурсов

10

 

Подведение итогов, оценка работы студентов

7

 

Рефлексия

2

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

(Губарев В.В.) Слайд 1. Добрый день уважаемые студенты. Приступаем к проведению занятия. Прошу старосту назвать фамилии отсутствующих.

Формулирование темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности

(Губарев В.В.)Тема занятия: «Автоматизация производства. Использование информационных технологий в горной промышленности»

Как видите, тема занятия необычная, да и само занятие бинарное и целью его будет (Слайд 2) подведение некоторых итогов изучения сразу двух дисциплин: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Механизация и электроснабжение горных работ, электропривод и автоматизация горных машин и комплексов». Слайд 3

И проводить его будут сразу два преподавателя соответственно: компьютерных и горных дисциплин.

(Квитка Е.И.) Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информационные технологии. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Фактически за последние годы произошла революция в области передачи, накопления и обработки информации. Эта революция, затрагивает и коренным образом преобразует все области человеческой жизни, включая и горную промышленность.

Актуализация опорных знаний

(Квитка Е.И.) Применение информационных технологий в горном производстве необходимо на любом этапе проектирования, строительства, эксплуатации и основано на подборе и формировании технического, информационного, программного и организационно-правового обеспечения.

Слайд 4. Среди инженерных информационных систем выделяются следующие:

• системы обработки данных;

• системы автоматизированного проектирования (САПР);

• автоматизированные системы управления (АСУ);

• информационно-поисковые системы (ИПС).

Давайте приведем примеры этих информационных систем.

Какие вы знаете системы обработки данных?

Предполагаемый ответ: текстовые и табличные редакторы, СУБД и т.д.

С какой системой автоматизированного проектирования вы знакомы?

Предполагаемый ответ: Компас.

Обобщение и систематизация знаний

(Губарев В.В.)Слайд 5. Современное высокопроизводительное горнодобывающее производство невозможно без использования современных технологий, основанных на механизации всех трудоемких процессов добычи полезных ископаемых и комплексной автоматизации процессов управления на основе компьютеризации.

Каковы же задачи автоматизации технологических процессов:

повышение производительности труда;

быстрый вывод оборудования на рабочий режим;

уменьшение эксплуатационных расходов;

улучшение безопасности труда на рабочих местах;

повышение коэффициента готовности оборудования;

улучшение эффективности использования электроэнергии и инженерных систем.

При изучении дисциплины «Механизация и электроснабжение горных работ, электропривод и автоматизация горных машин и комплексов» в последних разделах мы с вами как раз и рассматривали назначение и работу систем автоматизации управления горного производства.

Слайд 6. Информацию об этих системах и о том какие из них применяются на шахтах объединения «Краснодонуголь» в своем проекте подготовил Краснов Даниил.

Одному из студентов дается задание провести экспертный анализ презентации и озвучить его по окончании выступления.

Блиц-опрос. После заслушивания анализа презентации студентам предлагается блиц-опрос.

(Губарев В.В.)Как видим из доклада Данила можно сделать вывод, что технологические процессы на шахтах «Краснодонугля» в достаточной степени автоматизированы, но зачастую используется лишь часть возможностей системы, как правило, информация о состоянии установки (работает-не работает), об аварийном режиме, отключение электроснабжения при угрозе взрыва газа метана. Вся эта информация поступает горному диспетчеру, который хотя и профессионал, но все же человек, которому свойственно ошибаться, утрачивать внимание, долго принимать решение в критически сложной аварийной ситуации.

Слайд 23. Информация о системах управления под общим названием «Умная шахта», которые не только сообщают и предупреждают, но и на основе алгоритмов вырабатывают правильные управляющие действия, представлена в видеоролике, который мы предлагаем вам сейчас просмотреть.

(Квитка Е.И.) Перед просмотром видеоролика студенты делятся на две рабочие группы и получают задания:

1 группа – определить преимущества автоматизации шахты;

2 группа - определить недостатки автоматизации шахты.

Во время доклада Квитка Е.И. проверяет ответы на блиц-опрос.

Интеллектуальный баттл. После выступления студента 1-я и 2-я группы по очереди называют преимущества и недостатки автоматизации шахты. Побеждает группа, которая называет свойство последней.

Во время баттла Квитка Е.И. вносит оценки за блиц-опрос в таблицу результатов.

(Квитка Е.И.) Неотъемлемой частью нашей жизни стал Интернет. В своей профессиональной деятельности мы также часто обращаемся к ресурсам интернета. А вот как не заблудиться в этой всемирной паутине нам расскажет в своем докладе Науменко Илья.

Чтобы информация, которую нам представит Илья, запомнилась лучше, предлагаю вам по ходу его выступления составить опорный конспект.

Доклад студента на тему «Поиск информации в Интернет».

(Губарев В.В.) Вы познакомились с методами поиска информации в Интернет и для использования в вашей дальнейшей профессиональной деятельности мы предлагаем вам на память перечень информационных ресурсов в виде ссылок, сгруппированных по трем направлениям:

- нормативные документы:

- техническая документация;

- новинки горного оборудования.

Во время презентации перечня информационных ресурсов Квитка Е.И. вносит в таблицу результатов оценки за интеллектуальный баттл и выставляет итоговые оценки за занятие.

Подведение итогов, оценка работы студентов

(Квитка Е.И.) Итак, сегодня мы еще раз убедились в том, что информационные технологии широко применяются на шахтах «Краснодонугля» и есть где применить ваши знания и умения. А на сегодняшнем занятии вы показали такие результаты. (На экран выводится таблица результатов работы студентов и итоговая оценка за занятие).

         

Рефлексия

Преподаватель (Квитка Е.И.) просит студентов оценить свое эмоциональное состояние на уроке, поместив на специальном планшете, уходя с урока смайлики, соответствующие их настроению.

Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности, некий самоанализ, позволяющий преподавателю зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. 

ВЫВОД

Каждое занятие для педагога - это спектакль, в котором он показывает свои творческие способности и навыки. Чтобы сделать сценарий занятия, он сначала выбирает, в каком жанре он будет проходить, то есть определяет его структуру. Пишет сценарий для представления, то есть план занятия, и повторяет текст роли.

В нашем случае, у нашего спектакля была структура занятия - конференции, в которой приняли участие, как преподаватели, так и сами студенты. Готовясь к конференции, они более глубоко изучили материал, нашли ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе и интернете, составили по ним собственную точку зрения. В процессе конференции студенты старались сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегая к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал, а для эмоциональной окраски - компьютерные презентации.

Типом занятия выбрана бинарная модель обучения, поэтому солировали в нашем спектакле сразу два преподавателя – преподаватель информационных технологий и преподаватель автоматизации горных машин и комплексов.

В процессе проведения такого занятия повторяется большой объем и идет глубокое закрепление изученного материала. У студентов развивается интерес к профессиональному модулю, нарабатываются навыки проведения анализа, обобщения. Работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях. Занятие развивает ответственность у обучающихся за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, использование компьютерных технологий имеет большую прикладную направленность. Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, повышают плотность занятия, эффективность каждого этапа, позволяет рационально использовать время занятия.

Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности обучающихся.

Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе работы над проектом проводит анализ внедрения информационных технологий в производственный процесс горного предприятия, видит результаты анализа по нескольким подразделениям, слабые и сильные стороны процесса автоматизации производства, что является необходимым условием в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Посредством таких занятий активизируются психические и интеллектуальные процессы студентов, стимулируется развитие познавательного интереса.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ.- М.: Радио и связь, 1989.-176 с.: ил.

Батицкий В.А. Куроедов В.И. Рыжков Н.А. «Автоматизация производственных процессов. АСУТП в горной промышленности ». - М., Недра 1991г.

Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2011

Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. Л., 1988.

Дёмин В.В. «Лабораторный практикум по рудничной автоматике и телемеханике» - М., Недра 1990г.

Информационные технологии в профессиональной деятельности. Михеева Е.В. 14-е изд. - М.: 2016. — 384 с.

Медведев Г.М. "Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий" учебник для техникумов. М. Недра, 1988 - 360 с.

Поспелов Л.П. «Основы автоматизации производства». Учеб. Пособие для техникумов. - М., Недра 1988г.

 

Приложение 1

1 вариант

Особенностью ПП «ш/у. им. Н.П. Баракова» является применение…

А) система диспетчерского контроля УТАС

Б) устройства телеуправления ту-тс ВЕТЕР 3М

В) Системы аварийного оповещения, мониторинга, позиционирования и поиска персонала

Комплекс автоматизированного управления АУК. 1М предназначен для

А) управления конвейерными линиями

Б) управления насосными установками

В) контроля содержания газа метана

Аппаратура автоматического контроля АПТВ. М предназначена для

А) контроля управления добычными комбайнами

Б) контроля содержания газа метана

В) контроля поступления воздуха в тупиковые подготовительные выработки

Особенностью ПП «ш/у Молодогвардейское» является применение…

А) система диспетчерского контроля УТАС

Б) устройства телеуправления ту-тс ВЕТЕР 3М

В) Системы аварийного оповещения, мониторинга, позиционирования и поиска персонала

Особенностью ПП «ш/у Суходольское-Восточное» является применение…

А) система диспетчерского контроля УТАС

Б) устройства телеуправления ту-тс ВЕТЕР 3М

В) Системы аварийного оповещения, мониторинга, позиционирования и поиска персонала

2 вариант

Аппаратура автоматизации ВАВ предназначена для

А) управления главной водоотливной установкой

Б) управления конвейерными линиями

В) управления вентиляторами главного проветривания

Особенностью ПП «ш/у Молодогвардейское» является применение…

А) устройства телеуправления ту-тс ВЕТЕР 3М

Б) система диспетчерского контроля УТАС

В) Системы аварийного оповещения, мониторинга, позиционирования и поиска персонала

Комплекс устройств КУАК предназначена для

А) управления главной водоотливной установкой

Б) управления автоматизацией добычных комбайнов

В) контроля содержания газа метана

Особенностью ПП «ш/у. им. Н.П. Баракова» является применение…

А) Системы аварийного оповещения, мониторинга, позиционирования и поиска персонала

Б) устройства телеуправления ту-тс ВЕТЕР 3М

В) система диспетчерского контроля УТАС

Особенностью ПП «ш/у Самсоновское-Западное» является применение…

А) система диспетчерского контроля УТАС

Б) устройства телеуправления ту-тс ВЕТЕР 3М

В) Системы аварийного оповещения, мониторинга, позиционирования и поиска персонала

Приложение 2

Поисковая система – это ____________, предоставляющий возможность _______________________________________________________________

 

Методы поиска информации в интернете

Приложение 3

Оценочный лист эксперта

Презентация представлена студентом ______________________________

Тема презентации ______________________________________________

______________________________________________________________

Презентация выполнена в приложении _____________________________

Объем представленной информации: слишком большой; оптимальный; недостаточный для раскрытия темы. (нужное подчеркнуть)

Информация, размещенная на слайдах: дублировала выступающего; дополняла выступающего; отвлекала или раздражала.

Текстовая информация в презентации использована: минимально, слишком много.

Размер шрифта: текст хорошо читается; текст слишком мелкий; текст слишком крупный.

Оформление слайдов: гармоничные цветовые сочетания и эстетичность оформления; использовано слишком много цветов; презентация монохромная и отсутствуют цветовые акценты.

Дизайн слайдов: использовался дизайн, встроенный в данной версии Power Point; использовалась заливка фона; использовался фоновый рисунок.

Использование анимации:

анимация графических объектов;

анимация текста;

использование анимационных картинок, гифов;

использование видеофрагментов.

Звуковое сопровождение: использовано уместно; не требовалось; мешает восприятию материала.

Смена слайдов: осуществлялась автоматически; осуществлялась вручную докладчиком; использовались анимированные переходы между слайдами.

/data/files/c1550151295.pdf (методическая разработка занятия)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.