12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонтьева Регина Раилевна108
Россия, Мордовия респ., Саранск
3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


Абдуллова Р.Р.

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы в обучении чтению детей с нарушением интеллекта. Раскрыты методы и формы использования информационных технологий при поэтапном обучении чтению детей с нарушением интеллекта и рассмотрены пути решения поставленных задач.

Ключевые слова: школа, образование, нарушение интеллекта, обучение, дети.

Школа предоставляет возможность детям получить не только необходимые знания и навыки, но и способствует преодолению, либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества.

Мы живем во время, когда информация стала более доступной, нас окружают средства быстрого доступа и получения массовой информации. Компьютер, инструмент, с помощью которого обучение может стать более доступным, интересным и простым, что позволит получать более глубокие познания и всесторонне развиваться. Внедрение технических устройств в работу с детьми с особыми образовательными потребностями, это результат длительного педагогического поиска эффективных приемов и средств. Что является эффективным способом формирования целостного восприятия материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития сообразительности и воображения.

Для таких детей характерны низкая познавательная деятельность и активность, обусловленная общим психическим развитием, которое выражается в слабой учебной мотивации. У таких детей часто не сформирована фразовая речь, минимальный уровень зрительного и слухового восприятия, нарушение пространственно-временных понятий. Это приводит к однообразию, шаблонности мышления: они не выделяют существенного при восприятии услышанного, не анализируют, не обобщают и, как следствие, не могут воспроизвести [1, с. 124-126].

Главной задачей, является использование информационных технологий при поэтапном обучении чтению детей с нарушением интеллекта. Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения. Условием для достижения положительных результатов, является использование ИКТ на логопедических занятиях. Применение данных технологий благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие детей, а так же способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность, повышает учебную мотивацию.

Для этого были  разработаны определённые пути по использованию информационных технологий для поэтапного обучения чтению детей с нарушением интеллекта по методу Гелена Домана (методика глобального чтения) на логопедических занятиях. Смысл этого метода заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, простые предложения.

Технологии дают возможность научить детей наглядно и осмысленно воспринимать графическое изображение букв, усвоить элементарные навыки слогового чтения, повысить уровень общего и речевого развития. Позволяют использовать презентации, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога. Традиционные методы работы в сочетании с компьютерными  технологиями воспринимаются  детьми на уровне игры, в которой идёт процесс развития навыков чтения. Обучение делится на несколько этапов:

Первый этап. 5 карточек, с простыми, короткими словами. Нужно показывать по очереди, достаточно быстро меняя. Отчетливо произнося при этом каждый раз значение слов. Повторить эти упражнения по кругу несколько раз. Делая перерывы на 30 минут, между тремя показами. Длиться весь показ должен не дольше трех минут.

Второй этап. Повторите действия первого дня 3 раза. Затем возьмите 5 новых карточек, с такими же простыми и короткими словами. Всего во второй день у вас должно быть 6 занятий – 6 повторов карточек. Разделите их – 3 занятия с утра (каждое с перерывом в 30 минут), и 3 занятия после обеда.

Третий этап. Добавьте к двум шаблонам еще 5 карточек. И примените в показе 3 набора. Каждый показывайте 3 раза. Всего занятий будет 9. Но каждое из них по времени не должно превышать 3 минут. Уроки можете растянуть на весь день, и делать долгие перерывы. Слова из 15 первых карточек должны быть знакомы ребенку. Так же они должны быть предельно короткими и простыми.

Четвертый этап. Следующие 25 карточек, разделите на 5 наборов. Здесь действуйте по-другому: убирайте из выученного набора по 1 карточке, и добавляйте вместо нее новую. Делайте так с каждым набором. Время для освоения – 5 дней. Длительность 3 минуты, перерывы по 30 минут. В среднем он должен запоминать в день по 5 слов

Пятый этап. Чтение словосочетаний, является промежуточным этапом, следующим будет чтение предложений. Придумайте комбинации слов из тех, что уже выучены. Можно дополнить прилагательными и т.д. Эти понятия простые и понятные, для ребенка с умственной отсталостью.

Шестой этап. Составление простых предложений. Составьте 5 предложений, и 5 дней показывайте их, по 3 раза в день. Когда все запомнится, начинайте убирать по 2 предложения, заменяя их новыми.

Седьмой этап. Здесь нужно будут дополнительные карточки, с простейшими предлогами и наречиями. Теперь уже ребенок начинает сам «читать» слова и предложения вслух [2].

После чего наступает момент начать постепенно читать книги. Необходимо выбрать правильную и подходящую книгу для ребенка. Важно, чтобы в ней был знакомые ребенку слова и предложения и обязательно присутствие на каждой странице понятных для восприятия картинок. Однако для упрощения задачи, вы можете выбрать сначала книгу, а после учить для нее слова, словосочетания и предложения.

Преимуществом глобального чтения является одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения) зрительно и на слух.

Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях позволяет реализовать такие принципы, как принцип наглядности, принцип доступности, принцип системности, обеспечивает достаточный уровень усвоения предлагаемого материала.  

Занятие с применением данных технологий становятся более привлекательными, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходит своевременно и объективно.

Однако, при внедрении в практику ИКТ, необходимо соблюдать рекомендации по организации безопасной работы. Не забывать, про о снижении неблагоприятных воздействий на организм. Строго следить за временем. Всю работу выполнять под контролем и с помощью педагога.


Список используемой литературы​​​​​​​

 1. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. 246 с

2. Кузьмич В.В. Как научить читать ребенка с умственной отсталостью Новаторская методика / В.В. Кузьмич /. URL: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/kak-nauchit-chitat-rebenka-s-umstvennoj-otstalostju/ (23.09.19) ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 10.09.21 в 13:50 1Ответить Пожаловаться
Больших успехов Вам в непростом деле, которым Вы занимаетесь!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.