Урок географии в 6 классе на тему «Биосфера — сфера жизни»
Тема: « Биосфера- сфера жизни» Цель: образовательная: сформировать и систематизировать теоретические знания по теме «Что такое биосфера и как она устроена», выяснить какова роль живого вещества в природе, закрепить полученные знания и умения.
развивающая: развивать умения обобщать, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками в учебнике, создать условия для развития творческих и аналитических способностей учащихся.
воспитательная: воспитать бережное отношение к природе и окружающему миру, ответственность за совершенные поступки.
Оборудование: учебник, атлас.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о понятии «биосфера»; границах биосферы, её составе; имя учёного – основоположника учения о биосфере.
Метапредметные: формирование УУД:
Познавательные: определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: строить логическое рассуждение и делать выводы, называть признаки, по которым проводятся границы биосферы; описывать сферу распространения живых организмов и этапы её расширения; объяснять причины неравномерного распространения живых организмов;
Коммуникативные: работать с текстом и картами в атласе и учебнике, формирование экологического мышления.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биосферы и ее составляющих элементов.
Оборудование: физическая карта мира (полушарий), атлас, глобус, учебник, раздаточный материал карточка-задание, мультимедийное оборудование для презентации.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся - 10 мин
3. Изучение нового материала – 20 мин
4. Закрепление знаний и умений – 10 мин;
5. Домашнее задание – 2 мин.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся: Беседа по вопросам. На доске выведены пустые клетки для ответов.
Давайте вспомним, какие земные оболочки вы уже изучили.
1 задание. Это слово означает твердую оболочку земли. (слово состоит из 9 букв). Один ученик у доски вписывает слово «литосфера» в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение:
Что включает в себя литосфера? Земную кору и верхний слой мантии.
2. задание. Это слово означает водную оболочку земли. (слово состоит из 10 букв). Один ученик у доски вписывает слово «гидросфера» в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение: оболочка Земли, в которую включены океаны, моря, поверхностные и подземные воды суши, ледники.
3. Задание. Это слово означает воздушную оболочку земли. (слово состоит из 9 букв). Один ученик у доски вписывает слово «атмосфера» в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение: состоит из смеси газов, перечисляют основные газы атмосферы.
3. Изучение нового материала. Работа с текстом параграфа 48 учебника.
Вы отлично справились с заданиями. Теперь давайте вместе подумаем, какую оболочку Земли мы начнем изучать на сегодняшнем уроке.
На экране выводятся изображения живых организмов, растений, человека.
Вопрос к классу: при изучении какого предмета в школе вы уже встречались с подобными изображениями? (Биология), как можно перевести с латинского языка слово «биос»? («биос» - жизнь, «сфера» - оболочка).
Давайте сформулируем тему урока. Дети: «Биосфера».
Один из учеников помогает учителю раздать карточки-задания для дальнейшей работы на уроке. Класс фиксирует тему в тетради.
На экране презентация.
Формулирование целей и задач урока:
Слово учителя: Самые главные вопросы в любой науке: Что? Где? Для чего (роль, смысл существования)? В течение урока мы постараемся ответить на вопросы: «Что такое биосфера, каков ее состав? Где проходят границы биосферы? Что такое живое вещество и его роль в природе?»
Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой Землей вы осуществляете через изучение земных оболочек. Ия хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.
Для этого я предлагаю вам ребята разгадать кроссворд. Вот перед вами слова, которые нужно угадать. За каждое правильно угаданное слово вы будете получать географические деньги. Наша игровая валюта на уроке - «биографики». А в конце урока вы их сможете обменять на оценки. Чем больше «биографиков» тем выше оценка.
И так задание на 1 тур. Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из земной коры и верхней части мантии.(литосфера)
Это слово состоит из 9 букв.
Задание на 2 тур. Это слово означает водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши.
Это слово состоит из 10 букв. (Гидросфера)
Задание на 3 тур. И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли. (атмосфера)
9 букв.
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями!
III. Изучение нового материала
А сейчас,ребята, я предлагаю вам угадать какую оболочку Земли мы начнем изучать на сегодняшнем уроке. В этом вам поможет мой волшебный мешочек. Опускайте руку и угадайте, что в нем находится. (Учащиеся достают предметы из мешочка: цветок, животное, кукла-человек, овощ, фрукт.) По тем предметам, которые учащиеся достали – они должный сделать вывод, что речь пойдет о биосфере - оболочке жизни.
– Это объекты живой или неживой природы?
– Какая наука изучает живые организмы?
– Как с латинского переводится слово «биос»?
С лат. слово «биос» - жизнь, «сфера» - оболочка.
- И так, сформулируйте тему урока.
Дети: «Биосфера».
Запишите в тетрадь дату и тему урока.
Формулирование целей урока:
Давайте определим цели урока. Ответы детей: Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы?
Что же такое биосфера? Работа с учебником стр. 157.
Биосфера – это оболочка Земли, в пределах которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.(запись в тетрадь)
Древние римляне считали, что Земля зазеленела и зацвела после того, как богиня Флора
бросила в нее первые семена. Биосфера возникла позже всех оболочек более 3 млр.лет назад в древем океане.(видео фрагмент моана)
Впервые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.
(Заслушиваем сообщение ребенка о В.И.Вернадском (1863-1945гг.))
Сообщение учащегося.(Хайманова Алина)
В. И. Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863года в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался, прежде всего, историей.
В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но лекции Д. И. Менделеева, его идеи и его личность оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.
В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.
Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.
Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти работы дали возможность проставить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.
В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.
Умер В.И. Вернадский в 1945 году.
ФИЗМИНУТКА
Состав и границы биосферы
Все живые организмы на нашей планете обладают определенными признаками, которые отличают их от неживой природы.
Назовите признаки живых организмов? (Дыхание, Питание, Развитие, Размножение,Движение).
- Какие виды животных составляют биосферу? (Ответы учащихся)
Вы перечислили многие виды животных и растений, это доказывает что, живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их больше 2,5 млн. видов, которые составляют биосферу. Они в совокупности составляют Органический мир.
И все они подразделяются на четыре основных царства: Задание 1. Работа в группе. Напишите царства живой природы. Приклейте представителей живой природы под каждым царством, к которому оно относится. (один ученик у доски,)
Царства живой природы
Задание №2 . Границы биосферы. Заполнить таблицу
Оболочка | Где проходит | Что мешает дальнейшему распространению |
в атмосфере | На высоте более 17 км, до соприкосновения с озоновым слоем | Озоновый слой |
в литосфере | Земная кора, почвенный слой | Нехватка кислорода |
в гидросфере | Дно океана | - - - - - - - - - |
Объяснение учителя. Чтобы более подробно рассмотреть границы биосферы мы заполним таблицу, в задании №2 в карточке. В таблице 3 графы: в первой перечислены оболочки земли, во вторую мы запишем где проходят та или иная граница в третьей мы отметим, что мешает дальнейшему заполнению организмами в той или иной оболочки. Живые организмы распространены очень широко.
— Верхняя граница биосферы занимает весь слой тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы), доходит до озонового слоя. Вспомните, каково значение озонового слоя атмосферы для жизни на планете? (защищает от избыточного проникновения УФ лучей).
Нижняя граница на суше занимает несколько километров (до 4,5 км), какие организмы живут в земле? (микроорганизмы, способные существовать без воздуха и в плотной среде).
Гидросфера - полностью заселена живыми организмами.
«Особенности биосферы» Задание 3 . Ответить на вопросы, опираясь на текст учебника. (Взаимопроверка).
Все царства вместе образуют ……….. мир(органический)
Сколько процентов от общего числа видов организмов приходится на растения ______%(21)
Чем животные отличаются от растений? (способностью свободно передвигаться)
Как называются животные поедающие органические вещества, произведенные растениями
Как называют животных, поедающие других животных? Хищники
Какие животные (кроме бактерий) преобладают на земле? насекомые
Как называют группу животных (киты, рыбы, морские черепахи) живущих в толще воды? нектон
Общее названия группы организмов, обитающих на дне океана? Бентос
Мельчайшие океанические обитатели, которые переносятся течением? Лактон
На какой глубине в океане живёт основная масса организмов?200м
А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?
Работа с учебником (стр143)
Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.
Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные питаются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скапливаются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.
Задание 4.опираясь на текст учебника стр.157, составить схему «Круговорот веществ в биосфере» на ватмане (групповая работа)
Вывод: в круговороте веществ в биосфере под действием солнечного света и тепла растения, животные и микроорганизмы связаны между собой и с другими земными оболочками.
Первичное закрепление новой информации:
В виде игры за ответ учащийся получает «географики».
Вопросы по теме:
1. Что такое биосфера?
2. Какой русский учёный создал учение о биосфере? Когда?
3. Состав биосферы?
4. Границы биосферы?
5. Сколько по подсчетам учёных на земле существует видов живых организмов?
6. На какие основные царства делятся живые организмы?
7. К какому царству вы отнесёте человека?
8. Что составляет органический мир нашей планеты?
9. Назовите животных, которые относятся к хищникам, к травоядным?
10. Когда зародились живые организмы?
Задание2. «Установи соответствие».
А – Биосфера.
Б – Растения, животные и микроорганизмы
В – Ультрафиолетовые лучи и температура
Г – В.И. Вернадский.
Д – Размножение и приспособляемость
Е – Сферы, составляющие биосферу
1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.
2. Академик, основоположник биогеохимии.
3. Естественные факторы, влияющие на организм
4. Виды живых организмов
5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы
6. Свойства живых организмов
Задание3. «Допиши слово».
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - …
Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием … выделяют необходимые для жизни вещества и кислород.
Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,
Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)
Ключ:
1. суши
2. воды
3. неразрывной связи
4. зеленые растения
5. солнечных лучей
6. биоценозом
7. озера, луга, леса, пустыни
Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)
Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5
Вывод по теме:
• Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.
• Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.
• Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.
Вывод по теме:
• Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.
• Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.
Подсчёт балов и выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: 1.п. 48; 2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…»
Рефлексия: ребята, а теперь мы подведем итоги, как мы усвоили материал урока: соберём ромашку если вам было все понятно, и вы активно и с удовольствием работали –приклейте на доску зеленый лепесток, если было понятно не все – приклеим красный лепесток.
Тема урока:
Биосфера – это
Задание 1. Напишите царства живой природы. Приклейте представителей живой природы под каждым царством, к которому оно относится.
Царства живой природы
Задание №2.Заполнить таблицу. Границы биосферы
Оболочка | Где проходит | Что мешает дальнейшему распространению |
В атмосфере | | |
В литосфере | | |
В гидросфере | | |
Задание 3. «Особенности биосферы». Ответить на вопросы, опираясь на текст учебника.
1. Все царства вместе образуют мир.
2. Сколько процентов от общего числа видов организмов приходится на растения ______%
3. Чем животные отличаются от растений?
4. Как называются животные поедающие органические вещества, произведенные растениями?
5. Как называют животных, поедающие других животных?
6. Какие животные (кроме бактерий) преобладают на земле?
7. Как называют группу животных (киты, рыбы, морские черепахи) живущих в толще воды?
8. Общее названия группы организмов, обитающих на дне океана?
9. Мельчайшие океанические обитатели, которые переносятся течением?
10. На какой глубине в океане живёт основная масса организмов?
Схема «Круговорот веществ в биосфере»