Урок «Биосфера, её границы. Происхождение жизни на Земле. Распространение организмов» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Биосфера, её границы. Происхождение жизни на Земле. Распространение организмов».
Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель:
создать условия для создания и осмысления новой учебной информации, первичного закрепления способов деятельности на основе технологий проблемного, модульного обучения, в форме групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной, с ориентацией на формирование предметной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Образовательная цель:
Базовый уровень:
Понятия: биосфера, границы биосферы, гипотезы возникновения жизни на Земле.
Углубленный уровень:
закономерности распространения живых организмов на Земле.
Развивающая цель:
Базовый:
различать, запоминать, раскрывать суть понятий: биосфера, гипотезы возникновения жизни на Земле.
Повышенный:
объяснять закономерности распространения живых организмов на Земле.
Углубленный:
выявлять закономерности распространения живых организмов, оценивать и прогнозировать возможности подтверждения гипотез возникновения жизни на Земле на основе современных научных исследований.
Воспитательные:
формирование коммуникативной и информационной, экологической компетенций учащихся.
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, проблемный.
Методы познания:
учебник, беседа, презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Здравствуйте! Я пришла к вам с новыми знаниями, а какими они будут, посмотрим.
- Для начала давайте выясним, с какими земными оболочками вы знакомы?
Дети: литосфера, гидросфера, атмосфера.
3. Сегодня вы познакомитесь с ещё одной оболочкой, а с какой отгадайте:
Слайд 1.
Дети: Биосфера. Слайд 2.
- Что вы о ней можете сказать? Что обозначает это слово? («био» - жизнь; «сфера» - шар. Биосфера - это жизненная оболочка Земли.)
Откройте тетради, запишите число, тему урока и определение биосферы.
На доске вывесить 1-ый лучик
Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1453318129.jpg (1920x1440)
- Что вы хотите узнать об этой оболочке сегодня на уроке? (ответы детей)
- И так наш план на урок: Слайд 3.
1. Как появилась жизнь на Земле.
2. Границы биосферы.
3. Разнообразие живых организмов.
4. Распространение организмов на Земле.
- Недавно я услышала такой спор, послушайте и скажите, о чем идет речь? (Аудиозапись)
Миша: Наша Земля - колыбель человечества. Маша, а ты знаешь, откуда появилась жизнь на нашей планете?
Маша: Я слышала от своей бабушки, что жизнь на нашей планете создал Бог, об этом даже в библии говорится.
Миша: А я смотрел фильм, что жизнь появилась из космоса. И по всей вероятности, через миллион лет она прекратится.
- О чем спорят дети?
Дети: о происхождении жизни на Земле.
- Да, правильно, это наша с вами 1-я задача на урок.
На доске вывесить 2-ой лучик
Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1453318168.jpg (1920x1440)
- На сегодняшний момент существует 4 гипотезы происхождения жизни на Земле. Гипотеза - предположение.
Слайд 4.
- Кто не согласен с этими гипотезами? Почему?
- Кто согласен?
- Почему гипотезы все время менялись, чего все время не хватало ученым? (не хватает опыта, знаний)
- Что общего в этих гипотезах? (Происхождение жизни, живое произошло из неживого и т.д.)
-А как вы думаете, какую гипотезу принимают сейчас?
Сейчас правильной считается гипотеза № 4.
- А вы как думаете, откуда появилась жизнь?
- Хорошо! У вас еще все впереди, вы сможете создать и доказать свою гипотезу, но для этого нужно хорошо учиться.
_ ну что ж продолжим знакомство с биосферу. Биосферу называют «пленкой» жизни. Почему? Обсуждение.
- Давайте вместе рассмотрим. Сравните Землю и биосферу. В масштабах Земли биосфера оказывается тонкой поверхностной пленкой. Но именно в этом слое протекает активная жизнь.
Посмотрите на яблоко - представьте, яблоко - это Земля, тогда биосфера - это… (кожура яблока)
- С этой задачей мы справились, теперь давайте попробуем узнать границы биосферы. Вывесить 3-ий лучик.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1453318215.jpg (1920x1440)
- Откройте учебник на стр. 177. Прочитайте и скажите, каковы границы биосферы, т.е. где обитают живые организмы?
Дети: биосфера включает в себя нижнюю часть атмосферы высота от 15 до 25-30 км.; всю гидросферу; верхнюю часть литосферы глубина до 4 км.
Слайд 5.
- С этой задачей справились? (ДА) Давайте вспомним еще раз, что такое биосфера?
Дети: сфера жизни.
- Правильно! Биосфера - это оболочка, в которой живут живые организмы. Приведите, пожалуйста, примеры живых организмов. (Дети перечисляют).
- Вот видите, сколько их много, а вы еще не все перечислили, и мы переходим к следующей нашей задаче - разнообразие живых организмов.
Вывесить 4-ый лучик.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1453318241.jpg (1920x1440)
- Вспомните из природоведения 5 класс, на сколько групп - царств делят ученые все живые организмы?
Дети: 4
- Правильно, а кто вспомнит на какие?
Дети: растения, животные, грибы, бактерии.
- Как вы думаете, почему их так разделили, чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
- Растения образуют органическое вещество из неорганического.
Животные потребляют готовое органическое вещество.
Грибы и бактерии разлагают органическое вещество на неорганическое.
Запишите это в тетради.
- Как вы думаете, что является обязательным условием существования жизни, без чего не могут жить живые организмы?
Дети: Солнце и благоприятные природные условия существования: температура, влажность, световой режим.
- Между всеми организмами существует непрерывная взаимосвязь. Помогите мне придумать пример такой взаимосвязи на примере местной флоры и фауны, т.е. составьте цепь питания.
- Откройте учебник на стр. 178, рис. 214 рассмотрите его, что вы видите?
Дети: жизнь растений и животных, образование органического и неорганического вещества.
- Слайд 6. Прочитайте пословицу и раскройте смысл данной киргизской пословицы.
«Когда облака редки, земля плешива»
Дети: если нет облаков - нет и осадков, а, значит, нет растений, нет питания и, соответственно, нет жизни.
- Переходим к нашей следующей задаче. Вывесить 5 - ый лучик.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1453318295.jpg (1920x1440)
-Слайд 7. Посмотрите на рисунок, везде ли живые организмы распространены равномерно? Почему? (Ответы детей).
- Как меняется температура от экватора к полюсам? (уменьшается)
-Где более благоприятные условия у экватора или у полюсов?
- Поэтому ученые выделяют несколько природных зон. Так запишем новое понятие широтная зональность - изменение природных компонентов и комплексов от экватора к полюсам.
-Названия природным зонам даны по преобладающему типу растительности на данной территории. Давайте обратимся к атласу стр. 20 -21. Какие природные зоны выделяют, перечисляем с севера на юг.
- Слайд 7 - 16.
- Посмотрите внимательно и скажите, в какой природной зоне мы живем?
Дети: тайга.
- МОЛОДЦЫ!
- Посмотрите еще раз на карту и ответьте на вопрос - как еще изменяются природные условия?
Дети: с высотой.
- В каких районах это наблюдается? Какой рельеф?
Дети: горы.
- Итак, мы с вами видим, что кроме широтной зональности - изменение природных условий от…?
Дети: от экватора к полюсам
- ученые выделяют и высотную поясность.
- Кто попробует дать определение высотной поясности? (Ответы детей).
- Высотная поясность - смена природных компонентов и комплексов от подножия к вершине.
- Слайд 17.
- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»
КАВКАЗ
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
- Какое явление описывает поэт?
Дети: высотная поясность.
4. ИТОГ.
- Посмотрите на доску, что у нас получилось? (СОЛНЫШКО). А мы с вами знаем, что жизнь без него не возможна.
- В начале урока мы поставили себе несколько задач - Слайд 18, скажите, мы их достигли?
- У вас на столах лежат листочки с тестами, подпишите их и прямо на этих листочках отвечайте, так мне будет лучше видно, кто как усвоил новый материал.
работа с тестами.
Тест.
1. Особая оболочка Земли, в которой сосредоточена жизнь
а. биосфера
б. атмосфера.
в. литосфера.
г. гидросфера.
2. Верхняя граница биосферы расположена на уровне:
а. поверхности Мирового океана.
б. озонового слоя.
в. нижней границы мезосферы.
г. верхней границы тропосферы.
3. В гидросфере живые организмы распространены:
а. повсеместно.
б. во всей толщине вод суши.
в. во всем Мировом океане.
г. до глубины 2-3 км.
4. Живые организмы не представлены царством:
а. грибов.
б. мхов.
в. животных.
г. бактерий.
- Обменяйтесь тестами - взаимопроверка. У кого «5»? «4»? МОЛОДЦЫ!!!
Составим синквейн - Слайд 19.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание - Слайд 20
параграф 50, записи в тетради и следующее задание по желанию 12,18,16,19,19, 3,16, 18, 5 (это порядковые номера букв в алфавите)
- Что вам предлагается сделать по желанию? (кроссворд)
- Выставление оценок.
- Слайд 21.
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1453318395.ppt (Биосфера)
Приложение.
У каждого на парте.
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
1. Гипотеза Божественного творения жизни из неживого.
2. Гипотеза самозарождения жизни. (Появилась в Китае, Вавилоне,
Египте, нашла отражение в трудах Аристотеля).
3. Гипотеза космическая (множество вариантов: жизнь - уникальное и
неповторимое явление, больше нигде во Вселенной не существует;
жизнь на нашу планету занесли кометы и метеориты;
на Землю попали «споры жизни» из космоса;
жизнь на планете инопланетного происхождения.)
4. Эволюционная гипотеза (постепенное развитие от примитивных, простейших форм до самых сложных).