Урок «Биосфера, её границы. Происхождение жизни на Земле. Распространение организмов» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 20 January 2016

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: «Биосфера, её границы. Происхождение жизни на Земле. Распространение организмов».

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель:

создать условия для создания и осмысления новой учебной информации, первичного закрепления способов деятельности на основе технологий проблемного, модульного обучения, в форме групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной, с ориентацией на формирование предметной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Образовательная цель:

Базовый уровень:

Понятия: биосфера, границы биосферы, гипотезы возникновения жизни на Земле.

Углубленный уровень:

закономерности распространения живых организмов на Земле.

Развивающая цель:

Базовый:

различать, запоминать, раскрывать суть понятий: биосфера, гипотезы возникновения жизни на Земле.

Повышенный:

объяснять закономерности распространения живых организмов на Земле.

Углубленный:

выявлять закономерности распространения живых организмов, оценивать и прогнозировать возможности подтверждения гипотез возникновения жизни на Земле на основе современных научных исследований.

Воспитательные:

формирование коммуникативной и информационной, экологической компетенций учащихся.

 

Методы обучения:

Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, проблемный.

Методы познания:

учебник, беседа, презентация.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Здравствуйте! Я пришла к вам с новыми знаниями, а какими они будут, посмотрим.

- Для начала давайте выясним, с какими земными оболочками вы знакомы?

Дети: литосфера, гидросфера, атмосфера.

3. Сегодня вы познакомитесь с ещё одной оболочкой, а с какой отгадайте:

Слайд 1. 

Дети: Биосфера. Слайд 2.

- Что вы о ней можете сказать? Что обозначает это слово? («био» - жизнь; «сфера» - шар. Биосфера - это жизненная оболочка Земли.)

Откройте тетради, запишите число, тему урока и определение биосферы.

На доске вывесить 1-ый лучик

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1453318129.jpg (1920x1440)

 

- Что вы хотите узнать об этой оболочке сегодня на уроке? (ответы детей)

- И так наш план на урок: Слайд 3.

1. Как появилась жизнь на Земле.

2. Границы биосферы.

3. Разнообразие живых организмов.

4. Распространение организмов на Земле.

- Недавно я услышала такой спор, послушайте и скажите, о чем идет речь? (Аудиозапись)

Миша: Наша Земля - колыбель человечества. Маша, а ты знаешь, откуда появилась жизнь на нашей планете?

Маша: Я слышала от своей бабушки, что жизнь на нашей планете создал Бог, об этом даже в библии говорится.

Миша: А я смотрел фильм, что жизнь появилась из космоса. И по всей вероятности, через миллион лет она прекратится.

- О чем спорят дети?

Дети: о происхождении жизни на Земле.

- Да, правильно, это наша с вами 1-я задача на урок.

На доске вывесить 2-ой лучик

Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1453318168.jpg (1920x1440)

- На сегодняшний момент существует 4 гипотезы происхождения жизни на Земле. Гипотеза - предположение.

Слайд 4.

- Кто не согласен с этими гипотезами? Почему?

- Кто согласен?

- Почему гипотезы все время менялись, чего все время не хватало ученым? (не хватает опыта, знаний)

- Что общего в этих гипотезах? (Происхождение жизни, живое произошло из неживого и т.д.)

-А как вы думаете, какую гипотезу принимают сейчас?

Сейчас правильной считается гипотеза № 4.

- А вы как думаете, откуда появилась жизнь?

- Хорошо! У вас еще все впереди, вы сможете создать и доказать свою гипотезу, но для этого нужно хорошо учиться.

_ ну что ж продолжим знакомство с биосферу. Биосферу называют «пленкой» жизни. Почему? Обсуждение.

- Давайте вместе рассмотрим. Сравните Землю и биосферу. В масштабах Земли биосфера оказывается тонкой поверхностной пленкой. Но именно в этом слое протекает активная жизнь.

Посмотрите на яблоко - представьте, яблоко - это Земля, тогда биосфера - это… (кожура яблока)

- С этой задачей мы справились, теперь давайте попробуем узнать границы биосферы. Вывесить 3-ий лучик.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1453318215.jpg (1920x1440)

- Откройте учебник на стр. 177. Прочитайте и скажите, каковы границы биосферы, т.е. где обитают живые организмы?

Дети: биосфера включает в себя нижнюю часть атмосферы высота от 15 до 25-30 км.; всю гидросферу; верхнюю часть литосферы глубина до 4 км.

Слайд 5.

- С этой задачей справились? (ДА) Давайте вспомним еще раз, что такое биосфера?

Дети: сфера жизни.

- Правильно! Биосфера - это оболочка, в которой живут живые организмы. Приведите, пожалуйста, примеры живых организмов. (Дети перечисляют).

- Вот видите, сколько их много, а вы еще не все перечислили, и мы переходим к следующей нашей задаче - разнообразие живых организмов.

Вывесить 4-ый лучик.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1453318241.jpg (1920x1440)

- Вспомните из природоведения 5 класс, на сколько групп - царств делят ученые все живые организмы?

Дети: 4

- Правильно, а кто вспомнит на какие?

Дети: растения, животные, грибы, бактерии.

- Как вы думаете, почему их так разделили, чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

- Растения образуют органическое вещество из неорганического.

Животные потребляют готовое органическое вещество.

Грибы и бактерии разлагают органическое вещество на неорганическое.

Запишите это в тетради.

- Как вы думаете, что является обязательным условием существования жизни, без чего не могут жить живые организмы?

Дети: Солнце и благоприятные природные условия существования: температура, влажность, световой режим.

- Между всеми организмами существует непрерывная взаимосвязь. Помогите мне придумать пример такой взаимосвязи на примере местной флоры и фауны, т.е. составьте цепь питания.

- Откройте учебник на стр. 178, рис. 214 рассмотрите его, что вы видите?

Дети: жизнь растений и животных, образование органического и неорганического вещества.

- Слайд 6. Прочитайте пословицу и раскройте смысл данной киргизской пословицы.

«Когда облака редки, земля плешива»

Дети: если нет облаков - нет и осадков, а, значит, нет растений, нет питания и, соответственно, нет жизни.

- Переходим к нашей следующей задаче. Вывесить 5 - ый лучик.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1453318295.jpg (1920x1440)

-Слайд 7. Посмотрите на рисунок, везде ли живые организмы распространены равномерно? Почему? (Ответы детей).

- Как меняется температура от экватора к полюсам? (уменьшается)

-Где более благоприятные условия у экватора или у полюсов?

- Поэтому ученые выделяют несколько природных зон. Так запишем новое понятие широтная зональность - изменение природных компонентов и комплексов от экватора к полюсам.

-Названия природным зонам даны по преобладающему типу растительности на данной территории. Давайте обратимся к атласу стр. 20 -21. Какие природные зоны выделяют, перечисляем с севера на юг.

- Слайд 7 - 16.

- Посмотрите внимательно и скажите, в какой природной зоне мы живем?

Дети: тайга.

- МОЛОДЦЫ!

- Посмотрите еще раз на карту и ответьте на вопрос - как еще изменяются природные условия?

Дети: с высотой.

- В каких районах это наблюдается? Какой рельеф?

Дети: горы.

- Итак, мы с вами видим, что кроме широтной зональности - изменение природных условий от…?

Дети: от экватора к полюсам

- ученые выделяют и высотную поясность.

- Кто попробует дать определение высотной поясности? (Ответы детей).

- Высотная поясность - смена природных компонентов и комплексов от подножия к вершине.

- Слайд 17.

- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»

КАВКАЗ

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной...

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

- Какое явление описывает поэт?

Дети: высотная поясность.

4. ИТОГ.

- Посмотрите на доску, что у нас получилось? (СОЛНЫШКО). А мы с вами знаем, что жизнь без него не возможна.

- В начале урока мы поставили себе несколько задач - Слайд 18, скажите, мы их достигли?

- У вас на столах лежат листочки с тестами, подпишите их и прямо на этих листочках отвечайте, так мне будет лучше видно, кто как усвоил новый материал.

работа с тестами.

Тест.

1. Особая оболочка Земли, в которой сосредоточена жизнь

а. биосфера

б. атмосфера.

в. литосфера.

г. гидросфера.

2. Верхняя граница биосферы расположена на уровне:

а. поверхности Мирового океана.

б. озонового слоя.

в. нижней границы мезосферы.

г. верхней границы тропосферы.

3. В гидросфере живые организмы распространены:

а. повсеместно.

б. во всей толщине вод суши.

в. во всем Мировом океане.

г. до глубины 2-3 км.

4. Живые организмы не представлены царством:

а. грибов.

б. мхов.

в. животных.

г. бактерий.

- Обменяйтесь тестами - взаимопроверка. У кого «5»? «4»? МОЛОДЦЫ!!!

Составим синквейн - Слайд 19.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание - Слайд 20

параграф 50, записи в тетради и следующее задание по желанию 12,18,16,19,19, 3,16, 18, 5 (это порядковые номера букв в алфавите)

- Что вам предлагается сделать по желанию? (кроссворд)

- Выставление оценок.

- Слайд 21.

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1453318395.ppt (Биосфера)

Приложение.

У каждого на парте.

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

1. Гипотеза Божественного творения жизни из неживого.

2. Гипотеза самозарождения жизни. (Появилась в Китае, Вавилоне,

Египте, нашла отражение в трудах Аристотеля).

3. Гипотеза космическая (множество вариантов: жизнь - уникальное и

неповторимое явление, больше нигде во Вселенной не существует;

жизнь на нашу планету занесли кометы и метеориты;

на Землю попали «споры жизни» из космоса;

жизнь на планете инопланетного происхождения.)

4. Эволюционная гипотеза (постепенное развитие от примитивных, простейших форм до самых сложных).

Предварительный просмотр презентации

shtБqИjnОzfCgvФwiЕzsРrfАzsr

БИОСФЕРА

1. Как появилась жизнь на Земле. 2. Границы биосферы. 3. Разнообразие живых организмов. 4. Распространение организмов на Земле.

«Когда облака редки, земля плешива»

Арктические пустыни

Тундра

Тайга

Смешанный лес

Широколиственные леса

Степи и лесостепи

Саванны и редколесья

Пустыни и полупустыни

Влажные экваториальные леса

1. Как появилась жизнь на Земле. 2. Границы биосферы. 3. Разнообразие живых организмов. 4. Распространение организмов на Земле.

Составьте синквейн 1 существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза или предложение по теме. 1 слово – обобщение.

Домашнее задание: параграф 50, записи в тетради и следующее задание по желанию 12,18,16,19,19, 3,16, 18, 5

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.