12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Капустина Марина Сергеевна281
Россия, Кемеровская обл., Междуреченск

Капустина Марина Сергеевна

Учитель географии,

МБОУ СОШ № 1.

Урок географии в 6 классе (по ФГОС).

Тема: Землетрясение.

Цель:формирование системных знаний о понятии землетрясение.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

  • закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации “землетрясении”;

    способствовать формированию понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмология, сейсмические пояса, сейсмограф.

    продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;

    расширять представление об окружающем мире.

    продолжить обучение работе с различными источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста, предъявлению и обобщению информации;

    развить познавательный интерес у обучающихся к практическим занятиям на уроках географии;

    развивать коммуникативные навыки через работу в группах, парах.

    Развивать логическое мышление, память, пространственное воображение.

    Воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность;

    Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;

    Формировать творческую активность, дисциплину, внимание.

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

На предметном уровне

На метапредметном уровне

На личностном уровне

Сформулировать определение понятий землетрясение, сейсмические пояса, сейсмология. Объяснять причины возникновения землетрясений. Сформулировать правила личной безопасности в районах стихийных бедствий.

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию (П), владеть смысловым чтением (П), самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (П), анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;классифицировать (П), сравнивать (П), устанавливать причинно-следственные связи (П), устанавливать аналогии (создавать модели объектов) (П), представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ (П), определять цель, проблему (Р), выдвигать версии (Р), планировать свою деятельность (Р), работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки (Р), излагать свое мнение (К), создавать устные и письменные тексты (К), организовать работу в паре, группе (К), использовать ИКТ (К).

Аргументировано оценивать свои и чужие ответы (Л), осознавать свои эмоции (Л), осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах (Л), осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции (Л), вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя людям (Л).

Основные понятия, изучаемые на уроке

Землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмология, сейсмические пояса, сейсмограф.

Межпредметные связи

Связь с ОБЖ, физикой.

Учебник

География. Начальный курс. 6 класс./ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. –М.: Дрофа, 2014.

Оборудование

Учебник, энциклопедии, справочники, раздаточный материал (карточки с заданиями), атласы, карта «Сейсмические пояса».

Тип урока

Изучение нового материала

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Формы организации учебной деятельности

- фронтальная

- в паре

- в группе

- индивидуальная

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Этап 1.

Организационный момент

(Создает эмоциональный настрой).

Приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать и экспериментировать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать наша любознательность.

Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя.

Проверяют принадлежности к уроку.

Личностные

Этап 2.

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации

Я хочу вам загадать загадку:

Неожиданно проснулось- будто зеркало качнулось.

Что это? (Землетрясение).

А как вы понимаете, что такое землетрясение?

Что вы хотите узнать о землетрясениях? На какие вопросы нужно ответить?

Отгадывают загадку.

Формулируют определение

Высказывают свои предположения, вступают в диалог с учителем.

Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает.

Познавательные

Коммуникативные

Этап 3.

Целеполагание

Давайте сформулируем тему урока.

Какова же тогда цель сегодняшнего урока?

Формулируют тему и цель урока

Регулятивные

Этап 4.

Планирование

Давайте составим план. Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? Спланируемсвои действия. Записывается план на доске:

Причины землетрясений.

Как происходит землетрясение.

Меры безопасности при землетрясениях.

Работа в парах. Обмен мнениями. Предлагают свои варианты изучения темы.

Коммуникативные. Регулятивные.

Этап 5.

Изучение нового материала

Учитель предлагает способ работы над новым материалом: «Ребята, так как работа предстоит большая, то лучше будет разделиться на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание по карточкам и выступит с сообщением». Учитель делит обучающихся на 3 группы и раздает задания ( см. приложение № 1).

1 группа «Теоретики»

2 группа «Практики»

3 группа «Очевидцы землетрясения»

Формируются группы.

Коммуникативные, личностные.

А) самостоятельная работа в группах по карточкам

Контролирует, корректирует работу каждой группы и помогает справиться с трудностями.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи.

Работают с различными источниками информации, анализируют, обобщают, представляют информацию в виде схем, рисунков, планов действий, используя ИКТ. Готовят сообщение.

Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.

Б) Сообщение групп.

Заслушивает выступления каждой из групп.

Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку полученных результатов.

Познавательные, коммуникативные, личностные. Регулятивные.

Этап 6.

Применение нового знания (закрепление знаний)

А теперь закрепим наши знания. Задание: необходимо заполнить пропуски в предложениях (см. приложение № 3).

Выполняют работу по парам. Проверяют ответы по ключу. Корректируют результаты. Ставят отметки.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Этап 7.

Рефлексия (итог урока)

Предлагает вспомнить тему и цель урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успеха группы в целом.

Прием «Незаконченное предложение»

Самым интересным сегодня на уроке было ____________

Самым сложным для меня сегодня было___________

Сегодня я понял __________

Сегодня я научился _______

Сегодня я задумался_______

Сегодня урок показал мне__

На будущее мне надо иметь в виду________________

Оцените работу группы, используя карточку «Лестница успеха» (см. приложение № 3)

   

3. Мы все поняли, все успели, можем помочь другим

 

2. Мы все поняли, почти все успели

 

Мы ничего не поняли, ничего не успели

   

Формируют свой конечный результат работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке (индивидуально и в группе).

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Этап 8.

Домашнее задание

Параграф 15, составить кроссворд по теме «Землетрясение».

Записывают домашнее задание.

Регулятивные


 

Приложение № 1

Карточки для работы в группах.

Карточка № 1 группа «Теоретики» - они рассказывают о причинах возникновения землетрясений, используя приготовленные справочники и энциклопедии.

План выступления:

Что такое землетрясение.

Причины возникновения (изобразить на плакате: сделать схему или рисунок).

Что такое очаг землетрясения (изобразить на плакате: сделать схему или рисунок).

Что такое эпицентр землетрясения (изобразить на плакате: сделать схему или рисунок).

Карточка № 2 группа «Практики» - они рассказывают о районах, в которых происходит больше всего землетрясений, как и кто, занимается изучением землетрясений, рассматривают Шкалу Рихтера.

План выступления:

Сейсмические пояса. Используя карту «Сейсмические пояса» определить районы наиболее частых и сильных землетрясений.

Изучение землетрясений. Приборы для изучения сейсмичности (описание прибора).

12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). Укажите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9 баллов; 11-12 баллов. По представленным фотографиям определите силу землетрясений ( см. приложение № 2). Результаты запишите.

Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?

Карточка № 3 группа «Очевидцы землетрясения»- они расскажут о том, как необходимо себя вести во время чрезвычайных ситуаций. Свой рассказ они иллюстрируют схематическими рисунками, которые показывают, что надо делать при землетрясениях, а что категорически запрещено.

План выступления:

История крупнейших землетрясений мира. Проанализируйте таблицу в энциклопедии. От чего зависит число жертв при землетрясениях? Сделать выводы.

Признаки близкого землетрясения. Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию. Рассмотреть различные источники информации.

Разработать памятку «Советы жителям сейсмоопасных районов» (действия при землетрясениях, правила поведения) в виде рисунка, текста и т.п.

Кузбасс – сейсмоопасный район? История землетрясений в Кузбассе.


 

Приложение № 2

Сила землетрясения пo 12-балльной шкале.

Баллы

Характеристика землетрясения

1

He ощущается. Отмечается только специальными приборами: сейсмографами

2

Очень слабое, ошущается только очень чуткими домашними жи­вотными и

некоторыми людьми в верхних этaжах зданий

3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясе­ние от грузовика

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качают­ся люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий.

6

Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

7

Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается шту­катyрка.

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются; часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разру­шаются многие крепкие здания. Ha почве появляются трещины.

9

Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.

10

Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы.

11

Катастрофа. Почти все камениые постройки разваливаются, разру­шаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.

12

Сильная катастрофа. Разрущаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Ha поверхно­сти грунта видны земляные волны.

Фотографии землетрясений.

Приложение № 3

Заполните пропуски

Грозное явление природы, представляющее собой подземные толчки и колебания поверхности Земли, называется _______________________. 

Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется _____________________________.

Участок земной поверхности над очагом землетрясения называется ___________ __________.

Наука о землетрясениях называется ______________, а прибор, который регистрирует землетрясения - ________________________.

Силу землетрясения оценивают по __________________________________, большинство землетрясений приурочено к определенным районам планеты, которые называются - ___________________________________________.

Прием «Незаконченное предложение»

Самым интересным сегодня на уроке было _____________________________________________________________

Самым сложным для меня сегодня было_______________________________________________________________

Сегодня я понял ___________________________________________________________________________________

Сегодня я научился _________________________________________________________________________________

Сегодня я задумался________________________________________________________________________________

Сегодня урок показал мне____________________________________________________________________________

На будущее мне надо иметь в виду____________________________________________________________________


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.