«Как показывает практика, трудности с налаживанием коммуникативных контактов испытывают, в основном, молодые и начинающие педагоги»

 Начало описания конкурса вызвало резонанс и побудило принять участие. Ощущаю себя в преклонном возрасте, хотя в к категории молодых. Соглашусь, эта статья не предмет ценности для фонда педагогических методик. Только написать ее мой долг, ведь за время общения со студентами  и их родителями поняла настолько важные и искренние вещи, которыми не возможно не поделиться или хотя бы привлечь к ним внимание.

Итак. Что можно посоветовать молодому педагогу?

Во-первых, не стыдится того, что молод. Время – это лишь относительная величина, вы в этом не виноваты, просто родились позже остальных коллег.

Во-вторых, помните. Не так давно вы тоже были студентами, это ключ взаимодействия с обучающимися. Этот проблеск эмпатии ни раз, ни два выручал меня в сложных обстоятельствах, гасил тревожность.  Честно, как преподаватель художественных дисциплин о многих ошибках я знаю по опыту, это облегчает процесс понимания и помогает найти наиболее эффективные пути подачи материала.

Время диктует новые стандарты, чтобы вдохновить и мотивировать студентов ищу новые варианты интеграции тем при выдаче заданий.. Студенты художественных вузов несут бремя своего творчества, насмешки, похвалу, постоянно торопятся и что-то исправляют, работают с красителями и вредными смесями.  Естественно в данной специфике обучения все упирается в творческие и физические ресурсы, в возможность педагога вовремя направить студента, вовремя остановить, чтобы огонь творчества не гас и студент мог идти в ногу со временем, а не все в последнюю ночь. Я не про огромное количество творческих работ и большое количество дисциплин, в числе которых ковроткачество, керамика, батик, народные промыслы, композиция, живопись, рисунок и т.д., а скорее про невозможность это все «скачать» и «купить». Для оптимизации обучения я пользуюсь видеоконференциями, мессенджерами для обмена творческими материалами (туториалы, мастер-классы, видео-уроки).

На данном этапе развития образования я считаю, что нужно поощрять студентов за проявления индивидуальности и стремление к знаниям. Молодые педагоги ближе к студентам ментально, они по себе знают, что эффективно, а что нет, как можно выстроить обучение и взаимодействие, чтобы процесс обучения был эффективен, настроиться на близкую волну и максимально вовлечь обучающихся в тему, чтобы у них не оставалось «оперативной памяти» на лишние мысли и дела, нарушающие структуру урока. Тишина и полная вовлеченность – не это ли мечта преподавателя? Да, возможно, это кажется странным, почему педагог должен подстраиваться? Ну а как иначе?  Один в поле не воен. И речь не о бесконечных уступках и бесхребетности, скорее о грамотном плане подачи материла.

За время моей работы увеличилась посещаемость, у студентов вернулся интерес к учебе, они стали оптимистичнее, стали интересоваться предметом, начали самостоятельно посещать выставки и легче идут на контакт. Ведь самое худшее, что можно увидеть – это потухшие глаза обучающихся, которые смотрят в никуда. И это не их проигрыш, а лично мой. Успеваемость и посещаемость студентов – не всегда злостные козни ленивых учеников, а порой результат деятельности педагога, к сожалению, неэффективной деятельности.  

Авторитаризм и жесткость, карающее образование – были эффективны в прошлом, но в условиях нынешних реалий, по моему мнению, это путь в никуда. Такие вещи отбирают энергию, они погружают студентов в уныние, апатию  и негатив. Да, не без строгости, она нужна, но справедливой строгости, не сеющей хаос в головах, не воюя: поставил всем двойки, решив проучить, хотя до этого игнорировал проблему. Самое грустное, когда работает правило злой руки: обиженный педагог подчас способен нанести вред всем вокруг. Думаю, многим знаком подобный опыт по школе или собственному обучению. Мои воспоминания, возможно, не для этой статьи, но это совершенно точно ломает личность. Я помню, как расписывала огромную шкатулку и опоздала на 10 минут из-за порванного пакета по дороге. Меня не пустили в аудиторию, в назидание остальным. Справедливо? Возможно. Только вот, знаете, для ответственного студента это позорный удар ни за что, все и помнить уже не помнили на следующий день, а у меня тот момент до сих пор перед глазами. Такие вещи способны перекрывать позитивный опыт обучения. С тех пор мне было некомфортно на занятиях у этого педагога, я переживала, что не всегда могу все контролировать и желала угодить преподавателю.

Чтобы быть педагогом здорового человека, я считаю, необходимо быть вне событий, нужно быть в гармонии с миром и с собой, лишь тогда студенты потянутся. Это жизнь и наш долг – научить студента силе воли, умению не сдаваться, любознательности, находчивости, общительности. А каким образом мы это сделаем, если в аппарате образования очень часто встречается лишь запугивание и давление? Какие аргументы чаще всего слышат студенты? (они, кстати, потом все меньше действуют на них):

- будешь отчислен.

-бери академический отпуск

-вызовем родителей

-вон из аудитории

Почему вместо конструктивных советов в жизни с малых лет учеников стараются запугать. Хороших ученик – тихий ученик. Почему педагоги со стажем часто черствеют? Почему есть печальная статистика о проблемности семей, где один из родителей трудится на должности педагога? Откуда берется непреклонность, конфликтность и заносчивость? Неужели все молодые педагоги рано или поздно становятся представителями «ЭГОистичного» преподавания. Я осознаю, что оттенок моей статьи весьма идеалистичен и в чем-то наивен, но тема располагает к размышлению.

Каждый педагог должен выстроить вокруг себя небольшой, но добрый барьер. Люди должны уважать его, но при этом он должен уважать и их, будь это коллеги или первокурсники, неважно. Мы сейчас живем в мире масок и ложных «Я», в образовании необходимо готовить студентов  к самостоятельной жизни вне учреждения образования: объединять группу, растить коллективное сознание, учить их идентифицировать себя и окружающих, оценивать, но не по одним лишь заслугам и промахам. Я хочу, чтобы мои студенты понимали, что все в жизни можно изменить, пока мы живы. Что все зависит от них, победы не вечны, промахи тоже не вечны, главное, не сдаваться, не замыкаться в себе, трудиться и тянуться к знаниям, а для этого я всегда им протяну руку помощи, и для этого мне не жаль, ни времени, ни сил. Я не хочу быть педагогом, которого боятся и избегают в коридорах, я хочу быть тем, к кому приходят за знаниями, с кем готовят интересные творческие проекты, который видит за студентами их личности, а не пустые квадраты в школьном портале. Быть преподавателем – это самый сложный экзамен.

- Что самое значимое для тебя делали?

- В меня верили.





Комментарии
Комментариев пока нет.